Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мама, я твое молдавское оно




Мама. Мамочка. Мама. Ты – лучшая на Земле. Ты - русская. Сибирских кровей. Ты злишься, что я куда-то деваю деньги… На водку, коньяк, Наташку, шампанское… На друзей-людей-зверей… На ЛЕКАРСТВА. Но как еще выжить в зимнем холоде и бессветье крымской оккупации?! Хорошим людям и ИХ зверятам надобно помогать. Я же добрая… Скоро приеду…

А ты все никак не разберешься, кого же ты родила... Помню, бывало, в детстве называла оно:)

Ну вот. Рассказываю...

В семье моего кровного отца были - сначала внутринационально, а потом уже за пределами нации так называемые цыганские аристократы – бароны и короли – выходцы из самых уважаемых семей, которые наследуют титулы своих отцов. Слово "барон" сейчас традиционно "ром баро" - "важный цыган", богатый.

В Бессарабии есть три центра цыганского племени в северной части страны, в городах Сороки, Атаки и Единцы. Именно на севере Молдовы сконцентрированы самые крупные общины кочевого народа. И у каждой диаспоры есть свои цыганские бароны.

Как ты помнишь, мама, непростые предки отца были как раз с севера, из провинции Липканы. А именно...

Липка́ны (молд. Lipcani, Липкань) - город на севере Молдавии, на берегу реки Прут, недалеко от румынской границы.

Таковы варианты названия:

Основан ранее XVII в. и был населен литовскими выходцами, известными под именем "липкан", или курьеров; обязанностью их было доставление депеш. Жителей - 3386, в том числе евреев - 2628, молдаван до 500, немного армян и более 60 семейств цыган. Дворов - 372. Две православные церкви, синагога, 115 лавок, пристань, таможня III класса. Главное занятие жителей - торговля (евреи и армяне), отчасти скотоводство (молдаване).

Вот вторая версия.

Липканы известны со второй половины ХVII в., когда евреи начали селиться здесь по приглашению его первых владельцев - Липчинских (отсюда и название). Очень скоро Липканы становятся шумным еврейским поселением и одним из центров хасидизма в Бессарабии. В 1867 г. в Липканах действовало 5 синагог.

Известные на весь мир липканцы: Ицхак Авербух-Орпаз - израильский писатель, в 1927-1938 годах жил в Липканах; Мойше Альтман - писатель-модернист; Шмуэл-Лейб Бланк - американский еврейский прозаик, в 1909-1923 годах жил в Липканах; Яков Горский - оперный певец (тенор, баритон); Лейзер Гринберг - поэт и эссеист; Александр Гробман Тверский (исп. Alexander Grobman Tversqui, род. 1927) - перуанский агроном и ботаник; Василий Дидик - художник; Зубов Николай Николаевич (1885-1960) - русский советский морской офицер, инженер-контр-адмирал, океанолог, полярный исследователь; Михаил Кауфман (Койфман) - врач, журналист, зять Шолом-Алейхема и отец детской писательницы Бел Кауфман; Михаил Мунтян - историк, политолог; Мойше Ойшер - кантор, киноактер и исполнитель еврейских песен (США); Фрэйдэлэ Ойшер - актриса еврейского театра (США); Айзик Рабой - писатель; Вера Хакен - писатель, переводчик; Элиезер Штейнбарг - баснописец и педагог; Иегуда Штейнберг - писатель; Янкев Штернберг - еврейский (идиш) поэт, драматург, прозаик и режиссер.

Вот тебе, мама, мои исторические земляки.

Предки моего отца из цыганско-молдавского древнего рода баронов и колдунов эмигрировали в Крым, на ЮБК, когда на цыган в Липканах начались советские гонения. Домик деда, бабки и отца - полковника ракетных войск РФ - давно продан теткой в Алуште, потому что весь род, кроме ее семьи и моих двух младших сестер - дочерей полковника, в 1990-е годы вымер. Но ИХ маленький домик под Чатырдагом и ныне, когда приезжаешь на ЮБК, парадоксально вызывает райские ассоциации с неземным успокоением Грина в Старом Крыму и ускоряет течение моей неуемной крымско-цыганско-молдавской древней крови.

Многие думают, что выражение "цыганский барон" у музыкально образованных людей ассоциируется лишь со знаменитой опереттой австрийского композитора Иоганна Штрауса. Но не следует забывать: цыганские бароны – авторитетные представители племени (табора) или целого клана.

Дикий народ рома позволял, чтобы им управлял солидный и всеми уважаемый человек, умеющий красиво говорить, знающий языки той местности, в которой табор кочевал или где осел клан. Барон должен был решать спорные вопросы между цыганами и местным населением, администрацией и органами правопорядка, внутритаборные проблемы.

Стало быть, у народа рома есть самый настоящий аристократический титул. Звучное слово «баро», то есть «важный». А "ром баро" - «важный цыган». Ибо издревле родился миф, что вожаки табора – это аристократы из аборигенов, цыганские бароны, которые руководят на основе строгих местных цыганских законов, не писаных пером. Так миф стал реальностью. Тем более что пришло наконец время, когда они, как и сон с явью, стали благостно, божественно неразличимы.

Окультуривание и социальное расслоение цыган - это ведь не только их атрибут. Какая нация этим не грешит? Криминал, маргинализация – вполне привычные явления среди рома. Они всё так же обожают золото, цветастые наряды, замечательно танцуют и поют, самобытны и оригинальны. Работают в семьях, как правило, женщины. Основной их труд – гадание на картах. Мужчины занимаются «проворачиванием» дел с доставкой "товара". Родителей чтят, супружеская неверность карается жестоко, разводы берутся редко, аборты запрещаются, детей очень любят и рожают, как правило, много.

Дома цыганских баронов и богатых представителей диаспоры - пышные застройки, похожие на церкви и храмы, которые в архитектурном исполнении, роскоши и вложений конкурируют с дворцами звёзд шоу-бизнеса. Одноэтажных домов нет. Редки - в два этажа. Обычно – в три и четыре. Экстерьер впечатляет. Красные черепичные крыши, колонны и балюстрады, арки, фронтоны, лепнина, статуи, флюгеры, башенки, средневековые шпили, купола как на соборах... Древние гербы с изображениями главы семьи, в них - вся история рода. Дворы выложены плиткой и напоминают итальянские. С фонтанами, беседками, скамейками среди цветущих клумб. Древнегреческие боги и богини, квадрига Большого театра, шпиль Адмиралтейства, чудные звери, павлины – обычные атрибуты дворцов, в которых обитает клан цыганского барона. Интерьер - туда же. Иконы, картины, позолота, мрамор, натуральное дерево, старинные ковры и шикарные обои, мягкая мебель. Множество комнат, а именно спальни, гостиные, столовые, кабинеты для приема гостей и просителей. Цыганские бароны свое звание передают по наследству, а вместе с ним обязанности и обязательства перед соплеменниками. Именно у них вся полнота власти в диаспоре. Юридические споры, административные, а также семейно-бытовые у цыган принято решать через барона. Знать рома сказочно богата. Например, у барона Артуру Чераре из Сорок и его клана годовой доход насчитывает 40 миллионов евро.

Погребения тоже впечатляют. Склепы из итальянского мрамора, могилы, куда вместе с телом опускаются автомобили, компьютеры, предметы быта, мебель и многое другое, что, как считают рома (подобно древним египтянам, их историческим родственникам), может понадобиться сородичам на том свете. Цыгане обожают блеск, шум, движение, яркость, золото, экзотику – словом, всё, как они сами.

Немного истории. В Молдавском княжестве цыган объявляли рабами «с рождения», каждый принадлежал хозяину той земли, на которой его настиг указ. Там же на протяжении нескольких веков цыган подвергали жесточайшим наказаниям и пыткам ради развлечения, массовым казням. Торговля крепостными цыганами и пытки над ними практиковались вплоть до середины XIX в. Вот, например, объявление о продаже за 1845 г.:

"У сыновей и наследников умершего сердара Николая Нико, в Бухаресте, продаются 200 семейств цыган. Мужчины большей частью слесари, золотых дел мастера, башмачники, музыканты и земледельцы".

За 1852 г.:

"Монастырем св. Илии на продажу выставлен первый лот цыган-рабов, 8 мая 1852 года, состоящий из 18 мужчин, 10 мальчиков, 7 женщин и 3 девочек: в прекрасном состоянии".

В 1829 г. Российская империя победила турок. Молдавия отошла под ее контроль. Изменился и гражданский кодекс. В 1833 г. за цыганами был признан статус личности, то есть включился запрет на их убийство.

Международный день цыган в Молдавии был впервые официально отпразднован в 2002 г. 8 апреля. Цыгане Румынии отмечают его более бурно, чем цыгане Молдовы, ибо иерархическое подчинение цыган своему королю или барону в Молдавии выражено меньше, чем в Румынии.

Молдавия граничит с Румынией, поэтому цыгане Румынии - это те же цыгане Молдавии. Вековые притеснения молдавских цыган мало чем отличались от притеснений румынских. Все те же формы рабства с теми же инструментами подавления. Рабство цыган Молдавии официально было отменено в 1861 г. А до той поры газеты представляли объявления «Продается семья цыган».

Сегодня у цыган Молдовы есть свой барон - Артуру Чераре, в городе Сорока, на севере Молдавии. Он претендует на роль цыганского короля и выдвигает предложение создать единую цыганскую монархию на территории СНГ.

Цыгане Молдавии отнюдь не полностью ассимилировались с местным населением. Они сохраняют свою самобытность. Однако так называемая кастовость у молдавских цыган теперь гораздо менее распространена, чем у румынских. Но главная особенность молдавских цыган в их взаимодействии с другими нациями - желание не столько обособиться, сколько отличиться и непременно показать свою избранность.

Вот такой он, мой народ, мама, и его лучшие представители - молдавские цыгане-аристократы.

Есть чем гордиться.

ПОДРУГА ПАРАДЖАНОВА

Когда я просыпаюсь летом, в коктебельский сезон, от вселенской тоски и воспоминаний, собираясь опять пойти на ее могилу, мое сердце будит меня как будто будильник: тик-так-тук-тук-тик-так-тук-тук… бух-бух...

Сердце-будильник...

Вхожу в "Золотую подкову", что по пути на ее могилу, беру ее любимое "Каберне"... Она лежит на самом верху кладбищенской горы, оттуда пол-Коктебеля выглядит как на блюдце... Могила ее оригинальна, какая была она сама: под сосновым крестом с лаконичной надписью "Тамара Степановна Шевченко", вся выложена голышами, самые большие - разрисованы цветными красками: чайки, солнце, море, небо, жизнь... "Жизнь как она есть"... Тихонько пью "Каберне" и вспоминаю ее одноименную книгу с незабываемыми составляющими: "Историю одного процесса" (о вопиющем судилище над Параджановым, ее соратником и близким другом, назвавшем ее сестрой); "Данилу и волка", сюрреалистически рвущего душу; "Очи Земли" - киноповесть-байопик о жизни украинской художницы-гения Екатерины Белокур... За год до своей смерти она писала свой последний текст - "Тайну жизни", который так и не завершила. Тогда я всю зиму гостила у нее в квартире на переулке Высотном Коктебеля, помогая ей жить, и каждый день смотрела на Карадаг из ее спальни, сидя в ее ногах, как любимая собака. Когда я в кухне жарила ей омлет по утрам, белая сирень под окном в декабре выпускала почки, а она все ждала свою дочь Киру из Польши, и ругала ее, и ждала, и любила..

ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРОЦЕССА (из дневника Тамары):

"...Светло-кофейное здание, внизу на окнах массивные решетки, стоит на самой красивой площади — напротив воздушное голубое тело златоглавой Софии, гетман Богдан с булавой на коне, скверы, заросшие старыми деревьями, с древними каменными бабами и фонтанами...

Неужто здесь сегодня судят Вас? Судят добро и радость! Судят талант! И никого нет... Никто не может крикнуть — отдайте, не смейте, не позволим!..

...Меня начинает знобить. Они все тут — самые талантливые, самые умные и благородные. Художники, скульпторы, архитекторы... В последний раз я видела их, когда Вы, как всегда, блистали остроумием и расставляли кузнецовский фарфор, и сами готовили сациви. Все было великолепно — изысканно сервированный стол, букетики васильков и ромашек среди больших голубых тарелок...

Ваши вещи, безусловно, живые... Вам десять лет не давали работы, Вас заживо погребли, а Вам необходимо было творить. Талант переливался через край, талант захлестывал Вас — и Вы двигались среди своих вещей, меняли их местами, переставляли, обновляли, создавали бесконечные интерьеры...

...Я быстро иду по коридору, сейчас, сейчас войду, распахну дверь, крикну:

— Сергей Иосифович, родной, почему Вы здесь? Вы, талантливейший режиссер, добрый, честный человек, — под стражей? Взаперти? Пойдемте быстрее, там за дверью Вас ждут друзья. Все здесь собрались и все ужасно по Вам соскучились. Отпустите его, разве вы не видите, это же Параджанов! Он никому никогда не сделал зла, и его нельзя изолировать от людей. Он нужен им.

...Ага... «Сатана тут правит бал». Вас судят черти. Теперь я вижу, как их много. Соседняя с помещением суда комната набита людьми в штатском. Они распоряжаются солдатами, контролируют суд, встречают и провожают свидетелей. Пришитая Вам уголовная статья — фикция, Ваше дело ведется руками Ада!

...Дверь открылась, вышел Юрий Ильенко. Оператор, создававший вместе с Вами «Тени забытых предков» — фильм, даровавший Украине мировую известность... Теперь он свидетель... Я вздрогнула, Ильенко окружили все Ваши друзья: «Ну как? Что он сегодня? Какой у него вид?»

— Я все сказал, — объявил он так, чтобы «слуги ада» не напрягали слух, — сказал, что Параджанов великий режиссер, сказал, что он мой учитель. Я сообщил о письме, которое написали в ЦК партии режиссер Тарковский и писатель Шкловский...

Пока "Тени забытых предков", которые не без труда продвинул муж ТСШ Святослав Иванов, в то время министр кинематографии Украины, с триумфом кочевали по Европе с горой наград (Прим. - МЛ), Параджанов сидел у себя в квартире, на пыльной и шумной площади Победы, и лихорадочно менял интерьеры, лихорадочно писал все новые и новые сценарии, лихорадочно принимал людей, старых друзей и новых поклонников. Сценарии браковались, люди хватали разбрасываемые идеи, пользовались советами и надолго исчезали... А потом, когда им было нужно, опять появлялись. «Дом Параджанова» был открыт для всех, и все это знали и без стеснения приходили, чтобы брать.

XX век — век, когда рвутся связи, когда цветет зависть и нарастает злоба. Стираются индивидуальности, люди все больше и больше становятся похожи друг на друга... Они не выносят явления планет, которые притягивают и вокруг которых приходится вращаться. А Вы были планетой, и, к сожалению, притягивали не только добро, но и зло.

XX век — технический век, он концентрирует и разделяет — Вы перешли в другое измерение и не умели отличать добра от зла, и выпали из века.

Чернота сгущалась.

Раньше вы делали средние фильмы, и перед Вами всегда горел зеленый свет.

Теперь он навечно стал красным. Новый фильм «Фрески Киева» был закрыт в самом начале — сразу же после просмотра отснятых проб. Фильм об армянском поэте Саят-Нове, который вы сняли в Армении, не пропускали на союзный экран, не выдвигали на фестивали, тщательно скрывали от западных продюсеров. «Саят-Нова» («Цвет граната») не был похож ни на одну киноленту, совсем как Вы, его создатель.

Вы попали в больницу с тромбом в глазу, с угрозой слепоты, нуждаясь в витаминах.

Вам приносили апельсины и гранаты, а вы ходили по палатам и раздавали плоды детям.

...Вы принадлежали к изобретателям, к смелым садовникам, и именно за это сидели без работы, подвергались гонениям и моральным мукам.

Вы, Сергей Иосифович, пережили эти страшные пытки ожидания, закрытия фильмов, обещаний и отказов, перечеркивания ваших великолепных сценариев, но, видимо, этого оказалось мало — Вас подвергли пыткам «обыкновенным» — заточению в одиночной камере (Параджанов в одиночке — это равносильно сожжению на костре!)

Я передала письмо Тарковского и Шкловского сидящему рядом со мной парню и взяла вырезку из газеты «Вечерний Киев». Здесь в одной колонке с пьяницами, спекулянтами, ворами значился некий работник киностудии Параджанов. Оказалось, что он разрушил свою семью, а потом устраивал в доме оргии и осужден по 22 статье, как морально разложившийся тип. Я засмеялась, и все смеялась и смеялась, и от смеха у меня текли слезы...

...К нам шагнула какая-то незнакомая мне женщина в голубом пальто и сказала:

— Передайте ему, что написали не только Шкловский и Тарковский. Антониони, Феллини, Пазолини, Де Сика, Лелюш и другие — 22 лучших режиссера Италии, Франции и еще писатель Сартр переслали письмо в ЦК партии с просьбой о помиловании...

Я не могла без ярости слышать этих слов — «помилование». В чем его вина? За что его судят? Ведь судить надо тех, кто не давал ему работать... Я редко бывала у Вас в тот мучительный период, когда Вас «пытали ожиданием». Знала: Параджанов бедствует, ходит на барахолку и продает старый хлам....

— Мне для себя ничего не нужно, ни из одежды, ни из еды, — говорили Вы и хватали со стола конфеты, яблоки, цветы, щедро награждая своих гостей в дорогу.

Нежный, любящий, всегда жертвующий собой для других Параджанов! «Зачем Вы такой, — кричало все во мне. — Не нужно! Опасно! Остановитесь».

...Сейчас, сидя на этих казенных стульях, поставленных в ряд в узком сером коридоре, среди налетевших со всех сторон «работников ада», — я вспомнила неповторимо добрую улыбку и оранжевые апельсины, которые Вы дарили детям, и свои предчувствия...

По коридору шел красномордый верзила лет тридцати семи. Испитое лицо с бегающими глазками, поднятые плечи. Его пугали наши глаза. Мы старались убить подонка-лжесвидетеля взглядами. Он был нанят, чтобы оклеветать Вас, он должен был показать, что режиссер Параджанов изнасиловал его — тридцатисемилетнего «ребенка»! «Ребенка», который на три головы выше самого «насильника».

Это Вы-то, никогда не обидевший даже мухи, всегда ненавидевший всякое насилие!

Трудно было придумать что-либо более парадоксальное, суд действовал под грубым нажимом, и был лишен даже самой элементарной фантазии! Вам предъявляли самые нелепые обвинения. По городу ходили слухи — один невероятнее другого! Судят за то, что брал иконы из церквей во время съемок. Нет, нашли валюту! Нет, за гомосексуализм!

...Четыре месяца шло следствие, и вот ярко-рыжее, лживое дерево обвинения стояло голым. Листок за листком отпадали все вымыслы.

Налицо был документ, свидетельствующий, что вы возвратили церквям все иконы.

Валюта оказалась всего-навсего одной старинной монетой, подаренной вам фанатом-коллекционером.

Осталась лишь 22 статья — гомосексуализм. Но ведь это слишком мало — год условно! И вот Вам срочно шьют новое обвинение — изнасилование, но только не семилетнего, а 37-летнего, запуганного «слугами ада» подонка.

...Я прикладываю ухо к двери — Ваш голос — страстный, взволнованный. Он пронзает меня, как давно забытая любимая музыка. Не могу разобрать слов — лишь вибрирующие, такие искренние, интонации, и вдруг бешенство, ярость:— Да, да, изнасиловал! И его, и вас, и вас! Я изнасиловал всех сидящих здесь передо мной, и судей, и свидетелей. Всех, всех!

Молчание...

Потом спокойный голос вашего адвоката: — Сергей Иосифович, успокойтесь, этот человек подонок. — Нет, нет, он хороший парень, все хорошие, это я, я — подонок.

— Он в невменяемом состоянии, — шепчет слушавший вместе со мной Миша Беликов.

...Надо знать Параджанова! Вспыльчивый, импульсивный, как капризная весна...

Факт налицо — Параджанов губит себя, он ничего не соображает, его захлестнуло обидой и слепой яростью. — Да, да, — кричите Вы. — Я плохой! Да, да, все хорошие. Я один плохой. Один!

Никто не прервал заседания.

Все выкрики заносятся в протокол. На бумаге они лишены ярости, эмоциональных интонаций, иронической окраски. На бумаге они утратили подтекст и читаются, как признание обвиняемым своей вины...

Прикрываю глаза и слышу Ваш голос — Вы страстно, взахлеб рассказываете мне свой сценарий «Дремлющий дворец». Разве можно повторить Ваш рассказ? Все прекрасное возникает и тут же исчезает, все прекрасное неповторимо... Я вижу раскаленных солнцем идолов горы Чуфут-Кале и Ваши глаза..."

 

Последнее письмо Параджанова семье Т.С.Шевченко:

Свет Павлович! (муж ТСШ - прим. МЛ)

Сижу в Ессентуках, пишу - написал киносценарий. Снимаю фильм "Сурамская крепость". Легенда. Пригласил Сурена (оператор "Цвета граната" - прим. МЛ) - капризничает... Кира (дочь ТСШ - прим. МЛ) так и не приехала. Номер ждал ее три дня, ужин засох... Все ждали перцовку и украинский хлеб... Неужели Вы не сможете сдать бутылки и приехать в Грузинскую ССР? 18 марта - визит в Тбилиси: Плисецкая. Я покидаю "люкс" и - на "Кармен-сюиту". У меня исчез зад - вылизали.

Дали квартиру. Дали фильм (три). Дали талоны на харч. Дали выставку в 1983 г. Приезжайте с Тамарой Степановной... Сдайте бутылки...

Сергей.

...В декабре, когда пыталась распуститься белая сирень под окнами ее кухни, она, будучи уже не в силах выходить даже во двор по острым и скользким ступенькам лестницы, велела мне выбрать подарок на мой День рождения 20 числа 2011 г. Скитаясь по зимним коктебельским магазинам по продукты, я зашла в лавчонку "Тысяча мелочей". Там под стеклом на витрине лежали командирские часы. С красной звездой, как и положено. Денег как раз хватало. Еще украинских гривен. ТСШ всегда перед походом в магазины вручала мне именно Лесю Украинку - купюру в 200 гривен. Это было роскошно! ТС была не из тех, кто жалеет деньги на хорошую еду-питье, чтобы угостить гостей и порадоваться самой... Я неизменно покупала ее любимую слабосоленую форель и мы делали бутерброды с маслом к зеленому чаю... И я-таки взяла себе в ДР командирские часы, о которых мечтала еще со времен своей Москвы. Когда я показала ТСШ ее подарок, она протянула мне белый тетрадочный листик в клеточку - из математической школьной тетради. На нем твердой писательской рукой и красивым почерком (у нее был красивый учительский почерк) была написана дарственная для моих новых часов:

Марии-Тайах с нежностью от Томы. Часы идут, но времени нет... и твое сердце звучит, как Вечность, - "ныне и присно и во веки веков"

(ТС отчего-то убежденно считала, что мое лицо - это копия с лика главной святыни Волошинского дома - египетской царицы Тайах, скульптура которой стоит у него в мастерской)

И велела поехать к моему знакомому ювелиру в Феодосию - сделать гравировку.

Диаметр моих часов не был настолько большим, чтобы вся дарственная вместилась. Ювелир Рома, что сидит до сих пор в Доме Быта Феодосии недалеко от центрального рынка, смог вписать только первое предложение... Остальное осталось на бумаге. Этот клетчатый листик и сегодня хранится у меня в ее книге "Жизнь как она есть" с не менее замечательной дарственной:

Человеку-Воину, ощущающему боль каждого живого существа, как свою собственную, - Марии Лениной с любовью от автора

Обе дарственные были датированы одним месяцем и годом - декабрем 2012 (хотя это был 2011 год), но почему-то и на листке, и в книге ТС написала - 20012 г. Дважды. Наверное, случайно приписав один ноль, она продлевала жизнь даже после физической смерти не только себе, но и Сергею, всем своим друзьям и киевским соратникам, с которыми она перезванивалась до конца своих дней, и мне, ее покорному слуге и астральной внучке...

"Ты параджановское волоконце", - говорила ТС, когда вспоминала Сергея. А вспоминала она его часто.

Через 17 дней после моего Дня рождения, в Сочельник-2012, я выносила мусор в баки недалеко от ее дома на Высотном. У баков стоял мужик и яростно вонзал огромные вилы в чрево бака под нечеловечески предсмертные визги... Я заглянула в бак. На дне его лежала Каштанка. Наша дворовая собака. Добрая и приветливая. Никто даже не помнил, какой у нее был лай. В такие минуты лишаешься дара речи. Внутри у меня оборвалась очередная жизнь. Но я взяла себя в руки и сказала:

- Что вы делаете???

Он хладнокровно ответил, продолжая добивать Каштанку вилами:

- Она бегала вдоль сетки, за которой наши куры...

И в эту секунду из их дома по улице Шершнева 37 выбежала его жена с охотничьим ружьем и, приблизившись к мусорному баку, выстрелила в Каштанку в упор, чтобы закончить ее муки под вилами...

Я снова потеряла дар речи и побрела домой. Очевидно, что я пришла к бакам слишком поздно: она уже умирала в муках. И никак помочь ей не могла... Выслушав все это, ТС зарылась головой под одеяло, в котором она грелась, когда я пришла, и тихо зарыдала в сухую - без слез. Потом она спросила меня:

- Ты видела их лица?

Да! Их лица были совсем и не лица. То были посмертные маски. Бледные фашистские маски коктебельских нелюдей. И это в Сочельник!

Да что там наша Каштанка! Весной я уехала к своей семье и детям. ТС осталась одна, но ей всегда помогали соседи и друзья-коктебельцы. Когда приехала Кира, ТС жаловалась, что та кидалась ее душить, а после, когда я смогла вернуться в Крым лишь в 2014 г., оказалось так: ее единственная и любимая дочь безжалостно заморила ее голодом. За коктебельскую квартиру с видом на Карадаг. ТСШ умерла от истощения в 29 мая 2014 г. в день рождения моего любимого друга Андрюши, с гордостью носившего партбилет лимоновской НБП и жившего в свое время во Фрунзенском бункере. Он страшно погиб в дичайшей автокатастрофе в Москве в канун 2004 г. Нумерологические совпадения - это астральная синхронизация, которая сшивает весь воннегутовский каррас невидимыми, но прочными, как алмаз, божественными нитями.

Из Свято-Троицкого собора Симферополя, где лежат мощи Луки Крымского, ее любимого святого, акафист которого она слушала очень часто и благодаря которому мы познакомились, когда он на весь Высотный звучал из ее открытых окон в праздник Дня Урожая - а я на эти звуки зашла в ее квартиру... я привезла ТС иконку Благоверной царицы Тамары с днем ангела 1 мая и в Неделю жен-мироносиц. Еще молитву и Тропарь:

Царства земнаго славу презревши, Единаго Христа нас ради распятого возлюбила еси и Того мужественно исповедующи венцем мученическим венчалася еси всеблаженная царице Тамаро, темже и ныне престолу Царя Славы на Небесех предстоящи молися о спасении душ наших

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 325 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.