Как обращаться со святынями.
Многие предметы (хлебы, ветви, а также книги, иконы и изображения, кусочки просфор, остатки свечей и т.д.), приобретаемые или освящаемые в храме, являются святынями, к которым нельзя относиться небрежно (напр., выбрасывать в мусор). Если же они приходят в негодность и возникает необходимость избавиться от них, то их либо надо сжечь (или отдать в храм на сжигание), либо закопать в укромном месте, где не ходят люди, в лесу или на дачном участке.
Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино
http://www.newmartyros.ru/
Пожалуйста, не используйте этот листок в бытовых целях.Если он стал Вам не нужен - передайте его другому или верните в храм.
Обычаи и символы праздников конца сентября и октября
Многие церковные службы, помимо собственно совершения Таинств и молитвословий, имеют свои особенности: на них совершается освящение различных предметов, меняется их время и порядок. В то же время многие праздничные дни наполнены различными уставными и народными традициями. Сохранение этих традиций, понимание смысла совершаемых действий и развенчание ложных суеверий – очень важны в жизни православных христиан. Но важно помнить, что участие во всех этих обычаях, присутствие в храме на службе или вне ее никак не заменит участия в церковных Таинствах, главным из которых яв-ляется Причащение Тела и Крови Христовых. Именно в Таинствах содержащаяся в Церкви Благодать, Спасительная Сила Святого Духа, особым образом воздействует на человека.
§ Всенощное Бдение. Так называетсяторжественная служба, со-вершаемая накануне всех воскресных дней (в субботу), перед боль-шими общецерковными праздниками и некоторыми другими днями. Само название напоминает о первохристианских временах, когда христиане собирались в катакомбах по ночам. В настоящее время полностью ночное Всенощное Бдение служится не во всех храмах.
ü Перед большими праздниками в конце Великой Вечерни совер-шается благословение хлебов, вина и елея. Этот обычай является напо-минанием, как о древних богослужениях, включавших в себя своеобраз-ный перерыв для подкрепления сил, так и о чуде Иисуса Христа, накор-мившего несколько тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Лк.9,16). Позже, во время Утрени, вместе с помазанием, кусочки хлеба, смоченные в вине раздаются верующим. Это не следует путать с Причастием.
ü Во время Утрени совершается елеопомазание – помазание верующих освященным елеем (священник изображает на лбу каждого из прихожан крест), что символизирует излияние Божией милости. Этот момент иногда ошибочно называют Елеосвящением или Миропомазанием.
На самом деле Причастие, Елеосвящение и Миропомазание – это Таинства Церкви, ни одно из которых не совершается на Всенощном Бдении.
§ Просфора и Святая Вода. Утром, в конце каждой Литургии, в храме можно приобрести просфоры – небольшие квасные хлебы, используемые в богослужении. Часто можно набрать Святой Воды. Просфора употребляется с молитвой «На употребление просфоры и святой воды» натощак со Святой Водой или без, и требует аккуратного и благоговейного отношения, нельзя допускать, чтобы крошки от просфоры падали на пол, а сами просфоры плесневели.
§ Церковное новолетие (14 сентября). В этот день (1 сентября по ст. стилю) начинается новый церковный год.
§ Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, жили в Назарете, и были бездетны. У древних евреев это считалось свидетельством Божь-его гнева и было поводом для насмешек и презрения. Однако Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божью, горячо молились, и их прошение было услышано. Архангел Гавриил возвестил им, что у них родится Дочь Мария, посредством Которой будет дано спасение всему миру. Родители Пресвятой Богородицы в трехлетнем возрасте отвели Ее в Иерусалимский храм, где Она жила и воспитывалась до обручения праведному Иосифу. Это не проявление родительского равнодушия, а свидетельство глубочайшей веры и благодарности Господу. На следующий день, в продолжение праздника совершается память праведных Иоакима и Анны.
ü В день этого праздника в 1380г. произошла Куликовская битва. Прп. Сергий Радонежский, напутствуя князя Димитрия, дал ему двух монахов (бывших в миру воинами), Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба они пали в битве, их память совершается в предыдущий день, 20 сентября.
ü День 21 сентября отмечается как государственный праздник (не выходной) – День воинской славы России.
§ Возрождение Иерусалимского Храма (Воскресение Словущее) и Воздвижение Креста Господня (26-27 сентября). С началом гонений на христиан, римские власти пытались всячески уничтожить всякую память о местах, связанных с земной жизнью и Крестной смертью Спасителя. На месте Его погребения был воздвигнут языческий храм. Однако, в IV в. святые равноапостольные император Константин и его мать Елена прекратили гонения, и стали способствовать распространению Христианства. Император отправил свою мать в Иерусалим к Патриарху Макарию с целью лично участвовать в поиске и восстановлении утерянных и уничтоженных святынь. Вскоре было начато строительство Храма Гроба Господня (Храма Воскресения) и начались поиски Креста, на котором страдал Спаситель. Было найдено три креста, и Истинный Крест Господень был определен по исходящим от него чудесам: исцелению больной женщины и воскресению мертвеца. После этого в память об этих событиях установлены два праздника: Восстановление Иерусалимского Храма Воскресения, называемое Воскресением Словущим, и Воздвижение Креста Господня (на следующий день).
ü Посвящать храмы Воскресению Христову (т.е. празднику Пасхи) обычно не принято. Хотя иногда такое и бывает, но все же считается, что Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) может быть только один – в Иерусалиме. Вместо этого распространилось посвящение храмов именно Воскресению Словущему. По старомосковской традиции в храмах Воскресения Словущего в день этого праздника богослужение совершается Пасхальным чином.
ü Название Воздвижение – происходит не от «сдвижения осени к зиме», а от того, что Патриарх Макарий при большом стечении народа стал поднимать (воздвигать) обретенный Крест Господень, чтобы люди могли видеть его и поклониться величайшей святыне.
ü Животворящий Крест Господень напоминает нам о добровольных, спасительных за нас страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь, перенося наши мысли к печальному событию на Голгофе, установила строгий пост, располагающий нас к покаянию и свидетельствующий о нашем живом участии в страданиях и смерти Спасителя.
ü На Всенощном Бдении перед Воздвижением елеопомазание во время чтения канона не совершается. В конце службы, после Великого Славословия («Слава Тебе, показавшему нам Свет!») совершается Чин Воздвижения Креста, при котором вместо праздничной иконы выносится Крест, и лишь после этого происходит помазание верующих. В большинстве храмов в наше время он сильно упрощен, а прежде он включал в себя многочисленные молитвословия и омовение Креста благовонной водой. Лепестки цветов, омоченные в этой воде, затем раздавались верующим (последнее иногда встречается и сейчас). Эти лепестки являются святыней, напоминающей о празднике, они не имеют никаких «мистических» свойств, однако требуют благоговейного отношения, их не стоит выбрасывать в мусор