4) нормативное воздействие. В процессе формирования конституционного мировоззрения граждан необходимо сочетание ценностно-идеологического, информационного, эмоционально-психологического влияния Конституции на сознание человека с ее нормативным воздействием, которое обеспечивает всеобщность мировоззренческих конституционных установок и идеологических положений в общественном сознании.
Хотя конституционное мировоззрение в силу самой своей природы и назначения должно распространяться на все слои населения, особое значение оно имеет для представителей профессиональных групп - государственных и муниципальных служащих, работников правоохранительных органов, судей и т.п., которые выступают не только его носителями, но и призваны защищать и развивать его ценностные установки. Речь идет о формировании профессионального конституционного мировоззрения, истоки которого находятся в юридическом образовании. Именно поэтому прежде всего с позиций конституционных требований и, как отмечалось, широкого правопонимания необходимо подходить к решению вопроса о том, каким должен быть профессиональный портрет современного юриста <1>.
--------------------------------
<1> См.: об этом: Бондарь Н.С. Конституционная модель современного юриста: соответствует ли ей нынешняя система юридического образования? // Человек и закон. 2010. N 1. С. 18 - 27.
Здесь важным является сам подход к вопросу о том, на какую модель профессионального юридического мировоззрения необходимо ориентироваться. Кого должны готовить юридические вузы - сотрудников правоохранительных органов, имеющих преимущественно карательно-правоохранительную профессиональную ориентацию, или специалистов правозащитного правоприменения (в сфере бизнеса, управления, социальной защиты граждан и т.п.)? В связи с этим нельзя не вспомнить, что исторически в России университеты и их юридические факультеты традиционно были главными поставщиками кадров высшей квалификации для государственного и хозяйственного управления. Коренным образом, причем в худшую сторону, изменилось положение дел в подготовке и специализации юридических кадров в советский период. В противоречие с общемировой тенденцией повышения ценности права и, соответственно, усиления роли юристов во всех сферах государственной, общественной, хозяйственной жизни на протяжении десятилетий у нас неуклонно сокращался удельный вес юристов, занятых в сфере управления и производства. Свыше 64% всех юридических кадров работало в тот период в правоохранительных органах, в то время как в других странах не менее 80% юристов находят применение в некриминальной сфере (управление, экономика). Именно в этих условиях сложилась традиционная для нас "правоохранительно-карательная" модель юриста как специалиста с высшим образованием, ориентированного на работу прежде всего в правоохранительных, карательных органах.
Не является выходом из положения и обозначившееся в 1990-е гг. такое направление "декриминализации" юридического образования, как его переориентация на некую рыночно-цивилистическую, предпринимательскую модель. При наличии некоторых, бесспорно, позитивных моментов, связанных с преодолением господства правоохранительных ориентиров в профессиональном юридическом мировоззрении, есть в этом и очевидные издержки: цивилистическая модель неизбежно базируется в своей основе на приоритете частно-правовых ценностей, что ведет к дисбалансу в квалификационных характеристиках будущих юристов между частными и публичными ценностно-правовыми началами.
Выход из этой ситуации - переход к конституционной модели юриста и, соответственно, к конституционному профессиональному мировоззрению. Такая модель в основных своих характеристиках имеет конституционное обоснование: в основе всех ее составляющих должны лежать конституционные ценности демократической правовой государственности России, и именно такой подход позволяет преодолеть догматические крайности, связанные с односторонним узкоотраслевым подходом к формированию профессиональных качеств юриста. Без конституционализации юридического образования невозможен переход к конституционному профессиональному мировоззрению. Именно на основе конституционализации юридического образования возможно разрешить противоречие между универсализацией и специализацией юридического образования, широтой и глубиной профессионально-мировоззренческих качеств современного юриста.
Подобная образовательная практика имеет в своей основе прямые предписания Основного Закона о его верховенстве по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам безотносительно к их отраслевой принадлежности и прямом действии на всей территории России (ст. 15 Конституции РФ), ценности конституционного права как призванного и способного обеспечить формирование юридических основ всего общественно-государственного устройства во всех его жизненно важных проявлениях. В этом же русле следует оценивать решения Конституционного Суда РФ; их недооценка дезориентирует граждан, приводит к формированию у них недостоверного (а то и искаженного) представления о современных правовых реалиях. Акты Конституционного Суда в силу их объективной природы оказывают мощное (конституционно-правовое!) воздействие как на состояние правовой системы, так и на правоприменительную практику. Именно в этих решениях часто содержится единственно верный ответ: как необходимо понимать, толковать и применять нормы законодательства, с тем чтобы они не вступали в противоречие с Конституцией. Одновременно конституционно-судебные акты содержат развернутую методологию решения сложнейших юридических конфликтов, владение которой архиважно для субъектов профессиональных правовых знаний.
Не случайно в сфере зарубежного юридического образования сегодня все более широко распространенным становится так называемый кейсовый (от англ. case - дело, судебное дело) метод обучения, который предполагает освоение учебного материала на базе конкретных дел (казусов), и прежде всего решений органов конституционной юстиции. Оно и понятно. Современное право и правоприменительная практика слишком динамичны, чтобы их можно было понимать, осмысливать и изучать, ориентируясь только на отраслевой закон, без учета лежащих в его основе конституционных ценностей и принципов права.
Одним словом, конституционная составляющая профессионального юридического мировоззрения как имманентной характеристики реального конституционализма имеет важное значение с точки зрения как доктринальной оценки, так и практики развития современного конституционализма во всех его универсальных демократических характеристиках и национально-специфических механизмах реализации. Одновременно в этом находит отражение сложный, полиструктурный характер системы конституционализма, одной из важных сфер реализации и одновременно фактором дальнейшего развития которого является правосудие, включая конституционное.