Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


О б щ е с т в о к а к с и с т е м а




 

П Л А Н

1. Предмет социальной философии и ее становление.

2. Философское понятие общества, его признаки и особенности.

3. Методы философского исследования общественной жизни.

 

Изучение общества как целостной социальной системы, предполагает введение новых понятий, которые помогают раскрыть механизмы функционирования и развития общества.

Раздел философии, в котором рассматриваются общество как специфическая форма движения материи, называется социальной философией, т. е. философией общественной жизни.

Прежде чем определить предмет социальной философии, необходимо определить саму категорию “социальный”. “Социалис”-латинское слово переводится как общественный, т. е. оно обозначает все происходящее в обществе в отличие от происходящего в природе, фиксирует специфику общественного по отношению к природному, естественному, биологическому.

Во-вторых, “социальное” обозначает все то, что относится к социальным группам или же ко всему обществу, а не к отдельной личности. Вне взаимодействия людей социальное не существует.

Субъектом социального действия и социальных отношений выступают общественная группа или общество в целом.

Предметом социальной философии является общество как целостная система, ее законы функционирования и развития. Она рассматривает и объясняет различные общественные явления и поцессы на уровне всего общества как саморазвивающейся социальной системы.

 

РАССМОТРИМ ОСНОВНЫЕ ЕЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Во-первых, социальная философия изучает общество в его историческом развитии.

Она рассматривает взаимодействия между собой различных обще-ств и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества, т. е. исторический процесс в единстве объективных и субъективных сторон.

Во-вторых, особо в социальной философии стоит практическая де-ятельность людей и их общественные отношения. Именно люди, в своей практической деятельности, создают необходимые для своего существования материальные или духовные блага, преобразуют природу, создают для себя духовную и социокультурную среду.

В-третьих, социальная философия исследует всю систему общественных отношений. Это и производственные отношения и семейнобытовые, нравственные, политические и др., которые в своей совокупности и образуют структуру общества. Общество - это прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. В рамках этих отношений люди реализуют все виды их практической деятельности, создают государственные, нравственные и др. социальные институты, развивают все стороны общественной культуры.

Именно различные виды деятельности людей и их общественные отношения составляют основное содержание общественной жизни, определяют развитие общества. Это исходные основания и факторы становления, функционирования и развития общества. Поэтому они являются предметом изучения социальной философии.

В-четвертых, важной проблемой социальной философии является и сам человек как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей. В.С.Барулин совершенно верно подчеркивает, что “Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе” (См. Барулин В.С. Социальная философия. Ч.I. М., 1993, с.90).

В-пятых, она исследует побудительные мотивы деятельности человека, его потребности, цели, интересы. Наконец, она изучает особенности познания общественных явлений.

Другими словами можно сказать: Социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем. Она есть общая теория общественной жизни, важнейших форм её проявления.

Становление социальной философии имеет длительную историю. Представления об обществе возникли в Древней Индии и Китае (буддизм, конфуцианство), где стоят проблемы общественного устройства, места и роли государства, о человеке и смысле его жизни и др.

В Древней Греции элементы научного подхода есть в творчестве историков Геродота и Фукидида. Античная философия изучала общество с разных сторон. Демокрит общество рассматривает в ходе трудовой деятельности; Сократ исследует человека как самостоятельную проблему философии; Эпикур разрабатывает тему свободы и счастья человека.

Вспомним, что наиболее полно проблемы социально-исторической жизни и идеального государства представлены в философии Аристотеля и Платона.

В эпоху средневековья сложились концепции теологического понимания общества. Бог - творец мира и человека. Люди не сумели разумно распорядиться свободой, которую предоставил им Бог и поэтому вся история человечества стала историей грехопадения и вечной борьбы сил Добра и Зла. Церковь считалась высшим институтом власти, а духовенство особой социальной группой.

Учение Августина Блаженного “О граде божьем” и “граде земном” стало как бы эталоном для ралигиозных построений философии истории. Считалось, что финалом человеческой истории станет победа сил добра и утверждение Царства Божьего.

Идея естественного происхождения общества в ходе длительной эволюции природы на Земле характерна для учений эпохи Ренессанса и Нового времени. Определяющим мировоззрением выступает гуманизм, особый интерес к человеку с его земными проблемами. Философы Нового времени пытались вскрыть закономерности и движущие силы общественных изменений - одни их видели в корыстных интересах и ненасытном желании самой природы человека (Н.Макиавелли), появляются идеи исторического круговорота, цикличности развития (Вико), разрабатываются идеи географического детерминизма в обществе (Монтескье), идеи безграничного совершенствования знаний (Кондорсе) и др.

Здесь общество уже рассматривается как сложное сообщество людей, основанное на их согласии, на основе общественного договора для совместной деятельности и безопасности. Возникновение государства объясняется согласием людей перейти от естественного состояния к гражданскому состоянию, где государство обязано защитить право каждого на личную жизнь и собственность (Т.Гоббс, Д.Локк, П.Гассенди, Ж.Руссо и др.).

В научный оборот вводится понятие “философия истории” (Ф.Вольтер). Источником общественного прогресса считали разум и знание, а религия и церковь как тормоз этого процесса. Французские материалисты XVIII в. (Ламетри, Гельвеций, Гольбах), поставили вопрос о человеке как продукте общественной среды, какова общественная среда, таков и человек.

Эти идеи позволили сделать вывод: если причиной человеческих бед и страданий является общественная среда, то её надо изменить, сделать человеческой.

XIX-XX века - это период, когда идет формирование социальной философии как специфической отрасли гуманитарного знания.

В начале XIX века утверждается принцип историзма в понимании общества. И.Гердер (немецкий писатель и историк) считал, что общество закономерно движется к “гуманному” состоянию с помощью знаний и орудий труда. Идеи классической немецкой философии выступают в качестве методологии гуманитарного знания. И.Кант ставит проблему о достижении всеобщего правового гражданского состояния, об установлении вечного мира между всеми государствами.

Г.Гегель высказал целый ряд ценных догадок о закономерном ходе исторического процесса. История человечества - это не цепь случайных событий, она носит закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Сущностью духа (общества) является свобода, а право определяется как бытие свободы. Частная собственность - это необходимое субстанциональное воплощениесвободы. По мнению Гегеля, история начинается на Востоке, где “один свободен” - тиран и заканчивается в христианском мире, где якобы “все свободны”.

И.Фихте, Л.Фейербах уделяют особое внимание в общественной жизни таким явлениям как мораль, религия, правовые нормы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 743 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.