МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО КУРСУ «РИТОРИКА»
Подготовила доц. АБРАМОВА Е. К.
Курс «Риторика» нацелен на формирование риторической компетенции и повышение уровня теоретического и, главным образом, практического владения современным русским языком специалистами нефилологического профиля, что позволило бы совершенствовать речевую деятельность с целью достижения ее большей эффективности.
В процессе изучения курса «Риторика» студенты должны закрепить знания в области русского языка и культуры речи, освоить структурно-языковые, коммуникативно-прагматические и этико-речевые нормы современного русского языка для достижения своих коммуникативных (прежде всего - профессиональных) целей.
«Методические материалы по курсу «Риторика» могут быть использованы для самостоятельной работы студентов 1 курса ВФ ПГУПС при подготовке к тестированию по учебной дисциплине «Риторика».
Оглавление
ПОНЯТИЕ РИТОРИКИ.. 5
Истоки. Ораторское искусство античности. 5
Риторические традиции в России. 8
Возрождение риторики в ХХ веке. Современная риторика. 10
ОБЩЕНИЕ И КОММУНИКАЦИЯ.. 12
Понятие общения (коммуникации) 12
Основные единицы общения. 13
Характеристика возможных ролей в общении: 16
Условия успешного общения: 17
Основные принципы речевой коммуникации: 17
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ.. 18
Невербальное общение. 19
Риторика общая и частная. 19
РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН.. 21
Роды и виды ораторской речи. 26
Структура ораторской речи. 27
ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ.. 28
Способы речевого воздействия на личность. 29
Общие требования к публичному выступлению: 29
Виды публичных выступлений (в зависимости от цели выступления): 31
Подготовка оратора к выступлению.. 31
Форма и композиция публичного выступления. 39
Аргументация. 40
Завершение выступления. 47
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. 50
Виды речевой деятельности. 51
Говорение. 51
Слушание. 51
Письмо. 53
Чтение. 53
ПОНЯТИЕ РИТОРИКИ
Наука «риторика» очень древняя: она родилась еще в античности и, конечно же, за многие века своего существования претерпела значительные изменения, наполнилась новым содержанием, хотя суть ее осталась той же.
Слово «риторика» произошло от греческого rheo — «говорю, лью, теку». Производное от него rhetor означало «ритор, оратор». Это слово дало название науке «риторика», т.е. мастерство (искусство) ораторской речи. Его синонимами являются лат. оratoria (от orare – говорить) – «ораторское искусство, риторика» и исконно русское «красноречие». (Заметим, что в ХIХ в. было два варианта написания слова — «рЕторика» и «рИторика». Сегодня принята норма «рИторика»). Итак, традиционное определение звучит так: риторика — теория, мастерство и искусство красноречия.
Истоки. Ораторское искусство античности
Родилась риторика как дисциплина в Афинах около V века до н. э. Возникновение риторики и периоды ее расцвета связаны с развитием демократии. В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования.
На первых порах риторика была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству. Бродячие учителя красноречия, софисты, брались обучить любого желающего искусству спора и публичной речи. Они обучали приемам полемики, спора с целью победы в споре любой ценой, при этом стремились именно одержать победу в споре, а не ycтановить истину. Это приводило к сознательному использованию ошибочных или выдуманных положений, предположений и рассуждений. Знаменитым софистом был Горгий (5–4 в. до н. э.). Сократ, его ученик Платон, а также Аристотель выступали против софистов, обвиняя их в отсутствии заботы об истине.
Сократ, живший в Афинах в 469-399 гг. до н., не оставил после себя ни одного им самим написанного текста. Но система мировоззрения, методы обучения Сократа все же дошли до нас благодаря его ученику — Платону, который поведал о том, что Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности. Но делал это очень тонко, не поучая своих учеников, а беседуя с ними. Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине.
Основав свою школу – Академию, _Платон (430/427— 347 гг. до н. э.) продолжаетразвивать идеи Сократа, становится величайшим мастером диалога и полемики. Он.доказывал, что искусство убеждения должно строиться на принципах диалектики и психологии: надо доказывать истину с учетом психологических особенностей тех людей, которым ты эту истину пытаешься доказать.
Платон является основателем сократического или диалектического метода полемики, когда в диалоге сталкиваются противоположные мнения. Сопоставляя мнение с фактами и «твердыми свидетельствами», мы либо устанавливаем истину, либо видоизменяем мнение.
Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы и обобщены знаменитым Аристотелем втрактате «Риторика» (IV в. до н. э.). Он состоит из трех книг. Первая рассматривает место риторики среди других наук, анализирует принципы, на основании которых оратор может воздействовать на слушателей. Раскрывая сущность ораторского искусства, Аристотель говорит о единстве трех элементов, его составляющих: оратора – предмета речи – слушателя, которого называет «конечной целью всего». Вторая книга посвящена особенностям и личным свойствам, которые, по мнению Аристотеля, необходимы оратору. Третья книга посвящена проблемам стиля и композиции речи. Риторика Аристотеля — это наука и мастерство доказательной речи.
Великий древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) считается основоположником риторики как науки. Его всемирно известный труд «Риторика» послужил основой большинства позднейших риторических руководств — античных, затем европейских, в том числе и русских. Он доминировал в европейской научной традиции вплоть до нового времени.
Вершиной ораторской практики в Греции стала деятельность Демосфена (384 -332 гг. до н.э.), которого Цицерон убежденно называл «совершенным оратором».
Свой немалый вклад в развитие риторики внесли ораторы и теоретики ораторского искусства Древнего Рима – Цицерон, Квинтиллиан и др. Римская культура, в том числе и культура риторическая, совершенно немыслима без достигнутого греками. Римлян называют вторым классическим народом античности. Римские авторы обобщили ораторскую практику, сформулировав законы и правила ораторского искусства.
Вершина римского красноречия – теоретические изыскания и ораторская практика Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до н. э.). Из трех разделов философского знания – учения о природе, учения о нравственности (этика) и логики - Цицерон считал наиболее полезными для оратора этику и логику. Знание логики помогает обработать содержание речи, правильно построить ее, способствует выяснению дела; знание этики – сознательно выбрать тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей, ибо только познав людей, можно воздействовать на их души.
Из трех необходимых для красноречия данных – природного таланта, навыка и знаний – важнее всего наука, так как первенство принадлежит образованному оратору. Обязанности оратора: найти, что сказать – инвенция; найденное расположить по порядку – диспозиция; придать ему словесную форму – элокуция; утвердить все это в памяти - мемориа; произнести - акцио. Задачи оратора: расположить е себе слушателя; изложить суть дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; говорить чисто и сообразно с духом языка.
Для Цицерона идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – долг оратора, второе – залог популярности, третье – необходимое условие успеха. Цицерон сформулировал признаки разных видов красноречия: настоящий оратор тот, кто «умеет говорить о низком просто, о высоком – важно и о среднем – умеренно».
Во второй половине 1 в. н. э. теоретиком классического красноречия становится Марк Фабий Квинтиллиан (35 - 96 гг. н. э.). Основные положения труда Квинтилиана близки идеалам Цицерона, но были и существенные различия. Квинтилиан считает философию и все другие науки вторичными, они – лишь подготовка к риторике. Он связывает упадок ораторского искусства с несовершенством системы образования. Подробнее, чем Цицерон, формулирует и требования к манере поведения оратора перед слушателями: излагает теорию жеста, мимики, осанки, правила движений плеч, рук, головы, постановки дыхания, голоса, уделяет внимание одежде.
Подводя итоги краткого знакомства с античной риторикой, следует отметить, что риторика Греции была воспринята римлянами наиболее глубоко и легла в основу римского образования. На исходе античности риторика превращается в нормативную дисциплину, риторике начинают повсеместно обучать. В период республики обучение в риторских школах готовило римлянина к широкой практической деятельности.
В средние века риторика была одной из самых популярных наук, она входила в число «избранных наук», овладеть которыми должен был каждый человек, претендовавший на звание образованного.
До XVIII века риторика была элитарной наукой, а демократизация культурной жизни общества никак не способствовала сохранению элитарных наук. Появляется идея равенства людей, что требует обращения равного к равному, а не высшего к низшему (оратора к толпе). Логические приемы убеждения постепенно переставали действовать на людей – важнее стала апелляция к чувству, а не к логике. В XVIII веке риторика начинает восприниматься как схоластическая, ненужная наука. В XIX веке риторика как наука начала претерпевать кризис.