Как обращаться со святынями.
Многие предметы (хлебы, ветви, а также книги, иконы и изображения, кусочки просфор, остатки свечей и т.д.), приобретаемые или освящаемые в храме, являются святынями, к которым нельзя относиться небрежно (напр., выбрасывать в мусор). Если же они приходят в негодность и возникает необходимость избавиться от них, то их либо надо сжечь (или отдать в храм на сжигание), либо закопать в укромном месте, где не ходят люди, в лесу или на дачном участке.
Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино
http://www.newmartyros.ru/
Пожалуйста, не используйте этот листок в бытовых целях.Если он стал Вам не нужен - передайте его другому или верните в храм.
Обычаи и символы праздников начала сентября
Многие церковные службы, помимо собственно совершения Таинств и молитвословий, имеют свои особенности: на них совершается освящение различных предметов, меняется их время и порядок. В то же время многие праздничные дни наполнены различными уставными и народными традициями. Сохранение этих традиций, понимание смысла совершаемых действий и развенчание ложных суеверий – очень важны в жизни православных христиан. Но важно помнить, что участие во всех этих обычаях, присутствие в храме на службе или вне ее никак не заменит участия в церковных Таинствах, главным из которых яв-ляется Причащение Тела и Крови Христовых. Именно в Таинствах содержащаяся в Церкви Благодать, Спасительная Сила Святого Духа, особым образом воздействует на человека.
§ Всенощное Бдение. Так называетсяторжественная служба, со-вершаемая накануне всех воскресных дней (в субботу), перед боль-шими общецерковными праздниками и некоторыми другими днями. Само название напоминает о первохристианских временах, когда христиане собирались в катакомбах по ночам. В настоящее время полностью ночное Всенощное Бдение служится не во всех храмах.
ü Перед большими праздниками в конце Великой Вечерни совер-шается благословение хлебов, вина и елея. Этот обычай является напо-минанием, как о древних богослужениях, включавших в себя своеобраз-ный перерыв для подкрепления сил, так и о чуде Иисуса Христа, накор-мившего несколько тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Лк.9,16). Позже, во время Утрени, вместе с помазанием, кусочки хлеба, смоченные в вине раздаются верующим. Это не следует путать с Причастием.
ü Во время Утрени совершается елеопомазание – помазание верую-щих освященным елеем (священник изображает на лбу каждого из прихожан крест), что символизирует излияние Божией милости. Этот момент иногда ошибочно называют Елеосвящением или Миропомаза-нием. На самом деле Причастие, Елеосвящение и Миропомазание – это
Таинства Церкви, ни одно из которых не совершается на Всенощном Бдении.
§ Просфора и Святая Вода. Утром, в конце каждой Литургии, в храме можно приобрести просфоры – небольшие квасные хлебы, используемые в богослужении. Часто можно набрать Святой Воды. Просфора употребляется с молитвой «На употребление просфоры и святой воды» натощак со Святой Водой или без, и требует аккуратного и благоговейного отношения, нельзя допускать, чтобы крошки от просфоры падали на пол, а сами просфоры плесневели.
§ Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (8 сентября), Собор Московских святых (1 воскресенье сентября). Празднование Владимирской иконе Божией Матери совершается нес-колько раз в году, т.к. не раз Пресвятая Богородица через эту Свою Икону помогала городу Москве и Руси. Самое торжественное празднова-ние – 8 сентября (26 августа по ст. стилю). Оно установлено в память чудесного избавления от орд Тамерлана в 1395г., задумавшего напасть на Русь. Напуганные москвичи попросили принести чудотворную икону из Владимира, что и было сделано. Вскоре после встречи (Сретения) иконы у границ Москвы, Тамерлан увидел таинственное видение, после которого, испугавшись, покинул русские пределы. В память об этом в месте встречи иконы митрополитом Московским Киприаном был построен Сретенский монастырь, и был установлен праздник.
ü Празднование в конце августа (по ст. стилю) или начале сентября (по новому) в Москве стало не только церковным, но и одним из главных народных праздников, и было по-своему возрождено в качестве современного Дня города Москвы (первое воскресенье сентября). А спустя несколько лет после возникновения Дня города, также в первое воскресенье сентября, стала совершаться Память всех Московских святых.
§ Усекновение Главы Иоанна Предтечи (11 сентября). Святой Пророк и Предтеча Господень Иоанн, предвозвещавший людям явление Спасителя мира и совершивший над Ним Крещение (которое вспоми-нается зимой, в праздник Богоявления), был заключен в темницу прави-телем Галилеи Иродом Антипой. Причиной тому было обличение Иоанном Ирода в беззаконном сожительстве с женой своего брата Иродиадой. Иродиада ненавидела Иоанна и искала возможности расп-равиться с ним. Случай скоро представился: на пиру, устроенном по случаю дня рождения Ирода, дочь Иродиады Саломия плясала перед правителем и его гостями, и так угодила ему, что он пообещал дать ей все, что она пожелает. По научению матери Саломия потребовала при-нести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод не решился нару-шить данное публично обещание, и выполнил его, послав стражника убить святого Пророка (см. Мф. 14:1-12 и Мк. 6:14-29).
ü В этот день, в память о невинно убиенном Пророке установлен строгий пост, однако, вместе с тем это и праздничный день, подобно тому, как праздником является Успение Пресвятой Богородицы, да и праздниками в честь большинства святых являются дни их ухода из земной жизни. Значение праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи еще и в том, что он, по учению Церкви, как и все люди, даже праведные, умершие до Воскресения Христова, сошел в ад. Там он тоже стал Предтечей Господним, подобно тому, как был им на земле. После же Крестной смерти Христа и Его сошествия во ад, Иоанн Предтеча вместе с ветхозаветными праведниками был выведен Им оттуда.
ü
«Вот и канун Ивана-Постного, — «усекновение Главы Предтечи и Крестителя Господня», — печальный день. Завтра пост строгий: будем вкушать только грибной пирог, и грибной суп с подрумяненными ушками, и рисовые котлетки с грибной подливкой; а сладкого не будет, и круглого ничего не будет, «из уважения»: ни картошки, ни яблочка, ни арбуза, и даже нельзя орешков: напоминают «Главку». Горкин говорит, что и огурчика лучше не вкушать, одно к одному уж пусть. Но огурчики длинные?.. Бывают и вовсе круглые, «кругляки», а лучше совсем не надо. Потому, пожалуй, в канун огурцы и солят» (И.С. Шмелев «Лето Господне») |
ü Традиция не вкушать в этот день круглых продуктов, конечно, не является церковным установлением, но интересна сама по себе как проявление чисто народного благочестия и почитания святого в противовес совершенно нелепым языческим пережиткам, приуроченным к Рождеству этого святого («Иван-Купала»).
ü Однако, как определяет Устав, нужно придавать значение не качеству, не форме пищи, а посту, самой идее воздержания в этот день «за истину пострадавшего пророка».