Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современный цивилизационный подход




В современных условиях на повестку дня международных отношений и внутриполитическом развитии государств все большее значение начинают П обретать социокультурные и цивилизационные факторы. В мировой полит*

блк>ДаеТСЯ не только межгосударственное, но и межцивилизационное проти-" действие. Во внутренней политике ряда стран в силу размывания роли ряда 9 циальных институтов (государства, семьи) глобализационными процессами

зрастает значение этнической и социокультурной идентичности, смысла ци-в изационных основ бытия.

Эти проблемы рассмотрены в получившем всемирную известность фунда-^ентальном труде современного американского мыслителя С. Хантингтона ^Столкновение цивилизаций. Пересмотр международного порядка» (1996,

с____ 1997).' Основные идеи книги были сформулированы Хантингтоном рань-

ц1е в программной статье «Столкновение цивилизаций?», получившей широ­кую международную известность.2

С. Хантингтон комплексно проанализировал сущностные черты ведущих мировых цивилизаций, рассмотрел их как субъектов (акторов) мировой полити­ки, раскрыл особенности межцившшзационных отношений и противоречий, показал их социодинамику. Его книга состоит из пяти разделов: «Мир цивилиза­ций»; «Изменяющийся баланс цивилизаций»; «Становление цивилизационного порядка»; «Столкновения цивилизаций»; «Будущее цивилизаций».

Хантингтон рассматривает современный мир как многополюсный, многоци-вилизационный и многокультурный. Он подчеркивает, что эпоха индустриа­лизма и наций-государств, в которой основные линии конфликтов проходили между государствами и странами (конфликт наций), а затем и «идеологиями» (противоречия между капитализмом и социализмом), сменяется иной эпохой, когда на первое место выдвигаются межцивилизационные и межкультурные противоречия, не снимая старых.

Процессы глобализации порождают обострение и актуализацию идентич­ности, становятся мощным катализатором политизации межкультурных и меж-цивилизационных отношений, ведут к повышению роли цивилизационного (куль­турного) сознания, проявления его в структурированных формах и движениях. Усиление взаимодействия между народами ведет к росту межцивилизационНо-го самосознания, к углублению понимания как различий между цивилизациями, так и их общности.

В работе рассмотрены сущностные характеристики ведущих современ­ных цивилизаций: западной — в европейском и североамериканском вариан­тах, православно-славянской, исламской (арабская, турецкая, малайская), ин-Дуистской, конфуцианской, японской, латиноамериканской и африканской; их все большая самостоятельная и не всегда предсказуемая роль в мировой по-итике, противоречия между ними выступают на первый план в международ-

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и передел мирового порядка / пер.

ных отношениях. Цивилизации не схожи по своей истории, языку, культуре, тр„ дициям и, что самое важное, религии. Люди разных цивилизаций имеют разщл взгляды на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гра>кда нином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, о соотноситель ной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерату. хии. Эти исторически сложившиеся различия складывались столетиями и не исчезнут в обозримом будущем. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами. Конечно, различия необязательно предполагают конфликты, а конфликт не всегда означает наси-лие. Однако, как свидетельствует опыт истории, самые затяжные и кровопро. литные конфликты порождались именно различиями между цивилизациями.

Гипотеза С. Хантингтона о роли цивилизаций в мировой политике в обобщен­ном виде сформулирована так: противоречия между основными цивилизациями на планете важны и реальны; цившшзационное самосознание имеег устойчивую тенденцию к возрастанию; конфликт между цивилизациями придет на смену идео­логическим и другим формам конфликтов в качестве преобладающей формы глобального конфликта; международные отношения, исторически являвшиеся игрой в рамках западной цивилизации, будут все больше девестернизироваться; незападные цивилизации станут выступать не как пассивные объекты, а как ак­тивные действующие лица; эффективные международные институты в области политики, экономики и безопасности будут складываться скорее внутри цивили­заций, чем между ними; конфликты между группами, относящимися к разным цивилизациям, будут более частыми, затяжными и кровопролитными, чем конф­ликты внутри одной цивилизации; главными осями международной политики ста­нут отношения между Западом и остальным миром; политические элиты некото­рых расколотых незападных стран постараются включиться в число западных, но в большинстве случаев им придется столкнуться с серьезными препятствиями; в ближайшем будущем основным очагом международных конфликтов будут взаи­моотношения между Западом и рядом стран исламо-конфуцианского ареала.

По Хантингтону, конфликт цивилизаций разворачивается на двух уровнях. Н микроуровне группы, обитающие вдоль линий разлома между цивилизациями, ведут борьбу, зачастую кровопролитную, за землю и власть друг над другом. На макроуровне страны, относящиеся к разным цивилизациям, соперничают из-за влияния в военной и экономической сферах, борются за контроль над междуна­родными организациями и третьими странами, стараясь утвердить собственные политические и религиозные ценности. Концепция Хантингтона вызвала акт» ный интерес политиков и ученых мирового сообщества. События последних ле подтверждают актуальность и долговременную значимость его исследования. Итак, очевидно, что изучение различных направлений и методов исследо» ния политической науки позволяет добиться лучшего понимания политики, с вершенствовать политическую теорию и методологию исследования, уточи политическую прогностику. Перефразировав известное высказывание о ч что «знание истории делает человека гражданином», можно утверждать с меньшей долей оптимизма о значимости истории политологии для фооми ния современной высокой гражданской культуры в любом обществе За свою многовековую историю человечество выработало ряд общезначи-Ь1Х принципов и форм политической жизни, соблюдение которых обеспечива--,. обществу устойчивость и прогрессивность развития. К ним можно отнести: беспечение, приоритет политических и социально-экономических прав чело­века; диалектическое единство свободы и ответственности, прав и обязанно­стей граждан; учет общественного мнения; равное право на политическую ин­формацию; плюрализм в развитии политической науки; верховенство закона; обеспечение интересов большинства при соблюдении права меньшинства на свою позицию; выборность основных органов власти; разделение властей, их К00рдинацию; политический, экономический и идеологический плюрализм; пред­ставительную и непредставительную демократию; самоуправление; воспита­ние гуманистической, демократической политической культуры; высокий уро­вень требования к моральным основам политики.

Ключевые понятия

бихевиоризм, бихевиорализм необихевиорализм институциональный подход цивилизационный подход «волны демократизации» системный подход плюралистическая демо­кратия, полиархия

элитология

идеи однопартийно-государственного

социализма

политическая футурология

мегатенденции

феномен тоталитаризма

Чикагская школа

«Столкновение цивилизаций»

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем вклад М. Вебера в развитие социологии политики?

2. Назовите представителей элитологической школы.

3. В чем сущность институционального подхода?

4. В чем сущность бихевиорализма?

5. Назовите отличительные черты необихевиорализма.

6. Охарактеризуйте Чикагскую школу.

7. В чем особенности системного подхода?

8. Охарактеризуйте работу С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций».

9. Проанализируйте мегатенденции' Дж. Несбита и П. Абурден. В чем они
правы и что они не смогли предсказать?

Ю. Что понимается под плюралистическими теориями демократии? 11. В чем польза изучения истории политических идей?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 739 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2525 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.