Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Изучение феномена тоталитаризма




Теории тоталитаризма сложились в 50-е гг. XX в. в результате сравнитель­ного, институционального и ценностного анализа политических режимов Ита­лии, Германии и СССР в предвоенный период и в ходе Второй мировой войны. Важный вклад в их анализ внесли X. Арендт, 3. Бжезинский, К. Фридрих и др. Особо выделяется первый фундаментальный труд о тоталитаризме, принадле­жащий американскому политологу немецкого происхождения X. Арендт (1906-1975), — «Истоки тоталитаризма» (1951; рус. пер. 1996).3 Это исследование принесло ей широкую известность не только в США, ц ' и далеко за их пределами. В этой работе X. Аренда впервые в политической наук» • основываясь на концепции массового общества и сравнительного анализа нал цизма и сталинизма, исследует тоталитаризм как особый феномен XX в., отлич ный от традиционных, известных до этого в истории тиранических или деспо тических форм правления. Тоталитаризм — это не только полное отсутствие свобод, система институтов подавления личности, повседневный террор и культ вождя, но и особые социальные условия его существования.

С концепцией тоталитаризма в политической философии X. Арендт неразрывно связаны понятия «массы» и «массового общества». В исследовании прослеживает­ся развитие ряда предпосылок тоталитаризма: антисемитизм, расизм и национа­лизм. Однако каждый их этих факторов в отдельности сам по себе еще не ведет к установлению тоталитарного господства. Непосредственным источником тотали­тарных движений, по мнению автора, является формирование к началу XX в. массо­вого общества, которое возникло в результате последствий Первой мировой войны, резкой ломки политических и социальных институтов, появления миллионов пере­селенцев, нарушения социальных связей. В массовом обществе происходит пре­вращение классов в массы, а последних — в толпу, наступает временный союз между толпой и элитой. Толпа, как полагает X. Арендт, — это группа, в которой представлены осколки всех классов, ратующих за «великого вождя» или «сильную личность». Широкая массовая поддержка вождя и режима, который он оляцетворя-ет, по мысли Арендт, отличает тоталитаризм от других форм диктатуры. Из фено­мена «вождя» (или фюрера) Арендт делает вывод (который впоследствии в со­циальной литературе вызвал немало возражений), что со смертью Гитлера и Сталина наступил конец эпохи тоталитаризма, соответственно, в Германии и СССР.

В последующее издание книги «Истоки тоталитаризма» X. Арендт добавила новую главу «Идеология и террор», где в качестве еще одного отличительного признака тоталитарного режима выделяет его идеократический характер, пока­зывает, что идеология и террор представляют собой две неразрывно связанные стороны тоталитарного господства. Изучение проблем тоталитаризма Арендт про­должила в 1960-е гг., когда она, будучи корреспондентом на процессе над немец­ким военным преступником К. Эйхманом, опубликовала серию статей, собранных затем в книгу «Эйхман в Иерусалиме». В этом труде рассмотрена проблема кон­формизма тоталитарной личности, показано, что человек, совершивший чудовиш-ные преступления, широко использует стереотипы тоталитарного поведения; про­анализирована разновидность массового человека в его связи с тоталитаризмом.

7. Идеи «однопартийно-государственного социализма»

Идеи «однопартийно-государственного социализма» были сформулирова1*1 в трудах В.И. Ленина, Н.И. Бухарина и других советских исследователей. В основ6 этой идеи лежала мысль о руководящей роли партии нового типа (коммунист ческой) в советском государстве. Особый интерес вызывают последние по вр8*1 ни ленинские подходы к созданию нового общества. Они отражены в его о (новой экономической политике): «Письмо к съезду», «О придании за-одательных функций Госплану», «О кооперации», «О нашей революции»,

К вопросу о национальностях или "автономизации"» и др. В них он пытался

(< вершенствовать модель однопартийно-государственного социализма, демо-

авизировать ее, поставить преграды на пути бюрократизации государственного

гтарата и правящей партии, считал необходимым «перемещение Сталина с поста рального секретаря». Важно, что в этих работах ставился вопрос о введении

•ироких рыночных отношений под контролем государства. Учитывая накоплен­ный опыт переходного периода, он отмечал, что «строй цивилизованных коопе-оаторов при общественной собственности на средства производства, при классо­вой победе пролетариата... — это есть строй социализма».1

Модель государственного, однопартийного, индустриального социализма, во­площенная в СССР, за период в семь десятилетий продемонстрировала как известные всемирно-исторические достижения этой страны, так и многочисленные недостат­ки такого развития. В середине 1980-х гг. встал вопрос о реформировании совет­ского общества (перестройке, гласности, демократизации), выборе новой модели развития. С начала 1990-х гг. начался сложный и противоречивый процесс соз­дания современных структур, которым еще много предстоит сделать, для того чтобы показать свою экономическую эффективность и социальную направленность. Модель однопартийно-государственнего социализма в его рыночном вариан­те была успешно реализована в современном Китае и Вьетнаме. Ведущую роль в этом процессе сыграли идеи и деятельность Ден Сяопина — одного из политиче­ских лидеров Китая, теоретика реформ рыночного характера в 1980-90-е гг. Суть его концепции состоит в необходимости для страны, сохраняя привержен­ность социалистическим идеалам и руководящей роли компартии Китая, разви­вать рыночные отношения под контролем государства, выдвигать на первое место принципы авторитарно-коллективного управления и материальной заинтересо­ванности, формировать конкурентоспособное общество по отношению к вызо­вам глобализации. Неоднократно возвращаясь к проблеме творческого сочетания принципов социализма и рынка, модернизма и традиционализма, Ден Сяопин делал акцент на достижение конечного результата и с присущей ему аллегоричностью отмечал, что не важно, какого цвета кошка, — главное, чтобы она умела хорошо ловить мышей. Реалистическая политика в КНР, использующая синтез традици­онных (конфуцианских) этических принципов, ответственного управления и ры­ночных отношений, привела к тому, что последние десятилетия эта страна, де­монстрируя самые высокие темпы в мире экономического развития, неоднократно Удваивала свой национальный доход, повышала жизненный уровень населения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 912 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2323 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.