ИСПЫТАНИЯ В САРАТОВЕ
(Вместо введения)
— Волна чудовищного жара охватила его со всех сторон и крепко стиснула в объятиях. Ему показалось, что загорелись волосы. «Война, бомба!» — первая мысль, пришедшая ему в голову, была очень верной по своему существу (как выяснилось много позже). В марте 1983 года в Саратове было испытано знаменитое психотронное оружие. Но он не знал об этом. Он оглядел нерушимые стены, потолок, обои — сквозь волны плазмы, которые лизали его тело. — «Но где же огонь? Это лазер? Радиация? СВЧ? Что это?» — Он не поддавался панике несколько мгновений, пока не почувствовал, что от боли в горящей коже по всему телу и под волосами на голове он вот-вот потеряет сознание...
Вопреки правилам, мы не стали брать этот странный рассказ в кавычки. А надо бы. Но хотелось задеть читателя за живое, так, как в свое время были задеты и мы: слишком уж он, этот рассказ, выразителен! Ведь его герой, он же — Б. Э. Узунов, автор книги «Маги, магини», вышедшей в 1991 году в Обнинске (издательская фирма «Ирина-Ч»), впечатляюще — и в необычной художественной форме — передает переживания человека, неожиданно ставшего жертвой воздействия многим еще неведомого, но тем не менее уже достаточно знаменитого психотронного оружия. Оружия, якобы, способного тайно, исподтишка управлять человеком, воздействовать на его психику, сознание, поведение, стремления, желания, внедряться в его самое сокровенное «Я», в самые интимные сферы его душевной жизни.
Так кто же он такой, этот Б. Э. Узунов — автор книги «Маги, магини»? Мы скорее всего так никогда и не узнали бы этого, если бы не старания нашего коллеги М. М. Богачихина, благодаря которым стало возможно издание той книги. Вот что сам Май Михайлович говорит об ее авторе:
— Борис Энверович Узунов окончил Саратовский университет. Определенная нестандартность психики привела к невозможности удержаться на серьезной работе, сохранить семью. Некоторое время назад он прислал мне рукопись для редактирования и издания и... исчез. Материал мне показался интересным, даже важным, поэтому были предприняты усилия для издания. Появится Борис — получит гонорар.
Слова эти были записаны 27 июня 1990 года. С тех пор Борис Энверович так и не объявился...
Судьба этого несомненно одаренного человека сложна и трагична. Причиной тому и явилось то, что М. М. Богачихин тактично назвал «определенной нестандартностью» его психики. Она, эта самая «нестандартность», отчетливо сквозит почти в каждой строке его столь же нестандартной книги, содержание которой в основном сводится к описанию страданий и мучений человека, подверженного необычным психовоздействиям. Источник этих странных, навязчивых, почти непреодолимых воздействий, как утверждает герой книги — некоторые из его недобрых знакомых (это маги, магини, экстрасенсы и телепаты), а также технические устройства — психотронные генераторы. Мало кто из окружающих всерьез относится к подобным причинам страданий нашего героя. Наиболее решительно настроены врачи:
— Нам и так все известно, не рассказывайте, — внушительно сказала ему женщина грозного и сурового вида. — Больным вечно кажется, что на них воздействуют, что они слышат голоса, их жгут, мучают и пытают, они постоянно от кого-то спасаются... В общем, — распорядилась она, — на вязки его!
Впечатление, остающееся по прочтении этой необычной книги, можно сравнить разве что с тем, что испытываешь при созерцании некоторых картин Гойи («Сон разума порождает чудовищ») или Чюрлениса («Спокойствие»). Вот, к примеру, одно из суждений героя книги относительно воздействия, оказываемого на него экстрасенсами:
— Ровно год прошел с тех пор, когда обжигающее облако скрутило меня в моей собственной квартире и жгло до тех пор, пока я не потерял сознание. Персональная атомная бомба. Когда сознание вернулось, все повторилось сначала... Я тогда почти ничего не знал об экстрасенсах и не верил в них. Хотя и встречался — как понял позже — регулярно со многими из них и их окружением. Творцы игры, испытатели нового оружия, мастера его шлифовки...
Со временем герой книги приходит к выводу, что он попал под воздействие экстрасенсорных чар магини Вероники, великого мастера «астральных» битв:
— Она не шутила никогда. Ей-то в ее годы с ее жизнью терять было уже нечего. Она дралась молча, умело и беспощадно. Абсолютное оружие марсиан... (Так же молча, беспощадно и быстро она выжигала мозги намеченным ею жертвам, превращая их в тихих, покорных идиотов, толпу рабов, ждущих от нее порции энергии и приказов. В мыслящую капусту. Ей было все равно. Главное — выжить в этом мире самой...).
Когда страдания стали невыносимыми, герой книги, не надеясь на милицию, обращается в госбезопасность. Но и там все, естественно, в сговоре:
— Видимо, это какое-то новое оружие. Но где же скрыться от него? Пойти бы в милицию или... Нет, там наверняка ничего не знают. Видимо, это испытания. Меня все равно отправят в психушку. Значит, терять нечего и надо идти в комитет (...). — В комитете его встретил человек с улыбчивым лицом. Он попросил секретаря выйти. Достал из кармана пиджака какую-то «корочку» и сказал, сокрушенно повертев ее в руках: «Это не СВЧ и не лазер. Это парапсихология. Вернитесь к Веронике, ведь вы ее знаете, и не отлучайтесь от нее». — «При чем тут Вероника? И парапсихология — эта лженаука? Что за бред?» — Человек с корочкой печально улыбнулся: — «Не торопитесь в больницу. Эксперимент лишь начинается. У вас ведь мать, любимая... Останьтесь на воле. Вы нам очень пригодитесь». — «Скорее всего, вы меня уберете». — «Что ж, ваше право... Вообще (он улыбнулся) в правильности суждений вам не откажешь». — Вежливо попрощался и лично провел к выходу мимо ряда дверей кабинетов и стражи...
А вот как наш герой представляет себе картину секретных испытаний психотронного оружия и что из этого получилось:
— Что ж, начнем, Шеф? — помощник по-ковбойски лихо поднял трубку селектора: «Сектор один... один... Готовность А2... Омск... Новосибирск... Харьков... А2...»
Шеф лишь улыбнулся. Табло погасло. Вместо него вспыхнула большая карта северного полушария. Сейчас на ней горело три зеленых огонька. Ничто не дрогнуло. Абсолютная тишина.
«Сектор один, цель принял».
Один огонек стал ритмически пульсировать, загорелся красным светом... Два других погасли. Тут же вспыхнули 4 других... Раздался голос из селектора:
— Сектор наблюдения. Включились Саратов-Горький... Свердловск...
— От Саратова еще... идет?. Там что-то осталось? — изумился помощник.
— Многострадальный город, — иронически хмыкнул Шеф. — Придется и от нас вынести кое-что...
— Включаю сектор А-3! Цель! А-2-11! — И снова один из огней начал пульсировать, а 2–3 быстро погасли.
— Это и есть их «Ожерелье»... или как его обозвали наши... «Рубеж- 1»? — шепотом почему-то спросил его помощник.
— Видимо, да. Но нас интересуют резервные силы. Сейчас они зашевелятся, и мы их поймаем, — уверенно сказал второй. — Разве что китайские бонзы им помогут.
— Даосы, Шеф.
— Дьявольская терминология... Все ж было проще...
— Хотелось бы видеть, что происходит ТАМ! — загадочно вздохнул первый.
— Так включи телевизор. Ничего особенного. Не ядерная атака. Мы слегка щекочем им нервы... И заодно кое-что выясняем...
...Утро обещало быть хорошим. Внезапно девочка, играющая в песочек, отложила лопаточку и запела песенку. Звонкий голосок выводил английские неприличные слова.. Потом она бросила лопаточку и, неприлично вихляя бедрами, побежала куда-то...
Толпа, стоящая на остановке, внезапно смутилась. Раздался звон стекла. Кто-то тащил сквозь витрину ящик с тускло блестящими бутылками. Две машины наскочили одна на другую и юзом улетели из поля зрения... Начинался хороший летний день.
Иногда воображение героя книги рисует картины явно апокалипсические. Один из фрагментов рассказанного так и назван, — «АПОКАЛИПСИС-88»:
— Ночь катила свои тяжелые волны над городом, погруженным в ее беспросветную мглу. Спали тысячи невест, не встретившихся со своими нареченными, — уже чужими женами в чужих постелях. Спали их неродившиеся дети, чей набор генов еще до рождения был признан социально вредным, спали поэты и мечтатели, превращенные в тихих роботов из низшего разряда, — тысячи и тысячи безнадежно изломанных судеб спали, глотая порции гипнограмм или ожидая их, чтобы послушно шагнуть утром к станку, бездумно и безропотно прожить день и погрузиться в такой же беспросветный сон, встретив все, что назначено теми, кому виднее, и ни в коем случае — ничего больше этого.
Как же понимать все это — то, что столь пронзительно живописует Б. Э. Узунов? Что это: намек на жестокую реальность или удивительно пророческий взгляд в будущее? Плод больного воображения или необычное видение столь волнующей темы? Нестандартная попытка ее художественного осмысления?
Почти на все эти вопросы затруднительно дать какие-то сугубо однозначные ответы. Думается, правильнее было бы ответить на них так: и да, и нет. За одним, пожалуй, исключением: все-таки то, что описывает Б. Э. Узунов, скорее можно соотнести с реальностью каких-то грядущих, а не нынешних дней (помимо чисто клинических мотивов — они были, есть и будут всегда). Ведь тот факт, что работы по созданию психотронного оружия ведутся, причем со все возрастающей интенсивностью, уже никак нельзя отрицать. Это отнюдь не миф, не плод чьего-то больного воображения, и вовсе не досужие выдумки журналистов. Это — реальность, вокруг которой, правда, накручено изрядное количество мифов, вымыслов и заблуждений. И мы постарались понять и осмыслить эту реальность, вычленив ее из хоровода подпитываемых ею же мифов.
Но так было не всегда. Вначале были мифы. А покоились они отнюдь не на пустом месте. Они, эти мифы, питались живыми соками действительности, воплощая в себе опыт и мудрость многих поколений людей, замечавших, что не все так просто в мире общепринятых, устоявшихся представлений о потенциале человека, о его скрытых возможностях [1]. Ведь некоторые люди (правда, это бывало достаточно редко) проявляли такие способности, что оставалось либо изумляться, беспомощно разводя руками вместо объяснения, либо ссылаться на происки дьявола...
Известно, и простые жизненные наблюдения из века в век показывали, что некоторые особо одаренные люди могли — в значительной степени произвольно, по желанию — использовать свои необычные способности для решения самых разнообразных задач, жизненно важных для них самих или их окружения: предсказывать будущее, «читать» настоящее и прошлое, вызывать «чудесные» исцеления, находить исчезнувших людей, пропавших животных, отыскивать потерянные вещи, обнаруживать подземные воды, руды, пустоты, а также решать другие столь же трудные задачи способами, противоречащими так называемому здравому смыслу.
То, что оставалось за пределами «здравого смысла», сохранялось в мифах, легендах, бывальщинах, в других жанрах фольклора. Мифотворчество, таким образом, вопреки желаниям тех, кто отрицал или отрицает стоящую за такими мифами паранормальную реальность, продолжало и продолжает выполнять свою ценную социальную функцию. Оно постоянно напоминает нам о том, что в человеке заключено нечто большее, чем мы обычно себе представляем — то, что принято считать божественной искрой. Если этот художественный образ перевести на язык науки, то можно говорить, в частности, и о необычных, скрытых, паранормальных, парапсихологических или пси-способностях человека. В основе же таких способностей лежат «непонятные», пока еще необъясненные биофизические явления или феномены [2].
Из века в век встречались проницательные люди, задумывавшиеся над тем, какую же реальность отражают мифы о необычных способностях человека. Бывало, их размышления подкреплялись личным опытом владения подобными же способностями, либо наблюдениями над проявлением этих способностей со стороны других. И тогда они приходили к выводу, что считающиеся лишь досужими выдумками рассказы и мифы о необычных возможностях человека — отнюдь не бабушкины сказки! Это — отразившаяся в них реальность, лишь воплощенная всвоеобразной художественной форме.
По мере взросления науки расширялся икруг исследователей необычных возможностей человеческой психики. Этот процесс заметно ускорился где-то с середины прошлого века. А в начале века нынешнего были предприняты первые серьезные попытки использовать необычные способности человека в военно-прикладных целях, в частности, в интересах разведки и связи. И почти одновременно — первые попытки создания технических аналогов этих способностей. С тех самых пор эта задача так и не снята с повестки дня...
За те десятилетии, что решается эта задача, очень многие связанные с ее воплощением в жизнь события, в свою очередь, обросли дремучим лесом сказаний, мифов, легенд. Они, эти события, сами стали необычайно питательной средой для подобного мифотворчества. Но мифы, рожденные на этой основе, имеют одно очень существенное отличие от мифов, отражавших длящиеся из века в век наблюдения реальных случаев проявления необычных потенций человека. Мифы, связанные с обстоятельствами воплощения в жизнь идеи создания психотронного, «психофизического» или пси-оружия, замешаны — в лучшем случае — буквально на крупинках достоверной информации, а в подавляющем большинстве — на дезинформации (иногда невольной, чаще сознательной), на неясных слухах, на опасливых ожиданиях и даже на фантастических пророчествах. Отсюда — их незначительная, в ряде случаев, «познавательная» ценность. Они, эти мифы, отражали лишь один единственный элемент реальности, а именно, что работы по созданию пси-оружия все еще ведутся или, по крайней мере, стоят на повестке дня. Остальное, что содержится в этих мифах, как говорится, от лукавого...
К тому же в некоторых кругах как широкой, так и научной общественности сложилось упрощенное представление о самой проблеме необычных возможностей человека. Негативное отношение к проблеме возникло не без основания. Иногда оно вызывается легковерными и легкомысленными людьми. Свой вклад делают и невольно заблуждающиеся. Дурную славу создали и целители, точнее, те из них, кто без достаточных на то оснований пытаются решать подобные проблемные научные вопросы.
Совершенно искаженное понимание проблемы возникает у людей и под влиянием порою хлестких, но некомпетентных, рассчитанных на коммерческий успех сообщений средств массовой информации. Настораживают ученых и несерьезные выводы некоторых непосредственных исследователей проблемы, которые они иногда поспешно делают по результатам своих недостаточно строгих опытов и наблюдений. Все это так или иначе мешает серьезной работе над проблемой.
Вместе с тем исследования физических полей биологических объектов, в частности, человека, его биоэнергетики и биоинформатики — с одной стороны, и «непонятных» биофизических явлений — с другой, показывают научную состоятельность проблемы и требуют комплексного и более углубленного изучения этих двух областей знания в их взаимосвязи.
Что же касается проблемы «психофизического»,психотронного или пси-оружия, то с нею связано несколько подходов и решений. Это, прежде всего, дистанционное влияние пси-одаренного оператора (экстрасенса) на другого человека с целью воздействия на его поведение и физиологические функции. Далее, существует возможность использования пси-способностей в интересах разведки и связи. Можно думать и о тех или иных способах искусственного усиления пси-способностей и даже о создании их технических аналогов — в виде, например, различного рода боевых психотронных устройств (генераторов). Есть и иные возможности, о которых мы скажем в свое время.
Процесс воплощения в жизнь идеи пси-оружия прошел несколько этапов. На первом из них стремились использовать в военно-прикладных целях естественные пси-способности человека, дарованные ему от рождения или развитые тем или иным способом. Начало этапа теряется в седой старине, но интерес и внимание к таким возможностям сохраняются до сих пор. В целом такой способ использования необычных способностей человека в военных целях оказался не слишком-то продуктивным, что, в частности, связано с большой редкостью носителей этих способностей. Кроме того, даже самые выдающиеся экстрасенсы не всегда способны работать так, как от них требуется. Это мы знаем и на основании собственных экспериментальных исследований. Да и многие наши американские коллеги весьма скептически относятся к перспективе военно-прикладного использования естественных пси-феноменов. Так, например, известные парапсихологи США Р. Тарг и К. Харари писали в 1985 году, что значимость пси-феноменов как оружия мала, но важна для понимания того, что есть мы сами, и мира вокруг нас.
В то же самое время существует миф о буквально всесильном даре экстрасенсов воздействовать на людей на расстоянии. Это не так: даже самые выдающиеся экстрасенсы, с которыми мы работали, отнюдь не всегда проявляли свои чудесные способности. Но проявляли. Однако эти способности нельзя переоценивать, и экстрасенсы сами об этом хорошо знают. Но многие люди, особенно те, кто находятся во власти мифа о всесилии экстрасенсов, впадают в ошибку, приписывая причину своих заболеваний и даже несчастий «плохому» воздействию со стороны какого-либо другого человека [3]. О подобной же ошибке очень хорошо говорят Р. Тарг и К. Харари: «Если вы всерьез верите, что ЦРУ, ФБР или инопланетяне вмешиваются в ваши решения, мы настойчиво советуем вам найти опытного и симпатичного психолога-клинициста. Мы не имеем ни малейшего доказательства, что какой бы то ни было правительственный орган США — или Галактической федерации — проявляет какой-либо интерес или способность к парапсихологическому воздействию на чье бы то ни было сознание. Но если вы сделали своим, врагом беспринципного и невежественного экстрасенса, он может попробовать послать вам некие “плохие вибрации”. Знаем ли мы, что такая вещь возможна? Нет, не знаем. Но не удивимся, узнав, что так оно и есть». То есть они не отрицают возможности посыла «плохими» экстрасенсами «плохих вибраций». В действительности же вопрос о «плохом» воздействии, похоже, более сложен. До сих пор мы говорили об индивидуальном пси-воздействии, оказываемом экстрасенсом на какого-либо определенного человека. Но в последние годы в нашей стране получили распространение сеансы лечебно-оздоровительного воздействия экстрасенсов на массовую аудиторию. Таким сеансом может быть, например, непосредственное выступление экстрасенса перед массовой аудиторией, собравшейся, скажем, на стадионе, или выступление, опосредованное экраном телевизора. В последнем случае масштабы аудитории неизмеримо возрастают.
Практика показывает, что процесс экстрасенсорного воздействия значительно облегчается, когда используется некоторая «опорная» система коммуникации: телефонная связь, радиотрансляционная сеть или система телевизионного вещания. Но лишь очень немногие люди способны реализовывать сложные программы экстрасенсорного воздействия на массовую аудиторию с опорой на обычные каналы передачи информации. Наибольшую известность в этом отношении получили А. Кашпировский и А. Чумак.
У этого метода экстрасенсорного воздействия на население есть как сторонники, так и противники. Среди последних нельзя не назвать академика Н. П. Бехтереву и доктора психологических наук В. И. Лебедева. В своих выступлениях они справедливо говорят о необходимости критического подхода к оценке сеансов телевоздействия, призывают к осторожности, взвешенности при принятии решений относительно допустимости таких сеансов.
Свое мнение Н. П. Бехтерева, в частности, высказала на страницах третьего номера журнала «Наука и религия» за 1992 год. Наталья Петровна — внучка академика В. М. Бехтерева (1857–1927), о котором говорили, что строение и функции мозга лучше его знает только сам Бог. Наталья Петровна пошла но стопам своего знаменитого деда, она — один из крупнейших специалистов в отношении всего того, что касается мозга. При всем при том до недавнего времени проявляла весьма и весьма скептическое отношение к тем странным феноменам, что связаны с необычными способностями человека. Но... побывала в Болгарии у известной всему миру Ванги и на основании своего собственного опыта общения с нею заявила, что существуют все-таки «подлинные ясновидящие, с большой надежностью предсказывающие будущее, «видящие» не только прошлое, но и скрытое от глаз настоящее, проникающие в мысли другого человека». На вопрос о феномене А. Кашпировского Н. П. Бехтерева ответила, что он, конечно же, не шарлатан, хотя «многим жилось бы гораздо спокойнее, если бы все экстрасенсы оказались шарлатанами». Но при этом она упрекнула А. Кашпировского в том, что он все-таки мало внимания уделял отрицательным результатам своих телевизионных сеансов.
Если беспристрастно суммировать мнения и сторонников, в противников сеансов подобных телевоздействий, то невольно придешь к выводу о том, что и те, и другие все-таки признают сам факт такого телевоздействия. Правда, одни из них основывают свой вывод на изучении положительных результатов, другие — на отрицательных, что в данном случае для нас не столь важно.
Но что действительно важно с точки зрения обсуждаемой в нашей книге проблемы, так это то, что телевизионные, да и любые массовые сеансы экстрасенсорного воздействия показывают реальную возможность объективно воздействовать на личность, в том числе и с опорой на существующие технические средства связи или передачи информации! А сам факт экстрасенсорного воздействия на массовую аудиторию, осуществляемого различными методами и по разным каналам, является объективным, доказанным и мировой, и отечественной практикой. При всем при том подобный метод воздействия на население таит в определенные потенциальные негативные возможности (например, усиления отрицательной компоненты такого воздействия или даже преобразования ее в основную) влияния на большие массы людей, в том числе и с целью получения определенного негативного результата, то есть использования этого эффекта в качестве психотронного воздействия [4].
До сих пор мы говорили о первом этапе процесса воплощения в жизнь идеи пси-оружия и незаметно перешли ко второму. В его ходе стали разрабатываться способы усиления естественных пси-способностей с помощью разного рода фармакологических, психотехнических, да и просто технических средств. И почти одновременно приступили к третьему этапу работ по созданию принципиально нового поколения психофизического оружия, основанного на техническом — аппаратурном, приборном — моделировании тех «непонятных» биофизических феноменов, что лежат в основе проявления человеком его необычных способностей. Третий этап был связан с созданием так называемых психотронных генераторов, и психотронного оружия — на их основе. Эти генераторы были названы психотронными по названию новой научной дисциплины — психотроники, в рамках которой сложились идеи, позволившие сформулировать задачу создания психотронных генераторов и теоретически обосновать пути ее решения.
Возникновение психотроники как самостоятельной научной дисциплины следует отнести ко второй половине 70-х годов, хотя сам термин — психотроника — впервые был предложен в 1952 году. Фердинанд Клерк, «конструктор» термина, писал тогда в одном французском радиотехническом журнале: «Мы уже имеем электронику, стереотронику — что еще не хватает? Можем предложить название «психотроника» для явлений, при которых энергия, произведенная в процессе мышления, и энергия, воспроизведенная импульсом воли человека и простым ее средоточением, может в специальной аппаратуре заставить каплю воды в вакууме отклониться влево или вправо».
Термин психотроника был предложен в интересное время. Тогда, в самом начале 50-х годов, как в США, так и в Европе, в частности, во Франции, произошел первый в послевоенные времена всплеск интереса к военно-прикладным аспектам парапсихологии. Термин парапсихология, хотя и был создан еще в прошлом веке, в современном его значении стал употребляться лишь с 1937 года — года выхода в свет первого номера «Журнала парапсихологии» (США). Конечно же, термин психотроника, как и электроника, звучит куда более привычно и понятно для людей, использующих военную терминологию, чем, например, термины парапсихология, психология и прочие «мирные» словообразования. Впрочем, вскоре о слове психотроника забыли.
О психотронике вспомнили во второй половине 60-х годов, но уже в новом, мирном значении этого слова. В 1967 году в Праге была создана чехословацкая группа психотронных исследований — «Координационная группа по исследованию проблем психотроники», которую возглавил невропатолог Ладислав Стухлик, сотрудник знаменитого К. Г. Юнга. Два симпозиума по психотронике, состоявшиеся в 1970 и в 1973 годах в Праге, способствовали дальнейшему ее оформлению. В 1973 году была создана Международная ассоциация по исследованию проблем психотроники. Первое заседание Президиума Ассоциации состоялось в январе 1974 года в Праге. В нем также участвовали представители США (Ст. Криппнер и М. Ройек) и Франции (И. Дюплесси и Г. Ларше); проф. Г. А. Самойлов (МВД СССР) не смог принять участие по служебным обстоятельствам.
С 1973 года и по настоящее время проведено 8 международных конференций по психотронике. Они проходили в разных странах и городах мира. Председателем Ассоциации с момента ее основания и до настоящего времени является доктор философии Зденек Рейдак (Чехословакия). В работе Ассоциации и проводимых ею конференциях принимают участие видные парапсихологи из многих стран мира. С самого начала большой интерес к деятельности Ассоциации проявляли специалисты США. Так, Ст. Криппнер рассказывал, что более 200 исследователей из США сообщили ему, что они непременно приняли бы участие в конференции 1973 года, если бы располагали информацией о ее проведении.
В первые годы формирования психотроники высказывались порою прямо противоположные мнения о предмете ее исследования. Утверждалось, что психотроника — это «кодовое название парапсихологии в Праге»; что это — бионика человека, новая ветвь парапсихологии — биоэнергетика, новая область физического знания и пр. Сейчас принято следующее предложенное З. Рейдаком определение психотроники: это междисциплинарная область научных знаний, которая изучает опосредованные сознанием и процессами восприятия дистантные взаимодействия между живыми организмами и окружающей средой. Психотроника, отмечает З. Рейдак, исследует энергетические и информационные проявления подобных дистантных взаимодействий и таким образом способствует пониманию до сих пор необъясненных способностей человека, а также постижению живой материи и мира в целом.
3. Рейдак считает, что термин парапсихология, как и прежние названия этой области знаний — месмеризм, метапсихология, психические исследования — следует понимать как обозначение определенных этапов развития. Таким образом он рассматривает психотронику как восприемницу парапсихологии, с чем вряд ли можно согласиться. Чтобы утвердиться в таком мнении, достаточно прочесть определение парапсихологии, даваемое «Журналом парапсихологии». Парапсихология — это область науки, имеющая дело с изучением пси-коммуникаций, то есть с исследованием тех дистантных связей живого организма с окружающей средой, которые получили название экстрасенсомоторных (поскольку они проявляются помимо органов чувств и мускульных усилий). Понятие пси включает в себя экстрасенсорную перцепцию (ЭСП), то есть внечувственное восприятие, и психокинез (ПК), под которым понимается воздействие на предметы и ход физических процессов без приложения мускульных усилий или использования технических средств. Пси-явления определяются как события, произошедшие благодаря включению фактора пси.
В целом же следует сказать, что принципиальной разницы между предметами исследования парапсихологии и психотроники нет, разница выступает лишь при сравнении методов, средств и целей исследования. Психотронике свойственно стремление преимущественно к техническим и технологическим подходам и решениям, к разработке технических аналогов изучаемых феноменов, например, психотронных генераторов, и, следовательно, концентрация больших усилий на работах прикладного характера. Так, Рейдак указывал, что три четверти материалов, доложенных на первой конференции по психотронике в 1973 году, носили научно-технический характер; 180 из 250 участников объединила секция «психотроника и физика» (одна из шести); две трети членов Ассоциации психотроники составляют физики и инженеры; три четверти занимающихся психотроникой в ЧССР — инженеры, физики, кибернетики и биокибернетики. В отличие от психотроники, в парапсихологии «правят бал» преимущественно психологи, биологи, физиологи, медики. Эти соотношения сохраняются и до настоящего времени.
Если же говорить о биоэнергоинформатике, то она также исследует те же «непонятные» биофизические явления, которые не получают удовлетворительного объяснения в рамках современной научной картины мира. Эти необъясненные явления происходят как частный случай в обширном пласту событий, обозначаемых как слабые или тонкие экологические связи. Материальной основой этих связей являются те же самые дистантные энергоинформационные связи и взаимодействия, которые изучаются и психотроникой, и парапсихологией. В парапсихологии в качестве своего рода аналога понятия «тонкие экологические связи» выступает понятие «пси».
Мы столь подробно останавливаемся на соотношении психотроники, парапсихологии и биоэнергоинформатики, чтобы пояснить и происхождение названия нашей книги, и то обстоятельство, что в главах, имеющих дело с освещением положения дел в этой области главным образом в США, термин психотроника почти не употребляется. Исторически в США был принят термин парапсихология, слово психотроника там не привилось, хотя и получило известное распространение с начала 80-х годов.
Мы хотели бы особо подчеркнуть, что книга «Психотронная война: от мифов — к реалиям» написана с опорой на собственный многолетний опыт исследовательской работы в области биоэнергоинформатики и к тому же на строго документальной основе (было использовано свыше 400 первоисточников) [5]. Мы опирались на материалы, в большинстве случаев либо совершенно неизвестные читателю, либо надежно забытые им, хотя подавляющее большинство первоисточников было опубликовано или в нашей стране, или за рубежом. Особый упор был сделан на исследовании послевоенного периода, отягощенного событиями холодной войны. Естественно, что в тех условиях отношение противоборствовавших сторон к военно-прикладным аспектам психотроники было достаточно определенным. Описывая это отношение и связанные с ним последствия, мы стремились показать и то, к чему могло бы привести психотронное противоборство в случае неожиданного успеха одной из сторон в создании «магического» оружия.
Но успех в создании психотронного оружия в условиях тоталитарного режима может обернуться и психотронным геноцидом в отношении собственного народа. Хотелось бы в этой связи привести еще одно апокалипсическое видение автора книги «Маги, магини». Оно дано как набросок ее краткой аннотации. И пусть это видение послужит еще одним сигналом о грозной опасности, связанной с возможным неконтролируемым использованием открытий в области психотроники:
«В 1967 г. в Саратове начинаются исследования в области психотроники. В 1973 г. по необъяснимым причинам заболевает группа подростков и почти вся погибает... Один из этой группы выживает и с 1982–83 гг. становится объектом внимания для испытаний психотронного оружия в рамках глобальной программы, которая предполагает, в частности, изменение социальных и ролевых функций людей. В Москве он узнает, что саратовцам бояться, собственно, нечего в смысле возмездия — «эксперимент» охватывает прежде всего «города первого удара», а испытания были частично согласованы с рядом оговорок. Люди, способные понять происходящее, либо замолчали, либо так или иначе включены в «эксперимент».
Сколь же печальна такая картина! И какое счастье, что она существует лишь в воображении автора приведенных выше строк.
В 1988 году голландский психолог и психотерапевт Вим Крамер, выступая на первой в Европе конференции Парапсихологической ассоциации, сказал, что если парапсихология хочет выжить в следующем столетии, ей необходимы «perestroika and glasnost». По нашему мнению, этого сейчас явно недостаточно. Перестройка и гласность уже сделали свое дело. Теперь же требуются открытость исследований и свобода информации в отношении тех возможно тайно ведущихся работ, результаты которых могут быть коварно использованы в психотронной войне. Надо сказать «нет!» всем попыткам засекретить не только результаты подобных работ, но и сам факт их ведения. Следует всячески приветствовать полную их открытость. Надо торопиться. Потому что в противном случае в следующем столетии, возможно, будет трудно выжить не только парапсихологии, но и всему человечеству.
Примечания
[1] Напомним, что еще В. Я. Пропп, выдающийся мастер фольклорных исследований, отмечал характерную для всего фольклора «заинтересованность необыкновенными происшествиями». Ему же принадлежит и такое смелое высказывание: «Даже самые фантастические образы фольклора имеют свою основу в реальной действительности». — См. В. Я. Пропп. Фольклор и действительность. М., 1976. — (Здесь и далее — примечания авторов).
[2] По ряду причин мы предпочитаем использовать именно описательные термины. Они отражают биологический и физический характер этих необычных феноменов, а также подчеркивает их необъясненность, то есть слабую изученность, неясность связей с имеющимся запасом знаний. Надо сказать, что прилагательное «биофизические...» говорит о характере явлений и не означает, что они подлежат изучению именно в рамках биофизики, которая сейчас имеет иной предмет исследования.
[3] Это как раз те нередкие случаи, когда миф о всесилии экстрасенсов, падая на особо благоприятную почву, крайне легко проникает в сознание. Поскольку тут действуют чисто психологические причины, в подобных случаях следует говорить о психологическом воздействии на сознание некритично мыслящего человека его же собственных представлений и ожиданий. И крайне редко — о пси-воздействии.
[4] Весьма любопытную мысль однажды высказал Юрий Горный, заслуженный артист России, автор и исполнитель уникальной программы «Твои возможности, человек». В связи с многочисленными выступлениями с телеэкрана, в Домах культуры, настадионах разного рода колдунов, магов, чародеев, волшебников и целителей Ю. Горный предположил: эти выступления связаны с каким-то общесоциальным экспериментом, с испытанием какого-то нового оружия для усмирения людей. При этом, как допускает Ю. Горный, А. Кашпировский, «сам того не ведая, «засветил» целый пласт научных исследований, о которых сегодня не принято говорить вслух». Об этом писала «Комсомольская правда» 22 ноября 1990 года. Следует добавить, что за рубежом все более и более интенсивно ведутся исследования, связанные с разработкой методов и средств защиты от предполагаемого пси-воздействия.
[5] Подготавливаемый к изданию и рассчитанный на специалистов исследовательский вариант нашей книги будет содержать весь необходимый научно-справочный аппарат.
Глава первая
ЗОМБИ ВЫХОДИТ НА СВЯЗЬ