Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Что это значит для понимания поттерианы




Зная, что символы суть двери между нашим миром и великим «высшим», или «внутренним», миром, мы можем многое объяснить в ГП-цикле и поттеромании. К примеру, магия сразу перестает быть демонической или противоречащей Писанию, если ее используют (как в ГП) в качестве символа тех чудесных сил, которыми человек как образ Божий должен обладать (см. Ин. 14, 12 и главу 1 этой книги).

Книги, насыщенные символами, неизбежно поддерживают трансцендентную точку зрения. Различие между верующими и атеистами (или агностиками) в том, что последние не верят, что есть что-то за пределами мира, доступного восприятию или измерению. Для них всё есть только материальное и количественное. Христиане и прочие верующие понимают, что мир - лишь тень Творца, и что эта высшая реальность – Бог, истинный центр нашего существования. Символическая литература требует (и приветствует) именно такую перспективу, которая волшебным образом разрушает атеистическое и материалистическое мировоззрение века сего.

Это также объясняет, почему книги, насыщенные христианской образностью, столь ярки и популярны. Тертуллиан сказал, что «душа по своей природе христианка», и блаженный Августин вторил ему: «Мятется дух наш, пока не упокоится в Тебе». Тертуллиан своим доводом вовсе не собирался выдвигать аргументы против ислама или буддизма. Он лишь указывал, что конечная цель всего человечества – Бог, Который есть Любовь. Поскольку все мы – человеческие существа, созданные, чтобы познавать Бога, все повествования, пересказывающие Великую Историю нашей лучшей жизни в духе, утоляют жажду, которую мы неизбежно ощущаем.

В отличие от большинства современных романов, которые изображают реалистичные портреты и используют приземленные аллегории, ГП - в значительной степени миф, указывающий на Истинный Миф. Взять хоть главных персонажей – Гарри, Рона и Гермиону. Я уже продемонстрировал, что друзья Гарри символизируют алхимическую «враждующую пару», однако есть еще более важный символический смысл у этого трио под названием «Кошмар профессора Снейпа».

Самое интересное в этом символе то, что вы уже не раз видели его раньше. Посмотрите на таблицу.



Писатели, даже такие разные, как Достоевский и Толкин, телепродюсеры и создатели фильмов – все использовали именно этот символ, потому что он работает. Человек самый явный символ Бога, поскольку наша душа состоит из трех частей; этим частям соответствуют три свойства, или силы, символизирующие собой три ипостаси Троицы. Мы называем эти силы животом, головой и грудью; впрочем, более распространены термины «плоть», «разум» и «дух». Вместо того чтобы демонстрировать, как эти три главных свойства в едином человеке реагируют на изменения ситуации, авторы зачастую создают трех персонажей, каждый из которых представляет собой воплощение одного из свойств, и показывают, как силы души взаимодействуют друг с другом. Например, в каждой серии «Звездного пути» мы видим психологическую драму, в ходе которой капитан Кирк (дух) ведет своих помощников Спока (разум) и Боунса (плоть) против какого-либо космического противника.

Гарри, Рон и Гермиона также легко соотносятся с той или иной силой души: простой, любящий комфорт «деревенский парень» Рон; мыслительница Гермиона; обладатель горячего сердца Гарри, возглавляющий компанию. Что же из этого следует? Чтобы понять назначение и истинную силу этой литературной модели, посмотрим на взаимоотношения Гарри, Рона и Гермионы: в каком случае их действия приводят к положительному результату, а в каком – нет. Гарри берет на себя ответственность; Гермиона отвечает за умственную деятельность; Рон в свои лучшие моменты обеспечивает моральную поддержку и размахивает флагом. Пока все следуют в должном порядке: Гарри, Гермиона, Рон, – все идет нормально. Вспомните, как они преодолевали испытания на пути к философскому камню в первой книге, или их великолепную командную работу, позволившую проникнуть в Тайную комнату, – впечатляющие достижения для подростков.

Но как только команда распадается и игроки не желают играть свои роли или играют их без взаимодействия с Гарри, все тут же идет кувырком. На протяжении первых шести книг такое случалось дважды, и оба раза из-за того, что Рон, занимающий низшую ступень в этой иерархии, пытался взять на себя не свою роль. Оба случая предвосхищали его отступничество в ГПиДС.

В ГПиУА Рон пытается быть лидером. Он препирается с Гермионой по поводу ее решения сообщить профессору Макгонагалл о новой метле Гарри, а затем из-за того, что кот Гермионы охотится на его крысу. Хагрид напоминает, что метла и крыса - еще не повод бросать друга, тем более когда ты ему нужен, но, тем не менее, Гарри внимает призывам Рона и перестает разговаривать с Гермионой. Затем Гарри решает пойти в Хогсмид – по совету Рона и вопреки просьбам Гермионы – и едва избегает исключения из школы. Люпин стыдит Гарри, Рон приходит в себя и извиняется, они воссоединяются с Гермионой, причем Рон занимает свое вспомогательное место в команде.

В ГПиКО Рон, движимый завистью и раздражением, вовсе рвет отношения с Гарри, когда Кубок избирает того школьным чемпионом. Предоставленный сам себе Рон жалок, и Гарри его очень не хватает, но он усвоил урок ГПиУА: сердце, ведомое эгоизмом и завистью, ничего хорошего тебе не подскажет. Рон возвращается после первого задания Турнира трех волшебников, опасность которого, кажется, заставляет его вспомнить о своем законном месте – помощника Гарри.

Эти два разрыва с последующими воссоединениями были всего лишь предвестниками расставания Рона с Гарри и Гермионой в ГПиДС и его духовного очищения в лесу Дин (см. 17 главу, обсуждение «Серебряной лани»). Как и в предыдущих случаях, и герои, и читатели страдают от происшедшего предательства и жаждут возвращения порядка.

Должно быть, вы помните, что Гермиона постоянно находится на грани нервного срыва и тогда, когда она в ссоре с Гарри и Роном, и тогда, когда Рон рвет отношения с ней и Гарри. Это не женская слабость; скорее, это изображение уязвимости интеллекта, лишенного тела и сердца. Часть успеха Гермионы – в ее намеренной зависимости от друзей. Она понимает, что ее драгоценный интеллект великолепен в правильном окружении, а вне его может показаться нечеловеческим (вспомните, какой она была в начале ГПиФК). То, как трудно ей принять и простить вернувшегося Рона в ГПиДС, показывает, какую боль ей причинило расставание.

В ГПиОФ Гарри невольно отдаляется от своих друзей, поскольку оба они стали старостами факультета. Рон и Гермиона с радостью исполняют обязанности, не имеющие отношения к Гарри, но в то же время их дружба и уважение к нему стремительно возрастают. Любовь членов трио друг к другу и то, что мы идентифицируем себя с ними, делают свое дело: их ссоры становятся самыми болезненными событиями в книгах, а воссоединения – самыми радостными. В такие моменты мы – наши дух, разум и тело – чувствуем себя целостными и ощущаем, что (для разнообразия) мы на своем месте и с нами все в порядке.

Этому и учит нас хорошая литература – видеть и подражать верному взаиморасположению сил души. Когда наши желания согласованы с волей, и то, и другое повинуется командам сердца (или духа), мы действуем так, как должны действовать, – «духом вверх», если хотите. Если перевернуть это положение вверх тормашками, чтобы воля и дух повиновались желаниям (как это советуют нам многочисленные современные сериалы), вы получите крушение. Человек не должен руководствоваться животными инстинктами – это говорят нам Писание, история и жизненный опыт (см. Рим. 16, 18, Фил. 3, 19 и любой центр реабилитации наркозависимых, какой сможете посетить) (Прим - все эти рассуждения правильны, за исключением одного момента - непонятно, что в описанной схеме устроения человека общего с внутритроичной жизнью, за исключением троичности как таковой. Очевидно, что любая аналогия отражает эту жизнь неполно и, как говорил Григорий Богослов, больше затемняет смысл, чем проясняет, однако у восточных отцов все же были приняты иные аналогии между устроением человека и внутритроичным бытием, как кажется, чуть более очевидные).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 428 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.