Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Структура познавательной деятельности




Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание.

Человек познаёт мир с помощью сознания. Это высшая форма отражения действительности, поэтому важно выяснить познавательные возможности сознания и всей человеческой психики. Рассматривая сознание как систему можно выделить три формы: 1) познавательная; 2) эмоциональная; 3) мотивационноволевая.

Познавательная сфера включает чувственное сознание (ощущения, восприятия, представления) и рациональное (мышление, оперирование понятиями). На основе чувственного и рационального познания создаются идеальные образы объектов познания.

К познавательным способностям относится внимание, память, воображение, а так же интуиция, корни которой находятся в бессознательном:

а) внимание организует познание, делает его активным, целенаправленным; б) память – хранит и воспроизводит информацию; в) воображение – способность создавать представления, которые реально не воспринимались (фантазия, откровения и т. д.)

Познавательная деятельность не возможна без языка.

Эмоциональная сфера – внутренние чувства человека (радость, горе, любовь, сострадание, ненависть и т. д.). Сюда относятся и аффекты (душевное волнение, страсть, гнев, ужас, ярость). Эмоциональное состояние (подавленное, радостное, грустное, жажда, голод) это всё влияет на познание.

Мотивационно - волевая сфера – мотивы, интересы, потребности человека, что ориентирует его в познавательной деятельности, а так же воля. Воля – это способность к выбору цели и усилия для её достижения. Все сферы взаимосвязаны, но основную роль играет рациональное познание.

К психической деятельности относится не только сознательное, но и бессознательное. Особое место принадлежит интуиции (пристальное всматривание). Это способность непосредственного постижения истины без рационального обоснования. Её понимали по – разному. В сенсуализме – способность непосредственного постижения истины с помощью чувств, она не нуждается в обосновании (белизна снега, зелень травы).

У рационалистов – интеллектуальная интуиция (математические, логические аксиомы).

В иррациональной философии (Бергсон) – интуиция противопоставляется логике и рациональному познанию и понимается как сверхразумная, мистическая деятельность.

В современной науке интуицию рассматривают как форму непосредственного познания, связанную с рациональным, опосредованным познанием. Это могут быть и внезапные идеи, без осознания мыслительного процесса, который к ней привёл. Весь ход рассуждений не всегда осмысливается, отдельные звенья могут выпадать в бессознательное из общей логической цепочки. Результат осознаётся как очевидная истина. Это мы наблюдаем в деятельности учёных, медиков, художников, юристов.

В структуру познавательной деятельности включаются такие её уровни как чувственное и рациональное.

Чувственное познание: ощущение – субъективный образ предмета, первичная информация о мире, восприятие – целостный чувственный образ предметов, данных посредством наблюдения, в нём отражаются различные свойства вещи как одно целое, представление – это опосредованный целостный образ, сохраняемый и воспроизводимый с помощью памяти. Оно базируется на прошлых восприятиях, воображении, мечте, фантазии и т. д.

Рациональное познание – это, прежде всего мышление, которое опирается на чувственное познание и даёт обобщённое знание. Оно осуществляется в 3 формах: понятия, суждения, умозаключения.

Для всех трёх форм логического мышления характерна связь с языком.

Понятие – это обобщённое логическое выражение существенных свойств предметов. В них закрепляются результаты познания. Научные понятия выражают внутренние связи и отношения, служат ступенями познания. Понятия подвержены изменениям в результате практики. Практика закрепляется в сознании в форме понятий. Понятия возникают и существуют в сознании в виде суждений. Суждения – это форма, в которой совершается мыслительный процесс, мыслить, значит высказывать суждения. Они могут быть утвердительными или отрицательными. Элементами всякого суждения являются понятия, а содержание самих понятий раскрывается путём суждения.

К какому-то суждению человек может прийти опосредованно с помощью умозаключения.

Умозаключения на основе имеющихся знаний дают нам новые знания. Здесь совершается переход от известного к неизвестному, путём выведения одних суждений из других.

Суждения, на основании которых делается вывод – называются посылками. Выведённое новое суждение – следствие или заключения. Вывод, если он сделан правильно, всегда содержит новое знание.

Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Большое значение в познании играют анализ и синтез, логическое и историческое.

Уровни познания существуют в неразрывной связи и образуют диалектический путь познания: от живого созерцания, к абстрактному мышлению – от него к практике. Итог познания – достижение истинного знания.

Истина – это соответствие знания объекту исследования. Важнейшим принципом познания является принцип объективности рассмотрения объекта, вещи должны браться сами по себе. Истина – объективна, «Понятие объективная истина» выражает содержание о мире и обозначает личное отражение объективного мира в сознании. Истина – конкретна, абстрактных истин нет! Истинность понятий, выводов надо рассматривать в зависимости от условий, места и времени их возникновения. С изменением исторических условий меняется и истинность положений и выводов.

Истина представляет собой непрерывный процесс и для объяснения движения истины в философии выработаны понятия абсолютной и относительной истины. Они раскрывают взаимоотношения между бесконечным процессом познания и исторической обусловленностью этого процесса на отдельной ступени его развития. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, её разновидностью являются вечные истины.

Абсолютная истина познаётся не сразу, не целиком, а через относительные истины. Абсолютная истина – это бесконечный процесс, отдельными звеньями которого являются относительные истины – не полные, не точные знания.

Истина есть процесс движения мысли от неполного знания к более полному, абсолютному. Игнорирование этого приводит к релятивизму или догматизму. Но полные исчерпывающие знания о мире в целом недостижимо, так как мир бесконечен и неисчерпаем.

Абсолютная истина предстаёт как бесконечная сумма относительных истин, которые формирует человечество на протяжении всей своей истории.

Догматизм рассматривает истину вне развития.

Таким образом, истина не только результат познания, но и средство, и способ реализации его целей. Истина возможна только в неразрывной связи с практикой. Она есть единство познания, преобразования и освоения мира человеком. Проблема истины связана с поиском её критериев. Существовали различные критерии истинности знания.

У эмпириков – сенсуалистов – критерий данные ощущений и восприятий, то есть соответствие знание – опыту. Рационалисты – интеллектуальная интуиция.

Когертивная теория истины – внутреннее согласованное непротиворечивое знание.

Есть логический критерий – выведение знаний из общих истинных положений. Все они имеют место. Критерием должна быть не духовная познавательная деятельность, а практика, то есть целенаправленная предметно чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. Она имеет социально-историческую природу. Чувственный и рациональный, логический и эстетический критерий опосредованы практикой. Практика – решающий и всеобщий критерий, но она абсолютна и относительна – не всегда в данный исторический момент может подтвердить или опровергнуть истинность знания.

Практика источник познания и критерий истины.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 7392 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.