Ведическая культура создана и организована Тем, Кого можно назвать «высшим авторитетом». Это означает, что Верховный Господь не только дал нам этот мир, чтобы мы действовали в нем, но дал также и наставления, как жить здесь счастливо, имея осмысленную работу и развиваясь в течение всей жизни. Через иерархию этого мира Он установил эти принципы жизни в своде законов Дхармы, или в дхарма-шастрах. Законы дхармы разделяют общество на четыре действующих класса, называемых варнами, и на четыре стадии жизни для достижения духовных целей, называемых ашрамами. Каждый из них имеет свои определенные обязанности, так же как и определенные отношения с другими частями общества. Такое научное упорядочивание общества предназначено для того, чтобы дать каждому человеку место, способствующее его развитию в течение всей жизни, во всех ее сферах.
В культуре варнашрамы профессия человека — это не средство получить как можно больше денег, но и не просто случайная работенка, на которую устроились чтобы как-то выжить. Самая концепция варны заключается в том, что работа должна соответствовать природе человека, его гуне и карме. Господь Кришна подчеркивает в Бхагавад-гите, что человек должен выполнять работу, соответствующую его природе, и что заниматься чужим делом — опасно (3.35, 18.47). Почему это опасно? Потому что, выполняя неподходящую работу и занимая неправильное место, мы не можем выполнять задачу человеческой жизни, то есть, расти.
Существуют четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, или священники и интеллектуалы; политические лидеры; организаторы и производители; и рабочие. Любую профессию в любой человеческой культуре можно приблизительно отнести к одной из этих четырех групп. В современной культуре отношения между этими четырьмя группами определяются почти исключительно деньгами, при соответствующем пренебрежении к дхарме, но в культуре варнашрамы эти отношения предписаны сводом законов дхармы.
В том, что касается места, очень важную роль играет кшатрий: именно от него требуется дать всем соответствующее место в обществе — как в смысле предоставления жилья, так и в смысле обеспечения работой. За то, что он посвящает себя заботе о гражданах так, как если бы они были его родными детьми, кшатрий считается уполномоченным Бога. Он обязан следить не только за тем, чтобы в культуре варнашрамы не было безработных, но и за тем, чтобы каждый имел работу согласно своей природе. Отсюда следует, что в культуре варнашрамы не только нет речи о безработице, но и не может быть такого, чтобы человек работал ниже своих способностей, делал непривлекательную для него работу. В такой системе неудовлетворенность работой будет стремиться к нулю.
В культуре варнашрамы нет бездомных. У каждого есть место, чтобы жить, место, чтобы работать, и правильные взаимоотношения с другими. Это касается не только людей, но и всех разновидностей жизни, особенно быков и коров, домашних животных, которые обеспечивают человека независимой энергией и хорошим питанием.
Создание места для всех
Мы часто повторяем как один астролог сказал о Шриле Прабхупаде, что он создал дом, в котором может жить весь мир. Иными словами Шрила Прабхупада устроил так, чтобы все имели место, из которого они могли бы расти. «Все» означает не только преданных этого Движения, но и всех людей в мире.
В свои последние дни Шрила Прабхупада говорил Куладри об этом.
Куладри-дас: «Я был президентом храма в Новом Вриндаване в течение многих лет, а Прабхупада хотел, чтобы в Северной Америке было место паломничества и сельская община. Поэтому для нас он никогда не акцентировал распространение книг. Он объяснял мне, особенно под конец, когда я был с ним в Бомбее и во Вриндаване прямо перед тем, как уйти, что вторая часть его движения должна резко отличаться от первой. Та чрезвычайная тактика, которую он использовал — распространять книги, давать молодым людям санньясу и открывать как можно больше храмов — должна прекратиться. Он хотел, чтобы в таких местах, как Новый Вриндаван, устанавливалась культура сознания Кришны — с колледжами, стилем жизни грихастх и всем остальным, долженствующим показать на практике философию, которую он так тщательно описал в своих книгах. Поэтому под самый конец он говорил мне, что для второй части очень важны сельские общины, и подход к проповеди должен сильно отличаться от того, который был, когда его движение только начиналось в Западном мире».
Я понимаю это утверждение так, что Шрила Прабхупада готовил нас к тому, чтобы возглавить огромное общественное движение, основанное на его учении, чтобы дать место миллионам людей, которых современное общество выбрасывает, словно мусор. Именно здесь, насколько я понимаю, сыграет существенную роль культура варнашрамы. Если неудачливые люди этого мира должны быть спасены, то не может быть, чтобы им просто нужно было помочь снова найти себе место в той же самой культуре, которая вышвырнула их на обочину. Нужно что-то другое, что даст им надежду вести осмысленную жизнь, и место для развития. Это отличие – жизнь в самодостаточной деревне, где каждый человек имеет подходящее место для жизни, подходящее занятие и подходящие взаимоотношения.
Шрила Прабхупада много раз говорил, давал наставление, что все домохозяева должны жить в деревне. Почему? Потому что деревня может обеспечить каждого соответствующим местом, чтобы жить в контексте сознания Кришны. Это, в свою очередь, объясняется тем, что сельское хозяйство может предоставить экономическую альтернативу работе в городе, притом в условиях, благоприятных для сознания Кришны; оно освобождает преданных от необходимости общаться с непреданными, и помогает освободиться от раджаса и тамо-гуны, утвердиться в благости, а это важный шаг в достижении шуддха-саттвы, трансцендентного уровня бытия. Кроме того, деревня — это многообразие видов деятельности, и там намного легче найти работу согласно гуне и карме человека. Наставления Шрилы Прабхупады были проигнорированы, однако преимущества жизни в деревне остались теми же. Не задуматься ли преданным, которые в городе изо всех сил борются и за достаточное количество денег, и за свою духовную жизнь, о том, чтобы найти себе место в деревне?