Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ипологи€ государств: формационный и цивилизационный подходы




“ипологи€ Цразновидность классификации.ѕо средствам типологии различные государства подраздел€ютс€ наопределенные типы. “ип государства Ц совокупность устойчивых черт государства на определенном этапе его развити€. ¬ насто€щее врем€ в юридической литературе примен€ютс€ два основных подхода к типологиигосударств Ц формационный и цивилизационный.

Ќаиболее распространенным €вл€етс€ формационный подход Ц основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. √лавный критерий классификации Ц способ производства, который определ€етс€ господствующей формой собственности на средства производства.

 аждой формации соответствует свой тип государства и права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический).ѕереход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений вэкономическом базисе и носит объективный характер. ѕри этом общественно-экономические формации смен€ют

 

друг друга закономерно, а весь исторический процесс есть последовательна€ смена формаций и

 


соответствующих типов государств.

 

ƒанный подход был широко распространен в марксистско-ленинской “√ѕ. ќна рассматривала данный подход в качестве единственно правильного. —огласно марксистско-ленинской теории человеческое общество проходит п€ть общественно-экономических формаций,общество может находитьс€ на определенной ступени:

1. первобытнообщинна€ (безгосударственна€);

2. рабовладельческа€;

3. феодальна€;

4. капиталистическа€;

5. коммунистическа€ (его первой стадией €вл€етс€ социализм).

—оответственно этим формаци€м выдел€лись четыре исторических типа государства.

¬ современных услови€х обнаружилась недостаточность формационного подхода дл€ типологической характеристики всех государств. √лавные недостатки этого подхода в том, что он:

1. базируетс€ на материале европейских стран. ¬осточные же государства, отличавшиес€ большим своеобразием и спецификой государственной организации, не укладывались в рамки формационной теории;

 

2. характеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранее предопределенное: одна формаци€ закономерно смен€ет другую. Ёто движение имеет необратимую силу и все народы должны об€зательно пройти все формации. ќднако это положение не всегда подтверждаетс€ социальной практикой. “ак, формационный подход пока не в состо€нии объ€снить, почему разные народы, начав много тыс€ч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии Ц первобытнообщинного стро€, в дальнейшем оказались на разных стади€х развити€, и пошли разными пут€ми в государствообразовании.

 

—овременна€ отечественна€ “√ѕ не отвергает формационный подход, но вносит в него некоторые коррективы. ¬место четырех типов государства выдел€етс€ 5 (восточный (азиатский) тип). ≈сли марксистско-ленинска€ теори€ исходила из того, что каждый тип государства более совершенный, в частности считалось, что на смену рабовладельческому приходит феодальное государство. —овременна€ типологи€: первые типы государства были восточный, рабовладельческий и феодальный.

 

÷ивилизационный подход Цпри характеристике развити€ конкретных государств и народов следует учитыватьне только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы (особенности духовной жизни, форм сознани€, том числе религии, миропонимани€, мировоззрени€, своеобразие обычаев и так далее). ¬ совокупности эти факторы образуют пон€тие Ђкультураї; родственные и близкие культура образуют цивилизацию.

ƒуховно-культурные факторы способны:

 

- полностью блокировать вли€ние того или иного способа производства; частично парализовать его действие; - прервать поступательное формационное движение; - усиливать социально-экономическое развитие.

 

“аким образом, данный подход основан на выделении различных цивилизаций. ќсновоположник английский историк “ойнби. ќн выдел€л 21 цивилизацию, при этом раздел€л их на:

1. первичные Цгосударства,€вл€ющиес€ частью базиса,а не только надстройки. лючева€ роль такихгосударств в развитии социально-экономической сферы. “акие государства тесно св€заны с религией в единый политико-религиозный комплекс.   первичным цивилизаци€м относ€т: древнеегипетска€, ассиро-вавилонска€, шумерска€, €понска€, сиамска€ и другие;

 

2. вторичные Цне так всесильны,не составл€ют элемента базиса,но вход€т в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейска€, восточноевропейска€, североамериканска€, латиноамериканска€); ѕозици€ “ойнби подвергалась критике не только в отечественной, но и в западной литературе из-за отсутстви€ четких критериев (уровень экономического развити€, этнические особенности, религи€, мораль, особенности культуры) типологии государства. “ем не менее, в современной отечественной литературе цивилизационный подход в типологии государства рассматриваетс€ как один из основных.

 

¬ыдел€ют следующие этапы цивилизации:

1. локальные цивилизации,существующие в отдельных регионах или у отдельных народов(шумерска€,эгейска€,индска€);

2. особенные цивилизации (китайска€,западноевропейска€,восточноевропейска€,исламска€ и другие);

 

3. всемирна€ цивилизации,охватывающа€ все человечеством и формирующа€с€ в насто€щее врем€ в основе принципа глобального гуманизма, основанном на не отрицании национальных особенностей,разнообразииверований, сложившегос€ миропонимани€. Ќа первое место выдвигаютс€ ценности человека, его право на свободное развитие, его благо.

 

¬ юридической литературе отсутствует общепризнанна€ типологи€ государств по цивилизационному критерию. ћожно использовать определенный вариант цивилизационного подхода в типологии государства, основыва€сь на истории человеческого общества. ¬сю историю человеческого общества современна€ наука раздел€ет на четыре периода (цивилизации): 1. древн€€ цивилизаци€; 2. средние века; 3. новое врем€; 4. новейшее врем€.

 

—оответственно выдел€ют четыре типа государства.

 

— учѐтом уровн€ экономического развити€ все государства можно разделить на три типа: доиндустриальное;

 

индустриальное; постиндустриальное.


≈щѐ одна типологи€ учитывает пути возникновени€ государства. ƒва основных типа государства Ц восточный (азиатский) и западный (европейский).  аждый из этих типов имеет подтипы.

÷ивилизационный подход.

 

ƒостоинства цивилизационного подхода:

- ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу;

 

- позвол€ет объ€снить многовариантность исторического развити€, в том числе и то факт, что общества и государства развиваютс€ неодинаково и избирают разные пути движени€ к прогрессу

 

- позвол€ет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другими, но и как самосто€тельную ценность дл€ общества.

Ќедостатки цивилизационного подхода: страдает схематичностью и нечѐткостью.

 

ќба этих подхода взаимно дополн€ют друг друга и должны примен€тьс€ в комплексе, что позволит наиболее полно характеризовать тип государства с учетом не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов, а также экономический фактор Ц способ производства.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 333 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1278 - | 1127 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.