«Эта песня называется «За тобой пришли» … О том, что ты не спрячешься от Будущего ни в какой норке, ни на каком диване… Будущее тебя найдет!...» [17], – таков автометапаратекст к песне «За тобой пришли», спетой на концерте в г. Эссен (Германия, 2013 г.), что звучит как пророчество и проклятие одновременно. Исследователи рок-поэзии справедливо обращают пристальное внимание на автометапаратекст – это «текст несамостоятельный, вспомогательный, он расположен «рядом» с так называемым «основным текстом» (самой песней), принадлежит автору песни и содержательно направлен на ту песню, то есть это текст о песне» [3, с. 71], по определению Ю.В. Доманского. Автометапаратекст может определять и расширять характеристику и позицию автора и его героя, выходя за рамки песни.
Как видно, Шевчук выступает в автометапаратексте как своеобразный «пророк», который, опираясь на Настоящее, предсказывает человечеству то, что ждет его в Будущем. Эту же поэтическую ситуацию можно наблюдать и в тексте песни: «Идет новая битва, бойня застолья / Там, где с тьмою сцепился свет…» («За тобой пришли») [14].
Как уже было сказано выше, для лирического героя «погром» – это образ мира-хаоса Настоящего, перерастающий в мир-хаос Будущего, которое также оценивается скептически: «В этом новом погроме трудно познать, / Вскрыть самого себя. / ˂…˃ Последнее соитие с этим миром – / Ужас своего «Я» («Новая Россия») [13]. В негативном аспекте вновь рассматриваются цивилизация в целом и технологизация, на которой, по мнению лирического героя, возможно закладывается фундамент Будущего: «Будущее в айфонах, / Все цифры давно за нас.» («Реальность») [13]. «Айфоны» стали своеобразной синекдохой, которой автор обозначает все материальное, компьютерное, искусственное, что противопоставлено духовности, культуре и в конечном итоге – жизни.
Несмотря на то, что сам «концепированный» автор, лирический и ролевой герои пессимистично смотрят в Будущее, все же в лирическом пространстве поэзии Шевчука присутствуют некие субстанциальные данности, которые спасут человечество от полного духовного и морального краха: внутренняя Свобода, Любовь, Вера (в Бога, в мечту и пр.). Свобода, безусловно, является одной из главных составляющих бытия человека поэзии Шевчука, его «сильной позицией», спасением: «Свобода ˂…˃ как небо под сердцем в тоске моей бьется» («Песня о свободе») [13].
В песне «Свобода» лирический герой обретает внутренний покой путем образного перехода в «иное измерение»: «Мама, разбуди черным вечером, / Мама, чтоб я ночь не проспал. / Мама, я уйду, как намечено, / Мама, мама, мама, как я устал.» («Свобода») [12]. А в произведении «Песня о свободе» образ «свободы» уже приобретает в представлении лирического героя иное значение – здесь она становится тем, что не дает человеку «сдаться и лечь в серую ночь.» («Песня о свободе») [13].
На примере рассмотренных образов можно также проследить, как развиваются ассоциации лирического героя Шевчука, связанные со «свободой»: от «смерти» к «жизни». Объясняется это тем, что анализируемые нами песни были написаны в разное время: «Свобода» (2000 г.) с пессимистичными настроениями и «Песня о свободе» (2011 г.), где центральный образ становится «спасательным кругом» героя, дающим ему силы жить дальше. Данная эволюция связана и с теми переменами, которые произошли во внешнем мире за 11 лет, и в мировосприятии самого автора.
Однако надо отметить, что отношение к Свободе в произведениях Шевчука неоднозначно. Свобода – это и бессмысленная «дикая воля», что иронически осмысливается героем. «Ты жаждешь свободы, ты пьешь, ты ползешь за ней вслед / Ты тоскуешь, родимый, но не ведаешь, как эта баба страшна.» («Пост-интеллигент») [12], – так оценивает герой данное понятие, проводя параллель не просто с нейтральной лексемой «женщина», а именно с просторечием «баба», дабы более четко выразить свою позицию.
Однако, как уже было отмечено, Будущее в творчестве Шевчука «освещено» и любовью. Любовь в понимании лирического героя противопоставлена Злу. «Быть может, любовь сможет всем нам помочь / Остаться людьми.» («Дом») (Шевчук, с. 82), – это своеобразная фраза-манифест, в которой заключена основная позиция не только лирического героя, но и концепированного автора. Напомним, что Время здесь подчеркнуто выражено грамматически: автор использует конструкцию будущего времени «быть может, любовь сможет», что настраивает читателя на позитивный лад, дает ему веру в светлое Будущее (не в политизированном, а в гуманистическом смысле).
Для лирического героя поэзии Шевчука вера (не только в религиозном аспекте) является одной из субстанциальных ценностей, на которые опирается его мировосприятие и миропонимание. Человек лирики рок-поэта – верующий и верящий, он настаивает на том, что верить – это быть свободным и счастливым: «Сегодня ночью Рождество, / Звезда рассыплется на свечи, / И мы сольемся в одного, / И он возьмет, и он ответит. / И поведет нас под венец, / У алтаря откроет тайну, / Что все на свете не случайно, / И смерть для жизни - не конец.» («Рождество 2007») (Шевчук, с. 155). «И если вокруг одно лихо, и если кругом слишком тонко - люби всех нас, / Господи, тихо, люби всех нас, / Господи, громко.» («Осенняя») [12], – в этой фразе лирический герой уже обращается к Богу, «молясь» не только за себя, но за все человечество. Неслучайно одно из самых светлых стихотворений-песен поэта содержит так много позитивных глаголов в форме будущего времени и повелительном наклонении.
Таким образом, лирический герой Шевчука верит в спасение Человека и Мира, которые растеряли свою духовность и нравственность к XXI веку. Но ведь «пока горят поминальные свечи, еще годы до темноты…» (Родившимся этой ночью») [13], а значит, пока есть Память, Уважение, Сострадание, то еще не все потеряно.
Итак, на основе данного исследования можно утверждать, что «главным героем» поэтического мира Шевчука является Человек, который остро переживает трагические события России конца XX века, который наблюдает изменения в социуме, умах и душах людей в современности и который предсказывает миру далеко не «безоблачное» будущее. Однако значимая фраза «Завтра все будет иначе» («Юго-западный ветер») [13] доказывает, что Человек лирики Шевчука все-таки надеется на гуманное будущее, чистое (словно «ветер»). Это будущее вполне возможно, если человечество остановится, оглядится и осознает все свои ошибки.
Список литературы
1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев. – М.: Высш. шк., 2002.
2. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие / А.Х. Горфункель. – М.: Высш. шк., 1980.
3. Доманский Ю.В. Заглавие песен В. Высоцкого в структуре концертных автометапаратекстов / Ю.В. Доманский // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг.: Сборник научных трудов. – Воронеж, 2009.
4. Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы / Б.О. Корман. – Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1992.
5. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. Учеб. пособие / Б.О. Корман. – М.: Просвещение, 1972.
6. Корман Б.О. О целостности литературного произведения / Б.О. Корман // Избранные труды по теории и истории литературы. – Ижевск: изд-во Удм. ун-та, 1992.
7. Мандельштам О.Э. Полное собрание сочинений и писем: в 3 т. Стихотворения / О. Э. Мандельштам. – М.: Прогресс-Плеяда, 2009. – Т. 1.
8. Михайлова В.А. Формы актуализации авангардной парадигмы в творчестве Юрия Шевчука / В.А.Михайлова // Рок-поэзия: текст и контекст: сб. статей. – Тверь, 2003.
9. Скобелев В.П. Поэтика рассказа / В.П. Скобелев. – Воронеж: изд-во ВГУ, 1982.
10. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: Мир Ивана Бунина / О.В. Сливицкая. – М.: РГГУ, 2004.
11. Троценко И.П., Воробьева Е.П. Формы выражения авторского сознания в творчестве Ю. Шевчука (альбом «Единочество») / И.Н. Троценко, Е.П. Воробьева // Рок-поэзия: текст и контекст: сб. статей. – Екатеринбург, Тверь, 2011.
12. Шевчук Ю. http://lyricshare.net/ru/ddt-yuriy-shevchuk/ (Дата обращения 29.08.2016).
13. Шевчук Ю. http://muzland.ru/songs.html?auth=108 (Дата обращения 29.08.2016).
14. Шевчук Ю. http://rock-info.ru/songs.php?page=ddt (Дата обращения 29.08.2016).
15. Шевчук Ю. https://lenta.ru/news/2011/10/03/ddt/ (Дата обращения 29. 08. 2016).
16. Шевчук Ю. https://vk.com/video81895598_456239018?list=2823e84a17af42e1f3 (Дата обращения 29.08.2016).
17. Шевчук Ю. https://www.youtube.com/watch?v=RTIKOijWlrw (Дата обращения 29. 08. 2016).
18. Шевчук Ю. Сольник: Альбом стихов / Ю. Шевчук. – М.: «Новая газета», 2009.
19. Шекспир У. Полн. собр. соч.: в 8 т. – Т. 5. / У. Шекспир. – М.: Искусство, 1959.
[1] «Больная совесть» - термин, фигурирующий в одноименном очерке Г.И. Успенского. См.: Сочинения Глеба Успенского: в двух томах. 2-е издание. – СПб., 1889. – Т. 1.
[2] Шевчук Ю. Сольник: Альбом стихов / Ю. Шевчук. – М., 2009. Здесь и далее ссылки на это издание даются в тексте статьи в круглых скобках, с указанием страниц.
[3] «Повелитель мух» - также название одноименного романа-антиутопии У. Голдинга. Голдинг У. Повелитель мух: повесть / У. Голдинг. – М., 1994.