Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


I. Образ Прошлого в лирике поэта




ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ В ЛИРИКЕ Ю. ШЕВЧУКА

Юрий Шевчук является поэтом, который обращает особое внимание на проблемы социума. Этого художника интересует Человек на войне, в революционных ситуациях, в политике, что роднит его с такими рок-поэтами, как И. Тальков, Е. Летов, А. Макаревич, А. Башлачёв, в свою очередь принявшие «эстафету» от социально отзывчивых бардов (А. Галича, В. Высоцкого). Очевидно, что поэтический голос Шевчука сегодня звучит наиболее громко в силу определенной гражданской позиции поэта.

Как известно, объект изображения в литературе – это Человек, и лирика особенно антропоцентрична, поскольку изображает его внутренний мир, чувства. Исследователи много пишут о чертах обобщенного образа Личности в творчестве того или иного автора. Например, исследователь О.В. Сливицкая полагает, что «говорить о человеке Бунина – это, в первую очередь, говорить о человеке, пораженном Эросом» [10, с. 182]. Если провести параллель с лирикой российского рок-поэта Шевчука, то можно сказать, что его Человек поражен ответственностью перед Временем. Это является для автора и тяжелым духовным бременем, и источником творчества.

Шевчуку свойственен интерес к гуманистическому антропологизму, имеющему вековые традиции. Вследствие этого современный рок-поэт в чем-то следует учению Д. Алигьери, который признавал, что «свобода воли <…> не позволяет избежать личной ответственности за происходящее в мире, свалив ее на бога или на безличную совокупность причин. Пользуясь данной свободой, человек способен к свершению своего земного подвига, к исполнению своего земного предназначения» [2, с. 20]. Свобода воли поэта выражается в Слове, и Слово Шевчука очень активно, социально окрашено, порой политизировано, что указывает на большую гражданскую ответственность автора.

 

I. Образ Прошлого в лирике поэта

Попытаемся определить позицию лирического героя поэзии Шевчука в антропологическом аспекте. Под лирическим героем мы понимаем «один из субъектов сознания <…>, он является и субъектом, и объектом в прямо-оценочной точке зрения. Лирический герой – это и носитель сознания, и предмет изображения» [4, с. 179].

Рассмотрим отношение Человека поэтического мира Шевчука к некоторым важнейшим общественно-эстетическим данностям.

а) политика:

Лирический герой Шевчука действительно обладает «больной совестью»[1], вследствие чего мы можем видеть те составляющие образа Прошлого, которые герой осмысливает, порой болезненно рефлексируя.

По мнению И.Н. Троценко и Е.П. Воробьевой, лирический герой Шевчука, несомненно, «чувствует тесную связь с прошлыми поколениями» [11, с. 122]. Герой постоянно трагически осмысливает события недавнего прошлого: миражи и утопии социализма, «перестройку», попытки революций 1991-1993гг., войну в Чечне 1994-1996 гг. и пр. Действительно, Человек поэтического мира Шевчука обладает трагическим мироощущением. В интерпретации современного исследователя, по Гегелю, «трагическое» – «результат взаимодействия трагического характера и трагедийных обстоятельств: как конкретных, складывающихся вокруг данного характера благодаря его активности, так и общих, существующих благодаря общей конкретно-исторической обстановке, порождаемой деятельностью человечества» [1, с. 65]. Как видно, философ отдаленного прошлого абсолютно верно охарактеризовал основные черты эстетического портрета современного нам поэта.

59-летний поэт, изучавший в студенческие годы историю КПСС, читавший «Капитал» К. Маркса, так обобщает социалистическое прошлое и роль человека в нем: «При коммунизме человек теряет личность – / Батальонам она не нужна…» («Солнечный свет») [13]. Так рассуждает Шевчук об указанной формации общественной жизни, которую пытались создать в недалеком прошлом, во времена его юности. Герой Шевчука (как и сам «концепированный» автор, под которым мы понимаем «соотношение автора биографического и автора-субъекта сознания, выражением которого является произведение» [6, с. 120]) не верит в то, что утопия может привести народ к той жизни, «светлые идеи» которой были заложены в учениях К. Маркса и В.И. Ленина: «Коммунизм хорошо, если ты Карл Маркс, / На худой конец – Ленин…» («Коммунизм подошел…») (Шевчук, с.113)[2], – так поэт оценивает утопию, которая насаждалась многим поколениям в школах и вузах. Автор-создатель через героя-протестанта выражает свое отношение к социализму, ведь сам Шевчук был свидетелем тех надежд, которые «бытовали» в России ХХ века.

Несмотря на то, что в интервью Шевчук заявляет об аполитичности своих стихотворений-песен, их направленности только на «мирную», социальную и гражданскую проблематику, на самом деле это не так [16]. Субъективное мнение Шевчука, «биографического» автора (который, по мнению В.П. Скобелева, является человеком «наделенным паспортными данными (возраст, пол, социальное положение, национальность) и обладающим определенным складом личности, который выражает себя в тех или иных навыках социально-бытового общежития» [9, с. 15]), опровергается его же творчеством. Например, в песне «Перестроище» лирический герой жестко иронизирует по поводу новой идеологии, рожденной «перестройкой»: «Перестроище, сходи-ка на рынок, / Перестроище, купи там гуся, / Перестроище, и крути ему мозги, / Быть может, он поверит в тебя.» («Перестроище») [12]. Однако горькая ирония указывает на острое переживание происходящего, герой разочарован и этой идеологией, и социальными реалиями: «…Но если мы поверим, развесив слюну, / Нам, боюсь, не дожить до утра.» («Перестроище») [12]. Как видно, Шевчук выступает против восприятия жизни сквозь любую идеологическую призму, его образы несут в себе острую ностальгию по общечеловеческим гуманистическим ценностям.

Своеобразным «анти-гимном» революционным событиям 1991-1993гг. можно назвать песню Шевчука «Правда на правду», написанную вскоре после роковых событий 1993 г., вошедших в историю как «Октябрьский путч». Лирический герой здесь предстает зрителем в «цирке / театре», традиционной развернутой метафоре, сквозь которую автор обозначает свое комико-трагическое осмысление современного мира: «Страну рвало, она, согнувшись пополам, искала помощи, / А помощь танков по лоткам давила овощи. / Аплодисменты, бис, везде ревело зрелище, / Стреляло право по беде – увидишь где еще?» («Правда на правду») [12]. Как видно, человек лирики Шевчука не встает ни на одну из «противоборствующих» сторон – он просто обозначает тот хаос, те настроения в стране, которые наблюдает. В данных строках мы можем также видеть аллюзию на знаменитую фразу В. Шекспира из пьесы «Как вам это понравится»: «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры» [19, с. 47]. Вновь ощущается жажда общегуманистических ценностей, уничтоженных острополитическими коллизиями, навязанными политиками. У героя есть только одно «единственное знамя», которое «истинно»: «И лишь в гримерке церкви пустота, в тиши да в ладане, / Где высота да простота, где баррикады ада нет. / Она горела в вышине, без дыма пламени. / Я на колени тоже встал, коснувшись этого единственного знамени.» («Правда на правду») [12]. Таким образом, герой сквозь «баррикады ада» ищет и находит свое спасение в Вере, духовно очищается.

Остро переживается в лирике Шевчука «неправедная» война в Чечне – унесшая жизни многих «пацанов»: «Умирали пацаны страшно, / Умирали пацаны просто, / И не каждый был снаружи прекрасный, / И не все были высокого роста.» («Умирали пацаны») [12]. Шевчук знает это не понаслышке: в 1995 г. рок-поэт посетил Чечню, где стал свидетелем того, что происходило на самом деле на этой войне: «Страна поет им рок-н-ролльные песни, / Говорит: "Все будет нормально", / Страна кричит им, что мы все вместе, / Да звучит это как-то банально.» («Умирали пацаны») [12], – так понимается и осознается трагизм, «бессмысленность и беспощадность» данной войны.

Таким образом, «концепированный» автор с горечью смотрит на историю России 80-х – начала 90-х годов ХХ века. Он «разочарованный» человек, при этом жесткий аналитик, трезво оценивающий действительность. Его герои – например, отданные на заклание пацаны, своей ранней смертью потрясли автора, который чувствует свою ответственность за них.

б) культура:

Однако недавнее прошлое лирическим героем Шевчука понято не только относительно истории России, но и относительно истории русской литературы: для поэта Прошлое – это и Золотой (А. Пушкин), и Серебряный века (С. Есенин, В. Маяковский, О. Мандельштам и др.), представители которых также пережили много трагических лет вместе с родиной – Россией. Некоторые даже ценой своей жизни «расплатились» за политические коллизии.

В песне «В последнюю осень» лирический герой обращается к Пушкину: «Ах, Александр Сергеевич, милый, / Ну что же Вы нам ничего
не сказали / О том, как дышали, искали, любили, / О том, что в последнюю осень Вы знали.
» («В последнюю осень») (Шевчук, с. 110).

По учению Б.О. Кормана, «герой ролевой лирики близок к рассказчику в таких эпических произведениях, где рассказчик является одновременно героем» [5, с. 78]. В одном из стихотворений герой выступает от имени Есенина: «Что же, получите / Короля Пальмиры, / Только не взыщите, / Нет в карманах лиры. / Я её поставил / Под Рязанью, в сени… / По ночам я Сталин, / По утрам Есенин.» («Иногда я Моцарт…») (Шевчук, с.120). В песнях «Поэт» и «Террорист» в герое-революционере узнается герой Маяковского: «Я – поэт восходящего дня, / Слишком многого не люблю, / Если ты, судьба, оскорбишь меня, / Я просто тебя убью.» («Я») (Шевчук, 95). Однако не только образ героя-максималиста объединяет двух поэтов. По мнению В.А. Михайловой, «футуриста В.В. Маяковского <…> и рок-поэта Ю. Шевчука сближает попытка выйти из своего времени, которая приобретает особое значение – это поиски собеседника, поиски «ты» [8, с. 206].

В песне «Черный пес Петербург» лирический герой, как и герой «Ленинграда» О. Мандельштама «не хочет умирать»: «Петербург! я еще не хочу умирать! / У тебя телефонов моих номера. / Петербург! У меня еще есть адреса, / По которым найду мертвецов голоса» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», («Ленинград», О. Мандельштам) [7, с. 152]; «Черный пес Петербург – ночь стоит у причала. / Завтра в путь, и, не в силах судьбу отыграть, / В этой темной воде отражение начала/ Вижу я, и как он, не хочу умирать.» («Черный пес Петербург», Ю. Шевчук) (Шевчук, с. 44).

Данные цитаты и реминисценции характеризуют лирического героя поэзии Шевчука как носителя и восприемника русской культуры, который с помощью известных образов анализирует современность.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 739 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2402 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.