Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Творчество Алданова. Роман «Ключ».




Марк Александрович Алданов (наст. фам. – Ландау) (1886-1957) родился и жил в Киеве до революции, семья богатого промышленника. Получил отличное образование: классическая гимназия, куча иностранных языков, потом Киевский ун-т, потом ещё в Париже учился. Занимался химией, в Первую мировую разрабатывал в Петрограде защиту от хим. оружия (см. образ д-ра Брауна, который этим же в «Ключе» занимается). В 1915 г. – начало тв-ва, первый том трактата «Толстой и Роллан», философский труд, начало спора с Толстым. Октябрьскую рев. не принял, напечатал книгу «Армагеддон» про это (философия), большевики сразу изъяли. В этой книге уже появились его историко-философские идеи: демократия лучше всего, форма диалога, исторические аналогии,… И тут же уехал в Одессу. Ездил по Европе в поисках помощи в борьбе с большевизмом. В марте 1919 окончательно уехал в Париж. В 1920 – редактор журнала «Грядущая Россия», пишет всякие философско-политические очерки и исторические портреты (книга «Ленин», сб. «Портреты», «Современники», «Земли, люди» и т.д.) Тут тоже проявились черты его дальнейшего тв-ва – внимание к фактам, очень точные факты.

Крупные произведения – 16 исторических романов и повестей. Все они про разное время и герои разные, но проблематика одна и идеи одни, поэтому можно говорить о метаромане об истории и современности. Первый такой опыт – повесть «Святая Елена, маленький остров», 1921 написана, 1923 – опубликована. Само собой, про Наполеона. Это последнее пр-ние в тетралогии про события рубежа XVIII-XIX веков, про фр. рев., Павла, Наполеона и т.д.

Дальше про «Ключ».

«Ключ» - 1 часть трилогии. (2 – «Бегство», 3 - «Пещера»), опубл. в 1930, речь о событиях 1916-1917 гг., в след. частях – дальше до 1920. Это детектив с одной стороны и историософский роман с другой. Начинается всё с убийства банкира Карла Фишера, его расследуют с привлечением всяких интересных методов типа дактилоскопии, которая, кстати, тут себя дискредитирует – отпечаток пальца на бокале принадлежал неаккуратному полицейскому. Тут всякие переклички с Толстым, есть такой следователь по политическим делам Федосьев, который беседует с Брауном прямо как Порфирий Петрович в «ПиН» с Раскольниковым. Ещё и сам себя с ним сравнивает. Но к концу романа так ничего и не ясно и все об этом подзабывают, потому что на первый план выходит судьба русской интеллигенции в эпоху революции: кто-то бежит и прячется в пещере эмиграции, а кто-то гибнет под колёсами колесницы истории (похожий мотив был в «Армагеддоне»). Историософия, короче. Тут А. придерживается философии «случая». А именно: нет в истории никаких законов и закономерностей. Причинно-следственные связи, конечно, есть, но их так много и они такие запутанные, что ничего понять невозможно да и не нужно. Здесь, кстати, полемика с Толстым и «ВиМ», как вы понимаете, с его тотальной предопределённостью и отсутствием случайностей в истории. У А. всё наоборот. Он это теоретически обосновал в книге 1953 г. «Ульмская ночь: философия случая». При этом А. признаёт роль личности в истории, но за сильную личность принимает того, кто может случай использовать в свою пользу. Да и случаю можно по А. противостоять, используя счастливый случай. Романтизм, короче.

Другие моменты в его историософии:

· скептицизм, т.е. неверие в прогресс. Люди к лучшему не меняются. Эту идею, кстати, тоже д-р Браун высказывает в «Ключе». (Он там вообще философ хороший – выдвигает идею двоемирия, для сообщения между которыми нужен КЛЮЧ. А ешё он в начале выкидывает КЛЮЧ от квартиры, где нашли убитого.)

· исходя из предыдущего, всё повторяется, всё вращается по кругу, всё предсказуемо. И ничего не сделаешь тут. Все мы жертвы иронии судьбы. Жизнь – боль.

Поэтика «Ключа» в частности и А. в целом. У него куча фактов, и все очень точные. Если имя настоящее, то всё точно. В «Ключе», н., есть Шаляпин. Всякие интересные подробности про расследование типа видов ядов и их определение. Наукообразность, короче. Герои у него или резонёры (Браун и др.) или обычные и неинтересные (Кременецкий, Дон-Педро, Нещеретов,…). Самые интересные у него отрицательные герои, потому что про зло круто рассуждают. В принципе, это скорее реализм, чем модернизм. Полифоничность почти как у Дост-го. С модернизмом связывает интертекстуальность (отсылки к Дост., Тостому, «Е. О.» Пушкина), причём герои часто сами себя сравнивают с персонажами рус. классики. Связи есть и внутри романов А., между разными его романами. Используется также монтажная композиция и проч. черты модерна.

И, конечно, связь с традицией. Похоже на историч. романы Скотта – интересный сюжет на первом плане, точность в ист. деталях, герои не главные в истории и т.д. Толстой: связь с «ВиМ» через историософию, переклички с «Воскресением» через суд, со «Смертью Ивана Ильича»,… Дост.: связь с «ПиН» через ПП и его диалоги, детектив тоже, полифония и идеологичность. Пушкин: Муся сравнивает себя с Татьяной. А. Толстой: судьбы интеллигенции в революцию, у Т. принимают, у А. бегут или будут раздавлены.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1475 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2290 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.