Июля
3 июля 1831 года в Новгородской Спасо-Преображенской церкви, на арке, находящейся над главным входом в холодный храм, отвалился вдруг толстый слой штукатурки и в образовавшейся нише обнаружилось изображение Смоленской иконы Божией Матери. Это изображение представляет собою древнюю фресковую иконопись, относящуюся к XIV веку.
Так как в 1831 году в Новгороде свирепствовала холера, то явление иконы было принято за особенное знамение милости Божией. Народ во множестве стекался в этот храм для молитвы перед новоявленной иконой, чтобы найти себе здесь облегчение и успокоение среди опасности и страха смерти. И горячая вера народная не осталась напрасною: заступлением Богоматери холера прекратилась. С тех пор икона стала еще называться «Холерной», и в честь ее было установлено ежегодное празднование 3 июля.
В 1848 году, когда в Новгороде опять появилась холера, жители его постановили написать копию с явленной «Холерной» иконы. Эта копия была поставлена в приделе в честь Смоленской Божией Матери.
Влахернская икона
Июля
Предание глубокой древности говорит, что эта икона Божией Матери написана евангелистом Лукою и находилась сначала в Антиохии, а потом в Иерусалиме. Супруга греческого императора Феодосия II (408–450) Евдокия, путешествовавшая в Иерусалим для поклонения святым местам в 436–437 годах, приобрела эту икону и отослала ее в Константинополь в дар св. Пульхерии, сестре императора. Икона была поставлена Пульхериею в храме, находящемся во Влахернах, и потому получила наименование Влахернской. Тогда же в честь ее установлено было совершать еженедельное моление по средам и основан монастырь.
Пребывание Влахернской иконы в Царьграде сопровождалось многими чудесами. Сохранилось предание, что Богоматерь, явившись однажды двум слепцам, привела их к Своему образу во Влахернский храм и даровала им исцеление. Поэтому Влахернская икона получила и другое название «Одигитрия», что значит «Путеводительница». Многие другие слепцы, омывая свои глаза водою из источника, находящегося здесь же при Влахернском храме, также получали исцеление от слепоты.
Проистекающие от этой иконы чудеса были причиною особенного почитания ее со стороны греческих императоров, которые даже ввели в обычай брать ее с собою в походы, чтобы быть под защитой и покровительством Богоматери во время военных опасностей. Так, греческий император Ираклий брал эту икону с собою в поход против персов.
Явление иконы Божией матери «Казанской»
Июля
Икона явилась в г. Казани в 1579 г. по указанию Богоматери, через 9-летнюю девочку.
Один стрелец собирался ставить на месте пожарища себе новый дом. Девятилетней дочери его Матроне явилась во сне Богоматерь и приказала поведать архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из недр земли Ее икону, причем Богоматерь во сне указала и место, где на пепелище сгоревшего дома скрыта икона. Девочка рассказала о сне матери, но та не придала никакого значения словам дочери. Видение повторилось, но мать и на этот раз не обратила внимания на повеление Богоматери, передаваемое устами ребенка. Наконец, в третий раз девочка увидела во сне самую икону, от которой послышался грозный голос: «Если не поведаешь слов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь». Девочка проснулась потрясенная и перепуганная и стала звать мать и громко требовать от нее исполнить приказание Царицы Небесной. Тогда, наконец, та согласилась и свела дочь к воеводам и к архиепископу Иеремии. Но никто из них не поверил словам девочки.
8 июля, вернувшись после бесплодных хождений, мать взяла в полдень заступ и стала сама рыть по указанию дочери. Помогали ей и другие. Но икона не появлялась. Тогда стала рыть Матрона, и около того места, где была в доме печь, скоро было найдено заветное сокровище. Увидели икону Богоматери, обернутую в ветхий суконный рукав мужской одежды вишневого цвета. Лик иконы был свежий, ничем не попорченный, точно икона была только что написана.
На месте явления Ее выстроен женский монастырь. Икона была привезена из Казани в Москву князем Дмитрием Пожарским, который с ополчением вступил в столицу 22 октября (ст. ст.) 1613 года и освободил город от поляков. По изгнании врагов князь исполнил данный им обет: устроил в Москве церковь во имя Казанской Божией Матери, где и поставили икону.
Находится в С.-Петербурге, в Казанском соборе.
Известны многочисленные чудотворные исцеления этой иконой.
13 октября 1624 года во время литургии был исцелен дьячок Иродион, который многие годы был «умом поврежден и внутренним недугом болезновал». Тогда же исцелилась крестьянка Владимирского уезда, деревни Насекиной, Ксения Семенова, не видевшая много лет одним глазом. Придя по обету к иконе, она выпила святой воды, омыла глаза и прозрела.
* * *
Один павловский крестьянин от невоздержной жизни заболел безнадежно. Тогда Богоматерь во сне сказала одному благочестивому павловскому крестьянину: «Объяви больному, чтобы он молил о своем исцелении Богоматерь, сходил бы умыться на «Святой колодец» и перестал бы жить невоздержно: иначе умрет без покаяния». Больной приполз к колодцу и, умывшись, стал здоров.
Когда эта икона была принесена в Москву для украшения, то в том доме, в котором она находилась, а также и в соседних домах не было моровой язвы, тогда как во всем городе она свирепствовала и уносила с собою в могилу тысячи жертв.
Перед Казанской иконой Божией Матери молятся об исцелении глазных болезней, от беснования, сумасшествия, запоя, расслабления.
Явление иконы Божией матери «Смоленской»
Июля
Празднование «Смоленской» иконе Божией Матери Одигитрии, т. е. Путеводительницы.
Икона написана св. евангелистом Лукой.
Принесена в Россию из Греции; находится в Смоленске; прославилась многими чудесами. В 1812 году, в нашествие Наполеона, чудотворная Смоленская икона постоянно находилась в рядах нашего войска. Накануне славной Бородинской битвы носили ее по всему лагерю, чтобы молитвою перед нею укрепить воинов на предстоящий им великий подвиг. Сам главнокомандующий войсками князь Кутузов-Смоленский со слезами молил Богоматерь о помощи и спасении России от страшного врага. В настоящее время чудотворная икона находится в соборном храме Смоленска, а чтимые списки с нее – в Новодевичьем и Новоспасском монастырях в Москве.
После Бородинской битвы в Москве, в Лефортовском дворце, лежали раненые и больные воины. 31 августа преосвященный Августин с духовенством отправил к ним чудотворные иконы Иверскую и Смоленскую. Невозможно описать того чувства, которое охватило воинов при виде этих святынь, несомых священнослужителями. Стоны прекратились. Забыв невыносимую боль своих ран, они с радостным умилением и слезами смотрели на св. иконы. Тут же был отслужен молебен с водосвятием. Несчастные страдальцы с усилием поднимались со своих мест и ползли или тащились на костылях, чтобы облобызать св. иконы.
* * *
Устюжская мещанка Татьяна Верещагина, страдавшая несколько лет беснованием, была приведена в 1823 г. 23 января в Успенский собор своим мужем и получила исцеление после того, как был отслужен молебен перед иконою Богородицы Одигитрии.
* * *
Жена титулярного советника из г. Сольвычегодска, Елена Александровна Котова, 16 лет и 3 месяца страдала мучительною болезнью. От боли она беспрестанно кричала и впадала на сутки и более в беспамятство. 25 февраля 1825 г. она была привезена мужем в г. Устюг. В Успенском соборе перед иконою Одигитрии был отслужен о ней молебен с акафистом, и после окропления св. водою у нее тут же припадки болезни прекратились и более никогда не повторялись.
* * *
Этот образ Богоматери явился во сне одному псаломщику, имевшему пригнутые к спине и совершенно иссохшие руки. После этого видения он, обратившись с усердною молитвою к Богоматери перед явившеюся ему во сне иконою, получил исцеление.
Чудо было поразительно. Когда слух о нем дошел до императрицы Анны Иоанновны, она пожелала лично видеть исцеленного. Псаломщик был представлен императрице в Измайловском дворце и освидетельствован врачами, которые и признали действительность чудесного исцеления.