Многолетнее травянистое весеннее растение. Цветки крупные, лилово-сиреневые. Сбор травы производят во время цветения (апрель-май).
Отвар травы применяют против демонов и бесов.
В народной медицине отвар травы используют при бронхиальной астме, ревматизме, женских заболеваниях, сердечной недостаточности, водянке, подагре, головокружении, бессоннице.
Крепким отваром прострела обмывают кожу при грибковых заболеваниях.
Синеголовник плосколистый
Многолетнее травянистое растение высотой 50–80 см. Собирают траву во время цветения растения.
Дымом горячей сухой травы окуривают человека при различных порчах. Для изгнания нечистой силы из жилья траву раскладывают по комнатам и на чердаке.
В народной медицине отвар травы используется для повышения функции половых желез, увеличения отделения мочи и пота, снятия головной боли. Напар травы пьют при водянке, золотухе, зубной боли, малокровии, бессоннице, коклюше и ревматизме.
Татарник колючий
Двухлетнее растение с ветвистым крылатым стеблем. Цветочные корзинки сильно колючие, с пурпурными, трубчатыми цветками. Собирают траву во время цветения (июнь-август).
Отвар травы применяют при различного рода порчах.
В народной медицине отвар используют для улучшения работы сердца, при болезнях мочеполовой системы, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, как кровоочистительное средство.
Отвар татарника пьют после тяжелых операций, при кожном раке и волчанке.
Дуб скальный
Чернобыльник
Многолетнее травянистое растение, высотой до 1,5 м. Листья сверху темно-зеленые, снизу светлые. Цветы желтоватые или красноватые, собранные в метельчатые соцветия. Используют верхушечные побеги и корни. Корни копают рано весной или поздно осенью. Верхушки ломают руками во время цветения. Растение боится металлических изделий.
Чернобыльник – одно из действенных средств в борьбе с нечистью. Особенно эффективен чернобыльник в тех случаях, когда порчу насылают на голову, то есть наводят на человека эпилепсию или шизофрению.
В народной медицине отвар листьев и корней применяют при судорогах, коликах различного происхождения. Его используют при болезненных и трудных менструациях.
Настойку корней чернобыльника применяют при камнях в почках и мочевом пузыре.
Чабрец обыкновенный
Небольшой многолетний полукустарник, высотой 10–15 см. Цветки розовые или фиолетово-розовые. Цветет в июне-июле. Сбор производят во время цветения, лучше всего собирать траву перед Троицей.
В народе чабрец называют богородской травой. Если по ночам приходит нечистая сила и мучает людей, то необходимо 2–3 горсти сушеного чабреца зашить в подушку. Чабрец в виде отвара, настойки, компрессов и ванн применяется против всех видов порчи.
В народной медицине порошок чабреца служит нюхательным средством при обмороках.
При плохом пищеварении чабрец применяют вместе с корнем аира.
Отвар или напар травы применяют при вздутии кишечника, бессоннице, болях в груди.
Отвар травы употребляют для полосканий при воспалении слизистой оболочки рта и глотки.
Ванны и компрессы с чабрецом применяют при параличе и суставном ревматизме.
Чертополох
Многолетнее растение с колючим стеблем. Цветочные корзинки колючие, ярко-красные. Собирают чертополох во время цветения (июнь-август). Сушеную траву кладут в тех местах, где находится или может находиться нечистая сила, в подвалах, на чердаках, в доме.
В народной медицине водный отвар травы применяют при малярии.
Крепким отваром чертополоха обмывают зудящие сыпи и другие кожные заболевания.
Чеснок посевной
Многолетнее растение со сложной луковицей. Применяемая часть – луковицы.
Чеснок хорошо отгоняет нечистую силу. Настойка чеснока на воде помогает от порчи на бесплодие.
В народной медицине свежий чеснок является предохранительным средством от чумы, холеры, брюшного тифа.
Свежий чеснок полезен больным людям с кишечным туберкулезом, при отсутствии аппетита, глистах, метеоризме, заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Чеснок, отваренный в молоке, полезен при заболеваниях верхних дыхательных путей, пневмонии и бронхиальной астме.
Наружно его используют при облысении, чешуйчатом лишае, укусах насекомых.
Чеснок является предохранительным средством от многих ядов и укусов змей.
При лихорадке чеснок настаивают на вине.
Ясенец белый
Травянистое растение высотой до 1 м. Цветки крупные розоватого цвета, собранные в длинную кисть. Цветет в июне-июле. В народе ясенец называют неопалимой купиной.
Применяется надземная часть и корень. Надземную часть осторожно срезают во время цветения травы. Срезку производят в рукавицах. При неосторожном обращении с травой на теле появляются язвы, которые в дальнейшем лопаются и трудно заживают.
Одну чайную ложку сушеного ясенца отварить в стакане воды и пить в течение дня при тяжелых и кошмарных сновидениях.
В народной медицине отвар травы наружно применяется при различных кожных заболеваниях, выпадении бровей и волос на голове.
Лечение сглаза растениями
• 2 столовые ложки корня девясила положить в эмалированную кастрюлю и залить 2 стаканами холодной воды. Поставить на медленный огонь и кипятить под закрытой крышкой 15 минут. Снять с огня, процедить. Выпить в течение дня.
• 2 столовые ложки корня аира положить в эмалированную кастрюлю и залить 2 стаканами холодной воды. Поставить на медленный огонь и кипятить под закрытой крышкой 15 минут. Снять с огня, дать настояться 15 минут, процедить. Выпить в течение дня.
• Чайную ложку корня переступеня положить в эмалированную кастрюлю и залить стаканом холодной воды. Поставить на медленный огонь и кипятить под закрытой крышкой 15 минут. Снять с огня, процедить. Выпить в течение дня.
• 2 столовые ложки травы цикория положить в эмалированную кастрюлю и залить 2 стаканами холодной воды. Поставить на медленный огонь и кипятить под закрытой крышкой 15 минут. Снять с огня, дать настояться 15 минут, процедить. Выпить в течение дня.
• 2 столовые ложки подорожника большого положить в эмалированную кастрюлю и залить 2 стаканами холодной воды. Поставить на медленный огонь и кипятить под закрытой крышкой 15 минут. Снять с огня, дать настояться 15 минут, процедить. Выпить в течение дня.
• 2 столовые ложки одуванчика лекарственного положить в эмалированную кастрюлю и залить 2 стаканами холодной воды. Поставить на медленный огонь и кипятить под закрытой крышкой 15 минут. Снять с огня, дать настояться 15 минут, процедить. Выпить в течение дня.
• 2 столовые ложки донника (белого или желтого) положить в эмалированную кастрюлю и залить 2 стаканами холодной воды. Поставить на медленный огонь и кипятить под закрытой крышкой 15 минут. Снять с огня, дать настояться 15 минут. Процедить. Выпить в течение дня.
• 2 столовые ложки шалфея положить в эмалированную кастрюлю и залить 2 стаканами холодной воды. Поставить на медленный огонь и кипятить под закрытой крышкой 15 минут. Снять с огня, дать настояться 15 минут, процедить. Выпить в течение дня.
• 2 столовые ложки василька синего положить в эмалированную кастрюлю и залить 2 стаканами холодной воды. Поставить на медленный огонь и кипятить под закрытой крышкой 15 минут. Снять с огня, дать настояться 15 минут, процедить. Выпить в течение дня.
Лечение испуга растениями
Испуг – это нечистый дух, который входит в ребенка или взрослого. Если его не вычитать, то ребенок будет болеть, отставать в умственном и физическом развитии. Самый страшный испуг идет от змей и ужей, затем от гусей, собак, а уж затем все остальные испуги. Заикание – это когда несколько испугов сидят в одном человеке.
• Чабрец 75 г
Мята 100 г
2 столовые ложки сбора с вечера положить в термос и залить 2 стаканами кипятка. Утром процедить, разделить на 4 приема. Выпить в течение дня.
• 100 г пустырника залить 0,5 л водки. 10 дней настоять в теплом темном месте. Процедить. Принимать по 15 капель 3 раза в день.
• 50 г корней и травы синюхи голубой залить 250 г водки. 7 дней настоять, процедить. Принимать по 10 капель 3 раза в день.
• 3 столовые ложки цветов боярышника с вечера положить в термос и залить 3 стаканами кипятка. Утром процедить, разделить на 4 приема. Выпить в течение дня.
• В печи запечь яблоко с воткнутым в него кусочком ладана. Одну половину яблока съесть утром, другую – вечером.
• 2 столовые ложки травы чертополоха с вечера положить в термос и залить 2 стаканами кипятка. Утром процедить, разделить на 4 приема. Выпить в течение дня.
• Столовую ложку корня купены лекарственной положить в эмалированную кастрюлю и залить стаканом холодной воды. Поставить на медленный огонь и пусть кипит под закрытой крышкой 15 минут. Снять с огня, процедить, разделить на 4 приема. Выпить в течение дня.
• 2 столовые ложки кипрея с вечера положить в термос и залить 2 стаканами кипятка. Утром процедить, разделить на 4 приема. Выпить в течение дня.
• Столовую ложку корня кувшинки белой положить в эмалированную кастрюлю и залить стаканом холодной воды. Поставить на медленный огонь и пусть кипит под закрытой крышкой 15 минут. Снять с огня, процедить. Выпить в течение дня.
• 10 г цветов ландыша залить 150 г водки, 7 дней настоять в теплом темном листе, процедить, принимать по 3 капли 3 раза в день на столовую ложку воды.
• 20 г корней валерианы залить 200 г водки, 7 дней настоять в теплом темном месте, процедить, принимать по 5 капель 3 раза в день на столовую ложку воды.
• По вторникам, четвергам и субботам поить больного иорданской водой, если нет иорданской воды, используйте свяченую воду.
• Мелисса 100 г
Мята 75 г
Цветы боярышника 75 г
Одну столовую ложку сбора с вечера положить в термос и залить одним стаканом кипятка. Утром процедить, разделить на 4 приема и принимать за час до еды.
Бессонница, испуг
• Три столовые ложки синеголовника с вечера положить в термос и залить тремя стаканами кипятка. Утром процедить и принимать по 150 г 4 раза в день за час до еды.
• Три горсти шишек хмеля положить в эмалированную кастрюлю и залить литром холодном воды. Поставить на медленный огонь и пусть кипит под закрытой крышкой 15 минут. Дать настояться 15 минут и отвар, не процеживая, вылить в ванну.
• 100 г гвоздики залить 0,5 л водки, 10 дней настоять в теплом темном месте, периодически встряхивая, процедить. Принимать по 1/2 столовой ложки 3 раза в день.
Испуг
• Мелисса 100 г
Вереск 75 г
2 столовые ложки сбора трав с вечера положить в термос и залить 2 стаканами кипятка. Утром процедить, разделить на 4 приема. Принимать по 100 г за 30 минут до еды.
• Пустырник 100 г
Чабрец 75 г
Две столовые ложки сбора с вечера положить в термос и залить двумя стаканами кипятка. Утром процедить, принимать по 100 г 4 раза в день.
Испуг у детей
• Сделать отвар из цветов пижмы и влить в ванну, в которой купать ребенка.
• Взять поровну травы спорыша и мяты. Отварить, отвар влить в ванну, в которой искупать малыша.
Исцеляющее слово
И молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь, и если он сделал грехи, простятся ему.
(Иак. V. 14–15)
«Всяк, кто призовет имя Божье, спасется», – говорил Серафим Саровский. Исцеление при помощи молитв – один из наиболее действенных способов лечения. Древние лечили не болезнь, а больного, т. е. его душу. Если устранить причину, которая привела человека к болезни, исчезнет и сама болезнь. В этом и помогает молитва. Наши предки были здоровее нас, потому что заботились о душе, молились по утрам, перед едой, в храме, за работой, на сон грядущий.
В каждом сказанном нами слове скрывается могучая сила. Слова обиды и отчаяния, которые мы таим в себе или повторяем, ослабляют нас внутренне, обрекают на болезнь, приводят к упадку сил.
Верно направленная мысль обладает животворными свойствами. И как мы в любое время можем обратиться к отцу или матери, так мы всегда можем обратиться к Богу.
Обращение наше к Богу и есть молитва. Она необходима нам как воздух или пища. Поэтому и в радости, и в печали мы должны обращаться к Богу с молитвой. А Господь очень добр и милостив к нам, и если от чистого сердца будем просить его о своих нуждах, Он непременно исполнит их и даст все, в чем мы нуждаемся.
Молиться Богу можно везде, потому что Бог находится везде: и в доме, и в храме, и в пути, и на работе.
Старайтесь не грешить, соблюдайте Заповеди Божии, грех удаляет человека от Бога и ведет к страданиям, болезням.
Лучшая защита человека от возможных болезней, от внешней агрессии – это усиление его духовного потенциала. Человек сам создает причины, которые рождают болезнь. Большинство болезней кроется в отсутствии духовности. И это можно изменить с помощью молитвы.
Молитва – самое главное и мощное оружие в нашей жизни. Молитва облегчает нашу земную жизнь, защищает от нечистой силы, духовно лечит нашу душу. Молитва – это пища для наших больных душ. И в печалях, и в радостях мы должны обращаться к Господу с молитвой. Без молитвы мы забываем о Господе, то есть начинаем грешить. Грех – это нарушение Божиих заповедей, то есть беззаконие. В настоящее время в мире царит беззаконие. И следствие этого – постоянные войны, землетрясения, наводнения, болезни. Особенно грешны перед Господом ведьмы и колдуны, то есть те люди, которые продали душу дьяволу.
Зло – хроническая болезнь человеческого общества. Львиную долю этого зла несут ведьмы и колдуны.
Сейчас особенно распространены болезни «наведенные», «сделанные», являющиеся следствием колдовства.
На стене одной из церквей написано:
Я – жизнь, а вы не ищете Меня.
Я – путь, а вы не следуете за Мной.
Я – свет, а вы не видите Меня.
Я – истина, а вы не верите Мне.
Я – учитель, а вы не слушаете Меня.
Я – лучший ваш друг, а вы не любите Меня.
Я – Господь, а вы не повинуетесь Мне.
Я – ваш Бог, а вы не молитесь Мне.
Если вы несчастны, то не вините Меня.
Не нужно искать виновных в своих болезнях и неудачах. Все зависит от вас самих. Будете обращаться к Богу за помощью и поддержкой с верой, значит обязательно ее получите.
Издавна были известны священнослужители, чьи молитвы были особенно угодны Богу. По молитвенному заступничеству этих людей исцелялись тысячи больных. Молитвы преподобного Сергия Радонежского воскрешали из мертвых. К преподобному Серафиму Саровскому привозили и приносили на носилках множество больных, но все они уходили от него на своих ногах.
Какое бы ни было у вас горе, какой бы серьезной ни была ванта забота, вы можете вернуть себе покой, читая Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»
В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйтесь молитвою.
Следы Богоматери на земле
Если жизнь человеческая представляется страшным полем, где в безумной борьбе между собою валятся люди, где гибнут мечты, надежды, где звучат нескончаемые вопли и стоны, то над этим житейским адом царит одно отрадное видение. Чудная Дева Небесная с безграничной скорбью и любовью во взоре, с ланитами, по которым стекают жемчужины слез, стоит над этим морем людского страдания, спускаясь туда, где оно особенно ожесточилось. Не в силах Она изменить лица земли, водворить рай на месте земной каторги. Но, приникая к исстрадавшейся, обезумевшей, отчаявшейся душе человеческой, как склонилась некогда над Своим Божественным Младенцем, Она шепчет душе верную весть о лучших днях… Как мать, Она знает подходы к сердцу человеческому, и под Ее безмолвную речь ослабевшая, одряхлевшая вера становится живым видением и ясным предчувствием.
Ужасы жизни меркнут перед сиянием дивных картин, навеваемых на душу Ее благодатною силою.
Время лишь усиливает почитание Пресвятой Девы. На прежние Ее милости и чудеса ложатся наслоения новых милостей и чудес, и бережно одно поколение передает другому те же чувства к Ней, то же сознание, что в трудную минуту есть Кого позвать в высоком и далеком небе, чтобы оно стало доступным и близким.
Иногда мы не смеем обращаться к Богу. нашa греховность кажется нам страшной стеной между Ним и нами. А если душа наша истерзана неутешным страданием, нам близко чувство ропота, вера наша колеблется, и мы не можем, не смеем молиться Ему так, как молимся в минуты умиления, в часы спокойной, сознательной веры.
И вот в эти дни сомнения, тоски и горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божьей.
Не страхом, не угрозами, а любовью и безграничным милосердием ведет людей ко Христу Богоматерь. Она жалеет человечество каким-то жгучим, всепрощающим состраданием. Она принимает на Свои руки людей, которым, по-видимому, уже нет возврата к благой жизни.
Одному афонскому монастырю угрожали разбойники, и воля Божия была в том, чтоб иноки были наказаны разрушением обители за их нерадивую жизнь. Тогда одному иноку, молившемуся перед иконой Богоматери, был слышен от этой иконы голос, предупреждавший об опасности. Младенец Христос хотел заградить Своей ручкой уста Приснодевы, но Богоматерь со сладостной улыбкой отводила эту руку от Своих уст, – и обитель была спасена. Вот верный и трогательный символ этой чудной, продолжающейся в веках борьбы Божественного правосудия и ничем неистощимого, никогда еще не побежденного милосердия Пречистой Девы.
Если бы мы на земле жили жизнью бесплотных, мы бы не имели нужды ни в чем внешнем, и чувства наши не нуждались бы во внешнем выражении.
Но человек не есть дух. Он – дух, облеченный в плоть. Он окружен видимыми, осязаемыми вещами, а внутренняя жизнь его выливается во внешних действиях, и чувства его невольно выражаются внешним образом.
Он любит – и ему надо видеть любимое существо, смотреть в любимые глаза, слушать любимый голос. А в разлуке он жаждет видеть изображение любимого человека, вглядываться в черты его на портрете, который он как бы оживляет силою своей привязанности и своего воображения.
Вот это свойство души – возноситься мыслью и сердцем к любимым существам, смотря на их изображения, – и дало повод к возникновению почитания икон.
Забота Богоматери о роде людском избрала иконы как средство постоянного и близкого общения Ее с людьми.
Величайшее утешение и отрада для современных Ей христиан, Богоматерь знала, как пусто и холодно будет людям без Нее по Ее уходе из мира. И вот она решилась в изображениях лика Своего оставить христианам залог Своего непрекращающегося общения с ними. Святая Дева дала списать с Себя апостолу Луке, искусному живописцу, несколько изображений Своих и обещала, что с этими изображениями – иконами Ее – пребудет всегда Ее благодать.
Люди пытались новыми и новыми изображениями выразить переполнявшее их к Пречистой Деве чувство восторга и любви. Лучшие художники на своих полотнах старались в красках выразить слагавшуюся в их душе мечту о Пречистой Деве.
Иконы Богоматери – как бы оставшиеся запечатленными шаги Ее на нашей земле, никогда не разлучающаяся с нами память Ее постоянных дум о нас, Ее невидимого присутствия среди нас…
Неисчислимы, как звезды небесные, как песок морской, чудесные явления Богоматери людям. Вот примеры некоторых наиболее поразительных явлений из жизни святых.
* * *
Клирик Влахернской церкви, родом сириец, преподобный Роман (V век), много терпел насмешек и презрения от товарищей за то, что он, состоя при столь знаменитом храме, не умел петь и читать. Накануне Рождества Христова, после жестоких насмешек, Роман упал в горячих слезах перед иконой Богоматери и этими слезами как бы насытился вместо хлеба. В таком положении он заснул. Ночью явилась ему Богоматерь, дала свиток и послала ему дар вдохновенных песней. В день Рождества Роман взошел на амвон и спел знаменитый и бессмертный кондак Рождеству Христову: «Дева днесь Пресущественнаго рождает». Патриах посвятил его во диакона, а впоследствии Роман обессмертил себя написанием множества кондаков.
* * *
Преподобная Мария Египетская, когда еще была великой грешницей, пыталась войти в Иерусалим в церковь, но всякий раз таинственная сила отбрасывала ее. Она помолилась перед иконой Богоматери в притворе храма, обещая раскаяться, и затем свободно вошла в храм. Когда она снова стала молиться перед иконой Богоматери, она услышала от иконы голос: «За Иорданом найдешь себе покой». Придя в указанное место, она, действительно, нашла себе спасение и возвысилась до равноангельской чистоты.
* * *
Однажды ночью малой отроковице Музе явилась в видении Пресвятая Богородица, сопровождаемая такими же, как Муза, маленькими девочками в белых одеждах; и Муза почувствовала желание присоединиться к ним. Богоматерь спросила ее:
– Желаешь ли ты быть с ними и вместе служить Мне?
– Желаю, – отвечала Муза.
Тогда Богоматерь посоветовала ей воздерживаться от смеха и игр, не делать ничего легкомысленного, так как она через 30 дней будет взята на служение Ей.
Проснувшись, Муза совершенно изменилась: бросила, к удивлению родителей, детские шалости, рассказала им о явлении Богоматери и через 25 дней заболела, а в 30-й день, перед концом своим, увидела шедшую к ней Богоматерь, окруженную теми же детьми в белых ризах. На зов Богоматери она, потупившись, тихо произнесла: «Иду, Госпожа Моя, иду», и детская, непорочная душа ее вышла из тела (память отроковицы Музы 16 мая).
* * *
Иоанн Дамаскин, первый министр калифа багдадского, ревностный защитник иконопочитания, был искусно оклеветан греческим императором Львом Исаврянином перед своим государем. Калиф, не разобрав дела, велел отсечь у Иоанна руку, которая будто бы писала Льву изменнические письма, и рука была вывешена на торжище. Вечером, по ходатайству друзей Иоанновых, рука была возвращена страдальцу.
Ночью, затворившись в своей молитвенной келье и приложив мертвую кисть руки к ее месту, Иоанн на коленях перед иконой Богоматери громко зарыдал и всею силою своей великой веры просил у Богоматери исцелить его руку для прославления православия и победы иконопочитания. В этой молитве Иоанн задремал и увидел Богоматерь, милостиво на него взиравшую. «Твоя рука здорова, – сказала Она, – более не скорби». Иоанн, проснувшись, сперва не верил себе, но рука была совершенно цела, только в месте прежнего отсечения оставалась красная нить.
Восторг Иоанна выразился тут же в спетой им знаменитой песни: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».
Сделав из серебра кисть руки, он приложил ее к иконе, перед которой молился, поэтому икона и получила название «Троеручицы».
Впоследствии, покинув двор, Иоанн сделался монахом. На него наложено было старцем, его руководителем, послушание, в силу которого он должен был заградить свои уста, воспевавшие духовные песни. Просьба одного инока написать погребальную песнь на усопших заставила его преступить это послушание, за что старец вознегодовал на него. Но Богоматерь, явившись старцу, велела ему разрешить молчание Иоанну.
По кончине Преподобного Иосифа Песнопевца одному из друзей его было видение, что из свода небесного выходят лики святых и Дева невыразимой красоты приказывает им принять душу Иосифа.
* * *
В X веке было трогательное явление Богоматери, воспоминаемое церковью в одном из наиболее чтимых русскими праздников, в праздник Покрова Богоматери.
Однажды во Влахернский храм на всенощное бдение пришел блаженный Андрей. В 4 часу ночи увидал он величественную Жену, идущую от царских врат с сонмом святых; Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее под руки, а святые в белых одеждах частью шли впереди, частью за Нею, воспевая духовные гимны, Андрей спросил ученика Епифания:
– Видишь ли Госпожу и Царицу мира?
– Вижу, – отвечал тот.
И вот Богоматерь, стоя в воздухе, преклонила колени Свои и долго молилась, орошая лицо Свое пречистое слезами. Затем Она пошла к Престолу и стала здесь молиться. Окончив молитву, Она сняла с Себя бывшее на главе Ее блистающее покрывало и, с торжеством держа его пречистыми Своими руками, осенила им весь молившийся народ. Божия слава осеняла лицо Богоматери и весь величественный образ Ее. Таково было видение Андрея и его ученика.
Этот же знаменитый святой был вознесен в рай, где ангел показывал ему обители разных святых. Когда он спросил у ангела, почему не видит он в раю Богоматери, ангел сказал: «Ты хочешь видеть Пресвятую Царицу небесных сил. Ее здесь нет, Она отошла в многоскорбный мир помогать людям и утешать скорбящих».
* * *
Царьград неоднократно испытал на себе избавление от врагов силою Богоматери. Также и Афон, получивший имя «земного жребия Богоматери», видел немало примеров чудесной охраны и помощи Пречистой Девы. В Хилендарском монастыре хранилась та икона Троеручицы, от которой получил исцеление Иоанн Дамаскин.
Однажды в этом монастыре случились из-за выбора настоятеля большие разногласия. Они были прекращены непосредственным вмешательством Пресв. Девы. Трижды поутру в запертой и запечатанной церкви икона Троеручицы была находима на настоятельском месте. Иноки поняли, что Богоматерь желает Сама считаться Настоятельницей обители, и доныне в этом монастыре нет настоятеля, а избирается только наместник.
* * *
Незабвенно участие, которое приняла в житейских нуждах иноков афонских Богоматерь при Афанасии, строителе Лавры.
В Лавре был голод, и часть братии разошлась. Афанасий остался один и, наконец, в отчаянии решился идти в другое место. Он отправился по дороге в Карею и после двух часов пути собирался присесть для отдыха, как вдруг встретил женщину под голубым покрывалом. Он смутился, так как на Афоне вход женщинам запрещен.
– Куда идешь ты, старец? – спросила Жена.
Несмотря на скромность одежды, тихий взор и кроткий голос, какое-то необыкновенное величие отличало встретившуюся.
– Кто ты и как зашла сюда? – спросил ее старец.
– Зачем тебе знать, куда Я иду?
– Я – здешний инок.
– Если ты инок, то ты должен быть доверчивее и обходительнее прочих людей. Я знаю твое горе и могу тебе помочь, но раньше желаю знать: куда ты идешь?
Афанасий доверил тогда Ей свою скорбь.
– И этого ты не вынес? – возразила встретившаяся ему Жена, – Из-за куска хлеба ты бросаешь обитель, слава которой не умрет до конца веков. Где твоя вера? Вернись, Я тебе помогу, тебя ждет избавление во всем, только не оставляй своего уединения.
– Кто же ты? – спросил Афанасий.
– Та, Которой ты посвящаешь свою обитель и вверил свое спасение. Я – Матерь Господа Твоего.
Преподобный Афанасий, с сомнением смотря на Нее, сказал:
– Боюсь поверить, враг спасения преобразуется в ангела светлого, чем убедишь Ты меня?
– Видишь тот камень, – ответила Жена, – ударь по нему твоим жезлом, и узнаешь, Кто с тобою говорит. Отныне Я навсегда остаюсь Домостроительницей твоей Лавры.
Афанасий ударил жезлом по камню, и внезапно из образовавшейся трещины потек источник воды, и по скату холма побежал к морю. Афанасий обернулся, чтобы пасть дивной Жене в ноги, но Она скрылась. Источник и поныне струится в диком лесу…
* * *
Одной из наиболее чтимых икон Богоматери на Афоне является икона «Достойно есть».
Между иноческими хижинами недалеко от Кареи стояла келья с маленьким храмом Успения Богоматери. В ней жил старец с послушником. Однажды старец пошел в Карейский храм, а ученик остался петь всенощную дома. Перед ночью послышался в келье стук, и вошел благолепный инок. Пришедший вместе с послушником стали совершать песнопения.
Послушник пел, по обычаю, древнее величание Богоматери, сложенное св. Косьмой Маюмским: «Честнейшую херувим», а гость его подпевал иное начало, а именно: «Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», и уже к этим, неизвестным дотоле, словам припевал: «Честнейшую херувим». Умиленный и словами, и звуками чисто ангельского голоса, послушник стал просить незнакомого ему инока, чтобы он написал ему начало заветной песни. Тот согласился, но пергамента и чернил не оказалось. Пришелец просил принести, по крайней мере, каменную плиту. Плита была принесена. Он четко и ясно написал на плите пропетые им слова. Подавая плиту иноку, он сказал: «Отныне всегда так пойте и вы, и все православные христиане». Затем он тотчас стал невидим. Об этом было передано монастырским старцам, и с тех пор ангельская песнь: «Достойно есть, яко воистину» вошла в церковный обиход и ежедневно воссылается в дар Пречистой Матери Божией в то небо, откуда она была на землю принесена.
* * *
Преподобный Серафим Саровский, родившийся 19 июля 1759 г. и скончавшийся 2 января 1833 года, в течение своей жизни несколько раз удостаивался чудесных явлений Царицы Небесной.
Самое раннее явление Богоматери св. Серафиму было еще во время его детства. Тогда ему было около десяти лет от роду, и он жил еще в городе Курске, у своей матери. Здесь он столь сильно заболел, что мать потеряла всякую надежду на выздоровление своего сына. И вот однажды, в самое тяжкое время болезни, Прохор, – так звали святого в мире, – пробудился от сна и стал рассказывать своей плачущей и убитой горем матери о дивном сонном видении. Больной ребенок говорил, что ему явилась Пресвятая Богородица, обещая прийти к нему и исцелить его от болезни, но мать приняла все слова своего сына за бред. Однако виденный Серафимом сон не замедлил исполниться в точности.
Через некоторое время после этого сонного видения отрока в городе совершали крестный ход с Курской чудотворной иконой Знамения Божией Матери. Торжественное шествие двигалось уже по той улице, где стоял дом с больным ребенком. Но вот пошел проливной дождь, и участники крестного хода принуждены были укрыться от него во дворе дома, где лежал больной. Мать его воспользовалась этим случаем: она вынесла своего сына, приложила к иконе и положила его так, чтобы над ним пронесли образ. С этого же дня здоровье Серафима стало заметно поправляться, и он вскоре совершенно выздоровел. Так исполнилось обещание Богоматери прийти к нему и исцелить его от болезни.
* * *
Событие, о котором идет речь, совершилось около 1540 года. Некто Симон лежал больной в своей хижине. Болезнь, несколько лет приковывавшая его к одру, заключалась в расслаблении всех членов тела. Хижина Симона была расположена за оградою обители, именуемой, в честь ее основателя, преподобного Павла Обнорского и Комельского, – Троицким Павло-Обнорским монастырем (в 15 верстах от г. Гразовца Вологодской губернии).
Положение больного было безнадежное. Уже никакие человеческие усилия не могли разорвать цепей, приковавших расслабленного Симона к постели, и заставить страдальца ходить. Помощи неоткуда было ждать. Но расслабленный Симон и не ждал ее от людей: он все свои надежды возложил на Господа и на Пречистую Его Матерь. Не раз он обращал свои взоры в сторону обители, как бы оттуда ожидая себе помощи и избавления. И было ему по вере его.
Однажды явилась ему Пречистая Богородица. Она была окружена солнечными лучами, и ризы, покрывавшие Ее, блистали, как молния. Она явилась не одна: за Нею шел старец, держащий рукою клобук. Очень может быть, что этот старец был никто иной, как Павел Обнорский, основатель соседней с хижиной больного обители. Богоматерь подошла к одру Симона и сказала:
– Что ты лежишь? Иди в церковь и молись: здесь не следует лежать, а надобно молиться и работать.
Преподобный же старец сказал Ей:
– Подними его, Владычица, и пусть идет в церковь.
Тогда Пресвятая Дева взяла расслабленного за два пальца правой руки и потянула. Больной Симон тотчас же почувствовал силу и крепость в своем теле, вскочил и побежал совершенно здоровый.