Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 риволинейные бордюры (2.1.0) 2 страница




6. —тилистические особенности в изображении узоров: кон-
турность или ширококонтурность узорной линии, наличие или от≠
сутствие изобразительных включений, мелких фоновых элементов
и т. п. —. ¬. »ванов недооценивал: значимость данного признака,
когда писал о том, что разного рода Ђотросткиї и Ђэлементы фонаї
нельз€ принимать во внимание при этногснстически.х построени€х
(1963. —. 143).

— учетом перечисленных черт первична€ систематизаци€'в
главах принимает следующий вид: пр€мо- н криволинейные узо≠
ры. ¬нутри них вычлен€ютс€ бордюры, розетки, сетки. Ѕордюры, в
свою очередь, дел€тс€ на непрерывные и прерывистые. ѕоследние,
а также розетки и сетки сйк'^глий≈√даы автором, визуально, исхо≠
д€ из видов симметрии. %„€ сЁблејЄн'и€ »зуалъной обработки
2. «аказ 2006. Ђќчерки культуро^е^е^ ”р…дов з””а^ Ќ3ибири>. 17

ћЌ– ' є


собранного материала он размещалс€ на ручных перфокартах, а часть рабочих признаков кодировалась разноцветными минирей-терами. Ќепрерывные бордюры сгруппированы на основе резуль≠татов статистической обработки с использованием Ё¬ћ. — этой целью, как отмечалось выше, был разработан принцип кодирова≠ни€ материала и подобрана соответствующа€ статистическа€ про≠грамма.

Ётнографические сведени€ та€т в себе информацию о том, в каком изначальном состо€нии пребывало культурное €вление, ка≠кой путь трансформации оно прошло и каковы перспективы его дальнейшего существовани€. —оотнесение этой схемы с конкретны≠ми историческими периодами древности было бы возможно лишь при ее наложении на хронологически упор€доченные археологиче≠ские данные.   сожалению, на сегодн€шний день приходитс€ кон≠статировать отсутствие общей картины орнаментальной динамики, воссозданной по археологическим источникам «ападной '—ибири. ¬ подобной ситуации едва ли не единственным способом установле≠ни€ приблизительных временных ориентиров дл€ выделенных -на этнографическом материале этапов €вл€етс€ сопоставление орна≠ментального генезиса с этническим, рассмотрение характерных особенностей первого сквозь призму второго, т. е. совмещение ре≠зультатов этнографических и археологических исследований ор≠намента принимает опосредованную форму.

¬ заключение отмечу, что в такой разноплановой художест≠венной летописи народов, как орнамент, сложно одной и той же мерой оценивать эпохальные и локальные событи€. Ќеобходима гибка€ и весьма подвижна€ шкала исследовательских приорите≠тов. »ными словами, нельз€ разработать универсальную методику изучени€ орнамента. Ќаоборот, степень ее результативности будет тем выше, чем точнее она будет соответствовать конкретному ма≠териалу и определенным задачам. ѕоэтому исследование орнамен≠та под определенным углом зрени€ и отработка методики этого ис≠следовани€ Ч две стороны одной медали.


„асть I

ќЅ— »≈ ”√–џ


–ј«ƒ≈Ћ 1



’јЌ“џ

√лава 1 ќ–Ќјћ≈Ќ“»–ќ¬јЌЌџ≈ ѕ–≈ƒћ≈“џ

І 1. ёжна€ группа*

ёжна€ группа хантыйского этноса, засел€вша€ берега круп≠ной реки Ч »ртыш с его притоками  опдоп п ƒемь€нкой Ч в си≠лу своего географического положени€ оказалась рано вовлеченной в процессы интенсивного взаимодействи€ с культурой русского на≠селени€, осваивающего «ападную —ибирь. јссимил€ци€ привела к тому, что на рубеже XIXЧXX вв. традиционна€ культура южных хаптов перестала быть активно функционирующей и ее отголоски материализовались в том сравнительно небольшом круге вещей, которые передавались по наследству от старших поколений. √лав≠ным образом, сюда вошли богато украшенна€ вышивкой одежда и украшени€ 'из бисера. “аким образом, хронологические особенно≠сти материала позвол€ют составить.картину декоративного твор≠чества южных хаптов лишь на коней XIX Ч начало XX вв., что почти исключает вы€вление в ней динамики.

ќрнаментированные оруди€ труда и утварь здесь практически не зафиксированы. ¬ качестве исключений выступают берест€ные табакерки и дневные колыбели. Ќа табакерку нанесен тисненый орнамент [Vahter “., 1953. јв. 199. 3]. ¬ерхние и нижние кра€ сте≠нок окаймлены несложным бордюром из вертикальных полос. ÷ентральна€ часть одной из стенок содержит профильное изобра≠жение птицы,' исполненное в контурной и довольно реалистичной манере: дах<е подчеркнуты сложенные крыль€.  онтур изображе≠ни€ создан двум€ топкими параллельными лини€ми, поле между которыми заполнено вертикальными полосами. ¬тора€ из широких стенок табакерки на иллюстрации не отражена.

»з двух южнохантыйских орнаментированных колыбелей одна была предназначена дл€ куклы, друга€ представл€ла собой мо≠дель [Vahter “., 1-953. јв. 195, 3Ч5].  омпозиционно стенки обеих

* ѕри описании предметов по южным хантам использованы муз.ейныс мате≠риалы: ¬енгерского национального мучс€ (см. статью Semayer W.), “√ќ»Ћћ«, ћјЁ, а также сведени€, почерпнутые из работ “. ¬ахтер [Vahter “,, 1953], Ќ. ‘, ѕрытковой (1953).


оформлены одинаково. ƒвум€ параллельными вертикальными планками поверхность стенок членитс€ на зоне-секции, в которых выскабливались в вертикальном ритме несложные по конфигура≠ции непрерывные бордюры: сросшиес€ вершинами полосы из тре≠угольников и уголок с отростками на треугольном основании. ќг- ь раничение орнаментированной площади планками позвол€ет повто- Х"' р€ть мотив лишь дважды. ѕространство между парой разграни≠чительных планок заполнено узорами в вертикальном ритме. Ёто либо косые полосы, либо шевроны. Ќа спинках у колыбелей схемы расположени€ выскобленных узоров разн€тс€. ” колыбели дл€ куклы спинка разделена горизонтальной планкой, расположен≠ной на уровне стенок, на две части. ¬ нижней помещен неумело исполненный бордюр из косичкообразио соединенных уголков. ¬ерхн€€ часть стенки разделена перекрещивающимис€ планками на четыре зоны, в каждой из которых помещены вход€щие друг в друга параллельные уголки. »х сли€ние в единую фигуру произо≠шло за счет-асимметричных перемычек, придающих центральной Х части мотива вид косичек. ¬ целом орнаментальна€ композици€ в верхней части спинки имеет вид розетки с периодом вращени€,

равным четырем.

—пинка у колыбели-модели имела не одну, а две горизонталь≠ные планки, вследствие чего поверхность этой части предмета де≠лилась на три €руса. ¬ нижнем, наход€щемс€ на уровне стенок люлыки, выскоблены те же мотивы, что и на стенках. ¬ среднем €русе расположено до предела стилизованное изображение птицы. ¬ерхний разделен двум€ вертикальными' перегородками на три зоны. ¬ерхн€€ часть центральной из них отведена под изображение птицы, под которым шел бордюр из крючкообразных 'фигур в вер≠тикальном ритме. јналогичные бордюры заполн€ли и обе крайние зоны верхнего €руса. ќбе композиционные схемы южнохантыйских берест€ных колыбелей сходны с таковыми у северных хантов.

Ўедеврами южнохантыйского орнаментального творчества можно с полным правом назвать вышитые женские рубахи (рис. 1, 9). «десь мастерство исполнительниц достигало той степени вир≠туозности и выразительности, при которой стираютс€ грани меж≠ду декоративно-прикладным творчеством и высоким искусством. —хемы орнаментальной топографии на рубахах укладываютс€ в рамки п€ти вариантов, совмещающихс€ с модификаци€ми в по≠крое рубах ернас.

Ќаиболее старинными считаютс€ так называемые туникооб-разные рубахи с цельным полотнищем спереди и на спинке [ѕрыткова Ќ. ‘., 1953], которым соответствует первый вариант орнаментальных композиций (рис. 2, /), ≈го отличительным при≠знаком €вл€етс€ €рко выраженное декоративное доминирование


переднего полотнища, насыщенность узорами рукавов при мини≠мальном оформлении боковых полотнищ, спинки и подола рубахи.  ажда€ из п€ти перечисленных орнаментальных зон имела свои закономерности в компоновке орнамента, о чем и пойдет речь.

Ќа переднем полотнище, в области нагрудного разреза, вы≠дел€лась верхн€€ часть. ѕо обеим сторонам от разреза распола≠галс€ бордюр, в основе которого чаще всего лежал зигзаг со слож≠ными орнаментальными мотивами в его изломах. Ќижн€€ точка разреза €вл€лась местом соединени€ бордюров, независимо от кон≠фигурации последних, всегда оформленным в виде уголка с на≠правленной вниз вершиной. Ёто мысообразное окончание, как пра≠вило, окаймл€л бордюр, значительно уступающий по размерам, витиеватости форм основному узору и вышитый иной техникой. –€≠дом с бордюрами нагрудного разреза, по кра€м верхней части пе≠реднего полотнища, шли еще две орнаментальные полосы. ¬ отли≠чие от первых они не содержали зигзага, иногда уступали в шири≠не и сложности рисунка. Ќа некоторых издели€х такие узоры иг≠рали €вно ведомую роль сравнительно с декоративной значимо≠стью бордюров, близлежащих к разрезу. ¬ том случае, если окайм≠л€ющий бордюр ограничивал не только центральные, но и край≠ние узоры, вс€ верхн€€ часть переднего полотнища приобретала €рко выраженный мысовидный контур.

Ќижн€€ часть переднего полотнища в композиционном плане противосто€ла верхней. ќна имела то же мысовидное очертание, но его вершина направл€лась не вниз, а вверх. ќсновна€ эстети≠ческа€ нагрузка здесь падала на сетчатые орнаменты, структура которых строилась на основе ромба, а мотивы представали в виде сложных фигур. Ћишь единожды зафиксирована рубаха с бордюр≠ным заполнением нижней части полотнища. ¬ вертикальном рит≠ме шли два основных бордюра в центре и два окаймл€ющих по бокам (“√ќ»јћ«, є 7878). ѕротивосто€ние верхней и нижней частей переднего полотнища приобретало оттенок зеркальности, так как соединение двух зигзагообразных бордюров создавало вто≠ричный узор в виде ромбов со сложным орнаментальным наполне≠нием. ќкаймл€ющий бордюр, часто той же конфигурации, что и в верхней части, расположенный углообразно, служил дополнитель≠ным средством выделени€ нижней части на фоне общей компози≠ции переднего полотнища.

—ередина переднего полотнища рубахи декорировалась трем€ параллельными вертикальными бордюрами, соедин€ющими верх≠нюю и нижнюю части описываемой орнаментальной зоны. —амый широкий из трех узоров располагалс€ по центру полотнища.  ра€ последнего расшивались двум€ одинаковыми узорами поуже, вплотную примыкавшими ik центральному. ’от€- все три бордюра


имели сложную конфигурацию, центральный отличалс€ особой ви≠тиеватостью форм. ќтносительна€ самосто€тельность средней ча≠сти в смысле орнаментальной топографии подчеркивалась несов≠падением орнаментального рисунка у бордюров, идущих по краю полотнища здесь и в нагрудной части, несмотр€ на то, что эти узоры сливались в единую полосу, часто даже не расчлененную бордюром, окаймл€ющим верхнюю часть.

ќрнаментаци€ боковых полотнищ служила дополнением к де≠коративной отделке переднего полотнища. ¬ертикальным бордю≠ром отделывалась 'та сторона бокового полотнища, что сшивалась с передним. ¬ерхн€€ композиционна€ точка узора приходилась на линию, соедин€ющую рассматриваемую деталь с рукавом, а ниж≠н€€ Ч на начало горизонтального бордюра, вышитого по краю подола. “аким образом, три вертикальных бордюра центральной части переднего полотнища декоративно подкрепл€лись еще дву≠м€. ѕримерно у половины из зафиксированных рубах вертикаль≠ный узор в боковой части служил единственным украшением этой детали. ” остальных рубах параллельно ему но центру бокового полотнища помещалс€ еще один бордюр, поуже. Ёти два орна≠мента соедин€ли три-четыре коротких горизонтально-ритмичных бордюра одинаковой формы. ќтмечу, что боковые полотнища, продолжающие наспинную часть, не декорировались, и это еще раз подчеркивает подчиненность узорного оформлени€ боковых полот≠нищ только переднему.

¬торой зоной усиленной орнаментации женских рубах первого варианта €вл€лись рукава. ¬се их верхнее полотнище расшивалось либо сетчатым орнаментом с ромбической системой узлов, либо бордюром, сочетавшим в себе вертикальный ритм с разросшимис€ по горизонтали мотивами. »ногда вертикальные кра€ орнамен≠тального пол€ обрамл€ли бордюры в соответствующем ритме. ƒл€ композиции первого варианта редки случаи декоративного вычленени€ плечевой области рукава. «десь могла расположить≠с€ усеченна€ часть либо бордюра, либо сетки, состо€щих из худо≠жественно оформленных ромбов. ”сечение происходило таким об≠разом, что орнамент благодар€ ромбу приобретал мысовидное окончание на плече, а со стороны проймы достраивалс€ неполным треугольником или ромбом. ќрнаментальна€ композици€ в плече≠вой части оказывалась при этом сходной с таковой в области на≠грудного разреза. —трого об€зательным элементом композиции рукавов была узка€ полоса окаймл€ющего горизонтального бор≠дюра с двум€ швами:Ђкосичкамиї, отдел€юща€ поле рукава от обшлагов. ѕоследние имели горизонтальный бордюр во всю ши≠рину, состо€щий из различных фигур, часто группирующихс€ по сторонам от зигзаговой линии.


ќсновное убранство подола рубахи образовывали горизонталь≠ные бордюры Ч основной и окаймл€ющий его сверху.  онцы бор≠дюров размыкало переднее полотнище, точнее нижн€€ часть его орнаментальной композиции.

ќсновным средством украшени€ спинки рубах €вл€лись бордю≠ры. ќт плечевого сгиба брали свое начало два вертикальных бор≠дюра. ќни вышивались по кра€м заднего полотнища, и их шири≠на и длина примерно-соответствовали размерам боковых узоров в нагрудной части переднего полотнища. ¬месте с тем единого це≠лого бордюры переда и спинки не составл€ли в силу различной конфигурации мотивов или их противоположной направленности в узорах, состо€щих, например, из уголков. — учетом туникообразно-сти рубах, а следовательно, одной орнаментальной заготовки дл€ переда и спинки, эта композиционна€ черта вызывает особый инте≠рес. ¬озле горловины вертикальные 'бордюры св€зывала в единую композицию орнаментальна€ полоса с горизонтальным ритмом. ≈е нижн€€ jjac-ть подчеркивалась окаймл€ющим бордюром.  ак пра≠вило, горизонтальный узор был заключен между вертикальными, но в редких случа€х он охватывал всю ширину заднего полотни≠ща. Ћишь в одном случае па спинке зафиксирована более насы≠щенна€ композици€ [Vahter “., 1953. јв. 28, 2].   описанной схеме здесь добавилс€ узкий бордюр, соедин€ющий внизу вертикальные полосы. ¬ образованной таким образом пр€моугольной зоне вышит крест с перекресть€ми.

”зоры на рубахах первого варианта выполн€лись двум€ ос≠новными техническими приемами: керем ханч Ч Ђ'продернута€ вы≠шивкаї и ханты ханч Ч Ђхантыйска€ вышивкаї. ќписанна€ орна≠ментальна€ композици€ едина дл€ обеих техник. –азличи€ скрыты в конфигурации мотивов, наполн€ющих схему конкретным содер≠жанием.  ерем ханч чаще сопр€жена с орнаментами из уголков, дл€ ханты ханч характерны мотивы из птиц и деревьев.

”зорные бисерные ленты на вышитых женских рубахах допол≠н€ли технический арсенал мастериц, по не разнообразили декора≠тивный облик издели€, так как узкие полосы их нехитрых по кон≠фигурации узоров тонули в мощном звучании цвета и формы вы≠шитых орнаментов. ѕолосы ткани с нашитыми па них бисерными нит€ми располагались по самому краю нагрудного разреза, обшла≠гов, проймы (вдоль узорной части рукава). ѕри наличии дополни≠тельного украшени€ в плечевой области рукава по его центру и кра€м шли три вертикальные полосы бисерных узоров. ќрнамен≠таци€ сто€чих воротников и бисерных украшений, надеваемых по≠верх рубах, будет рассмотрена ниже.

“ри следующих варианта композиции узоров на южнохантый-ских женских рубахах хорошо соотнос€тс€ с изменением их кро€:


верх рубахи стали кроить и шить отдельно. Ћини€ шва, соедин€≠ющего- верхнюю часть издели€ с нижней, проходила под нагруд≠ным разрезом. ¬ топографии узоров это привело к утрате перед≠ним полотнищем декоративного лидерства, так как из орнамента≠ции выпали его средн€€ и нижн€€ части, а также к исчезновению-. орнамента на боковых полотнищах и подоле. “аким образом, об≠щим дл€ трех вариантов стало установление узорного паритета нагрудной части и рукавов при сохранении декоративных традиций спинки. Ќар€ду с общими каждый из вариантов обнаруживает и специфические черты.

¬торой вариант отличает наибольша€ преемственность с ком≠позицией рубах первого варианта (рис. 2, 2). —ложнооформлен-пые зигзаговые бордюры нагрудного разреза соедин€лись уголком, который часто отделывалс€ окаймл€ющим бордюром. ѕара верти≠кальных бордюров по кра€м переднего полотнища завершала узорное оформление нагрудной части рубахи. –омбическа€ сетка или верти≠кальный бордюр с двум€ окаймл€ющими его орнаментами во всю ширину верхней части рукава; окаймл€ющий горизонтальный бор≠дюр в нижней части рукава и параллельна€ ему узорна€ полоса по всей поверхности обшлагов Ч таковы композиционные состав≠ные этой детали рубахи. ƒва вертикальных орнамента и соедин€≠ющий их горизонтальный с узорным окаймлением располагались на спинке. ќсобо следует выделить во втором варианте те рубахи, своеобразие которых составило оформление нагрудного разреза не двум€ парами вертикальных бордюров, а сетчатым орнаментом то≠го же рисунка, что и на рукавах. ќбща€ конфигураци€ орнамен≠тальной зоны нагрудного разреза при этом сохранена: пр€моуголь≠ное поле с мысообразным выступом в центре. ѕри вышивании ис≠пользовалась техника ханты ханч, и большое количество от общего числа мотивов образовали изображени€ птиц и деревьев. ѕростей≠шие узоры из нашитого бисера окаймл€ли кра€ нагрудного раз≠реза, обшлагов и пройму.

“ретий вариант композиции узоров на южнохантыйских руба≠хах имел следующее оформление орнаментальных зон (рис. 2, 3). ¬ерхн€€ часть переднего полотнища украшалась двум€ бордюра≠ми вдоль нагрудного разреза. »х соединение принимало вид угол≠ка, чему способствовал зигзаг Ч структурна€ основа бордюров. ѕо внешнему краю узоров располагалась узка€ полоса окаймл€ю≠щего орнамента. Ѕордюры, шедшие по кра€м переднего полотни≠ща, начинались примерно с середины нагрудного разреза и пере≠ходили на спинку, спускались до места пересечени€ заднего полот≠нища с боковым. ќни составл€ли единственное украшение спинки. ”прощение орнаментальной отделки наблюдалось и в зоне рукав≠ного полотнища. ќбласть плеча здесь занимала розетка, вписан-


на€ в ромб и окруженна€ окаймл€ющим бордюром. ѕоперек рука≠ва, в средней его части, шел горизонтальный бордюр. ѕараллель≠но ему, на обшлагах, располагалс€ еще один узор, основанный на зигзаге и орнаментально окаймленный в верхней части. ’арактер≠ной особенностью данного вариантами отличие от двух предыдущих, €вл€етс€ уменьшение плотности в орнаментации рубах: орнамен≠тальные зоны выгл€д€т не цельными, а распавшимис€ на отдель≠ные участки. “ехнические приемы вышивки, фиксируемые в преде≠лах третьего варианта, включают в равной мере керем хан,ч, хан≠ты ханч и руть ханч, реже используетс€ севем ханч. ћеста наши≠вани€ бисерных узоров те же, что и в предыдущем варианте: на≠грудный разрез, обшлага,;пройма.

„етвертый вариант, за исключением одной композиционной черты, аналогичен третьему. ≈го специфика заключена в исчезно≠вении розетки на рукаве в области плеча (рис, 2, 4).

ѕоследний, п€тый вариант орнаментальной композиции жен≠ских рубах нашел слабое отражение в собранном материале. ќр≠наментаци€ нагрудного разреза и обшлагов с помощью бордюров Ч такова его главна€ черта. “ехнические приемы исполнени€ узо≠ров Ч нанизывание бисера и вышивка руть ханч. Ѕисерные поло≠сы расположены в традиционной дл€ них композиции, разница с предыдущими вариантами в том, что здесь бисерные орнаменты не второстепенное, а главное средство декорировани€. ѕоэтому па некоторых экземпл€рах рубах топографи€ узоров из бисера стала усложн€тьс€, например, за счет включени€ бордюра с ответвлени€≠ми на плечевом сгибе [VahterT., 1953. јв. 133, 2]. ѕревращение би≠серных узоров в декоративную доминанту выгл€дит вполне обос≠нованным в свете новаций, отмеченных в крое рубах: их верхн€€ часть стала изготавливатьс€ из набивных покупных тканей, что лишило вышивку традиционной дл€ нее сферы приложени€.  омпо≠зици€ бисерных орнаментов повли€ла, в свою очередь, на вышивку. –убахи с верхом из холста теперь расшивались лишь в области обшлагов и нагрудного разреза, причем в последнем случае выши≠тые бордюры не соедин€лись вместе, образу€ традиционную мысо-видную форму. ќписанна€ композици€ узоров из бисера была пе≠ренесена и на кофты, скроенные по русскому образцу [ѕрытжова Ќ. ‘., 1953],

Ќаиболее близкой к рубахам €вл€лась халатообразна€ рас≠пашна€ одежда Ч сох1. ѕолки, подол и рукава саха богато укра-

1 ¬ литературе этот вид одежды называетс€ халатом. ¬виду многозначности этого термина и отсутстви€ адекватного русского слова дл€ обозначени€ нацио≠нальной одежды, мы пользуемс€ национальным термином. Ќ. ‘. ѕрыткова (1953) именует сах кафтаном. ќднако из описани€ кро€ и приведенных в работе ил-


шала вышивки в технике руть ханч (рис. 2, 5). ќт места соедине≠ни€ бокового клина с рукавом вниз отходил широкий вертикаль≠ным бордюр с двум€ узкими окаймлени€ми. ѕараллельно ему и на обеих полках нашивались разноцветные аппликативные полосы... ћежду последними, в пр€моугольных зонах-секци€х, намеченных^ двум€-трем€ строчками шва-Ђкосичкиї, помещены горизонтальные^ бордюры. ќтносительно пол мотивы расположены попарно, но ри-| супок ни одной из семи пар не повтор€ет другой. ѕо низу подола, начина€ от вертикального бордюра в боковой части, вышивались несколько горизонтальных бордюров, среди которых порой сущест≠вовала соподчиненность. »ногда сверху и снизу от этих бордюров нашивали аппликативные полосы из ткани.

ƒекоративно акцептировалс€ угол у пол. ƒиагональные бор≠дюры размещались либо в самом уголке полы, под нижней из се≠ми пар горизонтальных бордюров, либо в декоративном уголке/ т. е. между вышитым вертикальным бордюром бокового клипа и горизонтальными орнаментами подола. ѕочти нею ширину ру≠кава, исключа€ лишь клинь€, занимали три горизонтальных бор-г дюрных €руса, разграниченных аппликативными полосами ткани. ¬ каждом из €русов наблюдалась строга€ иерархи€, деливша€ узоры на широкие полосы основных и узкие окаймл€ющих.  ра€ рукавов украшала широка€ орнаментальна€ полоса из нанизан≠ного бисера. ќна оформл€лась либо как один бордюр со сложными мотивами, либо как сочетание нескольких несложных бордюров. ¬с€ орнаментальна€ зона рукава по периметру могла быть окайм≠лена разноцветными аппликативными полосками ткани. ќни же нашивались вдоль шва, соедин€ющего боковое полотнище с рукав≠ным клином.

”крашение сахов в композиционном плане осуществл€лось ис≠ключительно путем использовани€ бордюров, на одном предмете их количество достигало более двух дес€тков, причем без учета окаймл€ющих.  ажда€ пара бордюров на полках и рукавах, а так≠же бордюры подола имели свои оригинальный мотив, насыщенный с точки зрени€ формы. ”краша€ сах, мастерица должна была соз≠дать или воссоздать не менее полутора дес€тка мотивов только дл€ основных бордюров. яркостью отличалась цветова€ палитра вышивки: красный, синий, желтый и в. качестве оттеночного' ко≠ричневый.

— XVIII в. у хаитов известны суконные кафтаны. ƒва столети€ назад кондинские ханты украшали их олов€нными отливками;

люстрации следует, что характерна€ черта кафтанов Ч отрезна€ спинка со сбор≠ками в боках (Ћукина Ќ. ¬., 1985) Ч в данном виде распашной одежды отсут≠ствует, поэтому мы относим ее к саху.


 


»л 2 ёжнохантыйский кафтан (“√ќ»јћ«, є 7102)

п€сположение нашивок не известно. ќсновным декоративным ма≠териалом на рубеже XIX-XX вв. стал бисер (ил. 2). ”зкие поло-гы нанизанного бисера шли в два р€да по полам, переходили на подол располагались на концах рукавов (рис. 2, 6). ѕространство между полосами плотно зашивалось круглыми литыми металли≠ческими пуговицами. ќбильно орнаментировались уголки обеих пол «десь'бисерные полосы очерчивали треугольное пространство и создавали в нем треугольно-ромбическую сетку путем делени€ бопьшей треугольной площади на две равные поменьше.  рупные “реугольники создавались более широкими бисерными полосами, чем мелкие. ¬ €чейках орнаментальной сетки иногда помещались


лучистые фигуры (“√ќ»јћ«, є 7810). Ѕисерные полосы на по≠лах, от ворота до уголка, образовывали петлеобразные выступы, круглые или квадратные, которые располагались попарно или ут-роенно в верхней и нижней части полос. “акие же, но равномерно чередующиес€ выступы часто находились и на бисерных полосах в нижней части рукавов. ѕространство выступов заполн€ли крестооб≠разные или лучистые фигуры. Ўирокий бисерный узор горизонталь≠ной полосой пересекал рукава в их средней части.

 роме того, все конструктивные швы на кафтанах отделыва≠лись узкими бисерными лентами, несколько шире и узорнее. они были на пройме. ќт бисерной полосы на плечевом шве отходили углообразные отростки, соедин€ющиес€ с бисерным узором в обла≠сти проймы. Ќа спине кафтаны украшались иногда треугольной ромбической сеткой из бисерных полос [VahterT., 1953. јв. 136, 3].  ра€ издели€ порой оторачивались меховой опушкой. “оржествен≠на€ сдержанность отличала орнаментальный стиль южнохантый^' ских кафтанов. Ќесложна€ композици€ узоров, лаконизм их форм и строгость цветового решени€: белый бисер, дополненный золо≠тистым отливом нашивок на черном фоне сукна, Ч все это сооб≠щало изделию иной эстетический зар€д по сравнению с буйство^ красок и форм-на вышитых сахах и рубахах.

¬-качестве женской зимней одежды бытовали распашные пр€моспинные шубы с пр€мыми сход€щимис€, но не запахивающи-| мис€ полами. »звестны только два экземпл€ра, один из них был!' изготовлен дл€ куклы.  ра€ у пол и подола у него отделаны опуш-;кой, между нею и полами расположены меховые мозаичные поло-" сы орнамента. ”зор прост Ч лини€ из треугольников [Vahter T.^ 1953]. ” второй шубы к полкам и подолу пришита широка€ полоса"! темного однотонного меха. —тан выполнен из меха пестрой расцветки! ћежду станом и полосой меха наход€тс€ орнаментальные полосы/ ƒва вертикальных мозаичных бордюра из меха расположены на пол≠ках и один горизонтальный Ч по подолу. ќрнаментальный мотив бордюров одинаков и несложен Ч ромб на зигзаговой линии [Va'hter “., 1953. јв. 149, 2]. »з других украшений шубы следует отметить полосу белого меха, расположенную в нижней части рукава.

ƒл€ пошива зимней одежды южные ханты использовали Ђце≠лые меха, подобранные из шкурок, сн€тых с головок гоголрй, кр€кв, гагар и других пород утокї [¬асильев ¬. ¬., 1929. —. 13]. ќднако уже в 1920-е гг. ко времени обследовани€ ост€ков реки ƒемь€нки указанным автором подобный материал отошел Ђв область пре-дани€ї, впрочем, как и традиционный костюм южных ост€ков в целом.


— верхней одеждой носили по€са. ƒлинные по€са, плетенные из разноокрашенных шерст€ных ниток, снабжались на обоих кон≠цах украшением в виде пришитых парных бисерных лент. ¬ пле≠теной части узор состо€л из горизонтально-симметричных угол≠ков разных цветов. ќдна из орнаментальных лент имела сложный ромбический узор, друга€ представл€ла собой ажурную бисер≠ную рамку, в центре которой находилс€ р€д пр€моугольных метал≠лических отливок.  онцы лент оформл€лись с помощью бисерных нитей и прикрепленных к ним круглых фигурных отливок [Vahter “., 1953. јв. 109, 1]. »мелись у южных хантов и матерчатые по€са. ѕо контуру они обшивались несколькими р€дами бисерных нитей, или же поверхность предмета делилась на пр€моугольные зоны-секции, в которых пришивались круглые ажурные отливки [Vahter “., 1953. јв. 135. 6]. ћатерчатые по€са украшались и по-иному: шов Ђкосичкойї окаймл€л предмет и горизонтальной полоской де≠лил его на два €руса. ¬ каждом из них пришивалась зигзагообраз≠на€ бисерна€ нить [Vahter “., 1953. јв. 135, 4\

ƒополнительным элементом одежды служили рукавицы ХЧ зимние и летние.   первым относились суконные рукавицы, с тыльной стороны орнаментированные бисером (рис. 1, 6). »з на≠шитых полос нанизанного бисера создан пр€мой крест. ќн соче≠талс€ с косым крестом, полученным путем нашивани€ бисеринок в определенных комбинаци€х: трилистно или цветочнообразно. ¬ пределах данной композиционной основы индивидуальное творче≠ство мастериц про€вл€етс€ в виде ромб'а, охватывающего всю ком≠позицию, или крестообразных фигур в пространстве между сторо≠нами крестов, или горизонтальной линии и т. д. ”зоры на осен≠них рукавицах из хлопчатобумажной ткани располагались в соот≠ветствии с иной схемой. ≈е- суть составл€ло €русное расположе≠ние горизонтальных бордюров, выполненных в технике апплика≠ции.  омпозиционными разграничител€ми поверхности рукавиц служили аппликативные полосы. Ќе отличались сложной конфигу≠рацией'и бордюрные мотивы.

Ћетн€€ женска€ обувь южных хантов представл€ла собой низ-кис кожаные Ђчиркиї, вс€ наружна€ поверхность которых зашива≠лась бисером (рис. 1, 7). ¬зъемный клин треугольной формы укра≠шалс€ горизонтальными бордюрами. ќт него по носку шли верти≠кальные полоски бисерных нитей. ѕод пр€мым углом от послед≠них отходили такие же полоски. –азр€жа€сь в боковой части Ђчи≠рокї, они образовывали пр€моугольные зоны-секции, где помеща≠лись либо розетки из нашитого бисера, металлических отливок, либо вертикальные бордюры. ≈ще один узор служил декоратив≠ной отделкой дл€ краев обуви вокруг ноги.


ƒополнением к Ђчиркамї €вл€лись в€заные шерст€ные чул≠
ки с узором по верхнему краю. ќрнамент состо€л из широкого ос≠
новного и двух узких окаймл€ющих его горизонтальных бордю≠
ров. "ћотивы и тех, и других отличались разнообразием. ≈динично
представлены композиции из нескольких простых бордюров, pacj-
положенных €русно, и сетчатое строение орнамента. √|

«имн€€ женска€ обувь, в имеющихс€ материалах не пред≠ставлена. »з литературных данных известно, что она не отлича≠лась от восточно- и северохантыйской [ѕрыткова Ќ. ‘., 1953].





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

524 - | 477 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.043 с.