Ислам — это предание себя Аллаху через единобожие (тавхид), повиновение Ему через подчинение и отречение от многобожия (ширка) и его приверженцев. Он имеет три ступени: ислам, иман и ихсан, и каждая из этих ступеней имеет свои столпы.
Ступень первая: ислам
Столпов ислама — пять:
1. Свидетельство "Ля иляха илля-Ллах, Мухаммаду-р-расулю-Ллах» («Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха»),
2. Совершение намаза,
3. Выплата закята,
4. Пост в месяц рамадан,
5. Хадж к Священному дому Аллаха.
На свидетельство указывают слова Всевышнего: "Аллах засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, достойного поклонение, кроме Него, Могущественного, Мудрого" (Аль Имран 3:18).
Его смысл: «Нет того, кому поклоняются по праву, кроме Аллаха».
Выражение " нет божества, достойного поклонения " (ля иляха) отрицает все, чему поклоняются помимо Аллаха.
Выражение " кроме Аллаха " (илля-Ллах) утверждает необходимость поклонения одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей в поклонении, также как нет у Него сотоварища в господстве.
Толкованием свидетельства, которое разъясняет его значение, является высказывание Всевышнего: "Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: «Воистину, я отрекаюсь от того, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем». Он сделал это (свидетельство о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь" (Аз-Зухруф 43:26-28).
Всевышний также сказал: "Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами»" (Аль Имран 3:64).
На свидетельство " Мухаммад - посланник Аллаха " указывает высказывание Всевышнего: "К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим" (6) (Ат-Тауба 9:128).
Значение свидетельства " Мухаммад - посланник Аллаха " заключается в:
- Подчинении его приказам,
- Убежденной вере в то, что он сообщил,
- Отдалении от того, что он запретил и от чего удерживал,
- Поклонении Аллаху только так, как он установил.
Указанием на необходимость совершения намаза и выплаты закята, а также толкованием тавхида является высказывание Всевышнего "А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне, будучи ханифами, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера" (Аль-Баййина 98:4).
На необходимость соблюдения поста указывает высказывание Всевышнего: "О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы будете богобоязненными" (Аль-Бакара 2:183).
На необходимость совершения паломничества (хаджа) указывает высказывание Всевышнего: "Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах" (Аль Имран 3:97).
Ступень вторая: иман
Вера (иман) – это семьдесят с лишним ответвлений. Высшее из них — слова "Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха", низшее — убрать препятствие с дороги, а стыдливость — одна из ветвей веры.
Вера имеет шесть столпов:
Вера в Аллаха,
в Его ангелов,
в Его Книги,
в Его посланников,
в Последний день
и в предопределенность хорошего и плохого.
На эти шесть столпов указывает высказывание Всевышнего: "Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков" (Аль-Бакара 2:177).
На веру в предопределение указывает высказывание Всевышнего: "Поистине, Мы всякую вещь сотворили по предопределению" (Аль-Камар 54:49).
Ступень третья: ихсан
Ихсан имеет один столп. Он заключается в том, что «Ты должен поклоняться Аллаху так, будто видишь Его, а если ты не видишь Его, то, поистине, Он видит тебя». На это указывает высказывание Всевышнего. " Поистине, Аллах с теми, которые богобоязненны и творят благие дела с ихсаном " (Ан-Нахль, 16:128).
Всевышний также сказал. "Уповай на Могущественного, Милостивого, Который видит тебя, когда ты выстаиваешь молитвы по ночам и совершаешь движения среди падающих ниц. Воистину, Он – Слышащий, Знающий" (Аш-Шу`ара, 26:217-220).
Всевышний также сказал: "Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала" (Йунус 10:61).
Доводом на это из Сунны является известный хадис о приходе ангела Джибриля, который передал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах.
Он (Умар) сказал: "Однажды, когда мы сидели вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно черными волосами. На нем не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас его не знал.
Он подошел и сел напротив Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его бедра.
Он сказал: "О Мухаммад, расскажи мне об исламе"
Посланник Аллаха сказал: "Ислам означает засвидетельствовать, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершать молитвы (намаз), платить закят, поститься в рамадан и совершать хадж к Дому, если ты в состоянии сделать это".
Человек произнес: "Ты сказал верно".
Мы были удивлены тому, что он спрашивает и сам же подтверждает достоверность ответа.
Затем он сказал: "Расскажи мне об имане".
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Ты должен верить в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день и в предопределение с его добром и злом".
Человек сказал: "Расскажи мне об ихсане".
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Ты должен поклоняться Аллаху так, как будто видишь Его, но если ты и не видишь Его, то Он видит тебя".
Человек сказал: "Сообщи мне о Часе".
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Спрашиваемый знает не больше спрашивающего".
"Тогда расскажи мне о его предзнаменованиях", – попросил человек.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Рабыня родит свою госпожу, и ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий".
После этого он ушел. Прошло достаточно много времени, и затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "О Умар, знаешь ли ты, кто был спрашивающий?"
Я ответил: "Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше".
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Это был Джибриль, который приходил к вам научить вас вашей религии".