Июля
В селении Сядрино, ныне именуемом сельцо Троица, был простолюдин, именем Феофан. Однажды случилось ему зайти в частый лес, на место, называемое Рышково, где он и был поражен необыкновенным светом, наподобие огненного столба от земли до неба. Освободившись от страха, Феофан усмотрел на рябине икону. Дважды он приближался к образу, чтобы взять его, но последний «не дадеся ему».
То же самое испытал на себе и священник Троицкой близ Сядрина церкви Игнатий Васильев, приходивший сюда по зову своего духовного сына Феофана. О чудесном событии к месту явления иконы прибыл крестный ход. Во время молебного пения, когда коленопреклоненный народ радостно и со слезами воссылал хвалу Богу, святая икона принята была на священнические руки и перенесена в Троицкую церковь. Здесь двое больных – Герасим, который «бе во гноищи и от лютаго того недуга пребываше четыре лета», и Елевеерий, у которого «десная рука бе суха», получили исцеление.
На третий день после перенесения иконы в храм Троицкий приход был повержен в глубокую печаль: явленный и чудотворный образ Богоматери, обретенный Феофаном, снова удалился на прежнее свое место.
Снова в Рышково стеклось много народу во главе с тем же священником Игнатием Васильевым. При совершении молебна все предстоящие и молящиеся услышали страшный громовой голос: «Зде подобает быти Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Успения образу». Это было в 1506 году.
На прославленном месте была воздвигнута часовня.
Затем святая икона была поставлена в Успенском соборе. Здесь от принесеннаго образа совершилось много чудес: «Всякая немощь от страждущих бежаше, токмо бы аще целовали чудный образ, приходяще с верою». На другой день после литургии св. икона стала невидима; это породило печаль и страх между жителями города. Но скоро стало известно, что икона явилась на прежнем месте, в построенной часовне. Узнав об этом, благоверный князь Василий повелел построить в Рышкове храм во имя Успения, а при нем девичий монастырь. По его же распоряжению при монастыре основано было сельцо (по преданию – два дома), а игумении и двенадцати сестрам монастыря от священнаго собора назначено годовое содержание. С тех пор установлено и празднование явления образа Царицы небесной 1-го июля.
* * *
В лето 7018 простолюдин некто, имея у себя сына боляща, его же взем положи на свой скот, иде к чудотворному образу. И не дошедшим им к церкви Божией, умре отрок той на пути. Простолюдин же, боголюбивый муж, прииде и пад пред образом со слезами; и плакася горько о смерти сына своего, яко единороден ему бе; и абие воста, изыде. И видев сына своего жива и здрава седяща, возвращшеся в церковь, со слезами пред чудотворным образом воздаша хвалу Богу и отъидоша, радующеся, восвояси.
* * *
Лета 7022 года. Жена некая Анна имяше на персех своих болезнь весьма злую и, пришед, паде пред образом, от Пресвятыя Богородицы милости прошаше. По совершении молебнаго пения ощути себе от болезни здраву.
* * *
Лета 7029 года. Боярин некий, именем Иоанн, имеяше на нозе своей злую болезнь, и от той исхождаше многий гной. И в болезни той много страждаше. Воспомянув о чудной иконе и, пришед, помолися и исцеление получил от нея.
* * *
Лета 7034 года. Человек некий Симеон одержим лютою чревною болезнию единою. Объя его болезнь оная, он же паде на землю, не могий востати, и от многаго труда того забывся. И виде Жену страшну, пришедшу к нему со двема мужи благообразны и рекшу к нему: «Чим болиши? Он же исповеда недуг свой. И рече к нему: Иди в церковь, яже зовется рышковская, и получиши исцеление. Он же обещася. Тогда страшная оная Жена повеле благообразным оным мужем знаменати болезнь, и в третий раз муж оный восторгся, ощути себе от болезни здрава и, пришед, поведа о приключшемся ему чудеси, славя Пресвятую Богородицу.
* * *
В то же лето человек некий, именем Ефрем, от лютаго беса томим, приведен бысть в церковь, и егда коснуся чудотворнаго образа, получил исцеление.
* * *
Лета 7037 года. Некто боярин, именем Феодор, имея главную болезнь, и толико отекло бяше ему лице, яко нимало очесем его познаватися, прииде и припаде пред чудотворным образом. И егда совершашеся молебное пение, внезапу бысть здрав, яко николиже боле; славя Пресвятую Богородицу, отъиде восвояси.
* * *
Монах некий от обители святаго Саввы Сторожевскаго, именем Евагрий, слеп очима и глух ушима от многих лет, иже бяше в больнице монастырстей, иде к чудотворному образу Успения Пресвятыя Богородицы. И бывшу ему на пути, внезапу свет осия его; он же вельми ужасеся о сем, – бе бо от многих лет не видяше света, – помысли мечтанию быти, огради себе крестным знамением и, возвед очи свои, узре церковь пречуднаго образа, и поведа идущим с ним. И, егда быша у чудотворной иконы, поведаша всем о прозрении очес его, славяще Пресвятую Богородицу. И оттоле нача очима видети и ушима слышати.
* * *
В то же время человека некоего, именем Евтропия, беснующагося, исцели; и другаго человека, именем Георгия, внутреннею болезнию вельми страждуща, исцели.
* * *
Лета 7039 года. Града Переяславля-Залесскаго купец некий, именем Софроний, чрез два года одержим трясовичным недугом. Уведав о чудесех, бываемых у пречестныя иконы, прииде и, пад пред образом Пресвятыя Богородицы, со слезами о разрешении болезни своея милости прошаще. И ту абие получи исцеление, отъиде здрав.
* * *
Лета 7056 года. Человек некий, именем Андрей, име у себе сына, именем Тимофея, зело страждуща в недузе; человек же той, скорбя о сыне своем и пришед к чудесному образу, моляшеся и, Пресвятую Богородицу на помощь призывая, взем от лампады чудотворнаго образа елея. И пришед в дом свой, помаза болящаго сына своего, и абие здрав бысть.
* * *
В 1848 г. сею иконою жители с. Каменского, Боровского уезда, были избавлены от свирепствовавшей у них сильной холеры. В 1871 г. заступлением Богоматери холера не тронула прихода с. Рышкова, тогда как соседние приходы – Субботники, Стремилово и Спас на Темне – сильно пострадали от нея.
* * *
В 1894 году крестьянин д. Глинницы, Герасим Парфенов, был настолько болен простудою, что московские доктора признали его болезнь неизлечимою, побуждая его ехать в деревню. По совершении молебна с водоосвящением перед чудотворным образом Богоматери крестьянин выздоровел.
* * *
В 1907 г. девочка села Куднева Серпуховского уезда, Таисия Егорова Крылова, получила избавление от глазной болезни, омывая очи свои водой, освященной перед иконой Успения Божией Матери.
Феодотьевская икона
Июля
В 1483 году в окрестностях Рязани, в пустынном месте, именуемом «Старое», близ села Феодотьева, явилась икона Богоматери, получившая по месту своего обретения название Феодотьевской. Многие чудесные исцеления совершались ее благодатною силою. Поэтому святая икона не могла навсегда остаться в глухом, пустынном месте своего явления. По повелению рязанского князя она была перенесена в самый город Рязань и поставлена с подобающею честью в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы. В 1611 году по распоряжению архиепископа рязанского Феодорита с явленной иконы была снята копия и отослана в село Феодотьевское.
Чудесные исцеления продолжали совершаться силою Богоматери и в новом месте нахождения Ее явленной иконы. Так, например, в 1771 году, во время свирепствовавшей моровой язвы Феодотьевскую икону носили как по городу, так и по окрестным селениям. Если ее приносили в какой-нибудь дом, в который болезнь еще не была занесена, то в нем моровая язва совершенно не появлялась во все дальнейшее время; если же дом был уже заражен моровою язвою, то она немедленно прекращалась.
* * *
Еще более разительный случай чудесного исцеления от иконы Богоматери относится к 1812 году. В доме одного жителя Рязани, отставного сержанта, лежала его больная свояченица Ксения. Она сильно мучилась болезнью глаз и в продолжение 13 недель не могла ничего видеть. 19 марта 1812 года была принесена Феодотьевская икона в соседний дом. Сестра болящей Ксении пошла туда, чтобы попросить позволения принести икону и в свой дом. В это время Ксения как будто задремала и увидела во сне какую-то незнакомую женщину, которая сказала ей: «Встань, ибо к тебе скоро придет Великая Гостья, и ты увидишь Ее». Больная ответила: «Как же я могу увидеть Ее, если я ослепла». «Поверь мне, ты увидишь Ее», – снова подтвердила неизвестная женщина. Больная после этого очнулась и недоумевала, что бы значило это видение. Вскоре принесли чудотворную икону и начали служить молебен с акафистом. Во время чтения последнего ресницы глаз у больной стали вздрагивать, а при чтении кондака «О, Всепетая Мати», глаза ее внезапно раскрылись, она ясно увидела свет и с радостью воскликнула:
– Слава Богу, слава Богу!