Зная, что символы суть двери между нашим миром и великим «высшим», или «внутренним», миром, мы можем многое объяснить в ГП-цикле и поттеромании. К примеру, магия сразу перестает быть демонической или противоречащей Писанию, если ее используют (как в ГП) в качестве символа тех чудесных сил, которыми человек как образ Божий должен обладать (см. Ин. 14, 12 и главу 1 этой книги).
Книги, насыщенные символами, неизбежно поддерживают трансцендентную точку зрения. Различие между верующими и атеистами (или агностиками) в том, что последние не верят, что есть что-то за пределами мира, доступного восприятию или измерению. Для них всё есть только материальное и количественное. Христиане и прочие верующие понимают, что мир - лишь тень Творца, и что эта высшая реальность – Бог, истинный центр нашего существования. Символическая литература требует (и приветствует) именно такую перспективу, которая волшебным образом разрушает атеистическое и материалистическое мировоззрение века сего.
Это также объясняет, почему книги, насыщенные христианской образностью, столь ярки и популярны. Тертуллиан сказал, что «душа по своей природе христианка», и блаженный Августин вторил ему: «Мятется дух наш, пока не упокоится в Тебе». Тертуллиан своим доводом вовсе не собирался выдвигать аргументы против ислама или буддизма. Он лишь указывал, что конечная цель всего человечества – Бог, Который есть Любовь. Поскольку все мы – человеческие существа, созданные, чтобы познавать Бога, все повествования, пересказывающие Великую Историю нашей лучшей жизни в духе, утоляют жажду, которую мы неизбежно ощущаем.
В отличие от большинства современных романов, которые изображают реалистичные портреты и используют приземленные аллегории, ГП - в значительной степени миф, указывающий на Истинный Миф. Взять хоть главных персонажей – Гарри, Рона и Гермиону. Я уже продемонстрировал, что друзья Гарри символизируют алхимическую «враждующую пару», однако есть еще более важный символический смысл у этого трио под названием «Кошмар профессора Снейпа».
Самое интересное в этом символе то, что вы уже не раз видели его раньше. Посмотрите на таблицу.
Писатели, даже такие разные, как Достоевский и Толкин, телепродюсеры и создатели фильмов – все использовали именно этот символ, потому что он работает. Человек самый явный символ Бога, поскольку наша душа состоит из трех частей; этим частям соответствуют три свойства, или силы, символизирующие собой три ипостаси Троицы. Мы называем эти силы животом, головой и грудью; впрочем, более распространены термины «плоть», «разум» и «дух». Вместо того чтобы демонстрировать, как эти три главных свойства в едином человеке реагируют на изменения ситуации, авторы зачастую создают трех персонажей, каждый из которых представляет собой воплощение одного из свойств, и показывают, как силы души взаимодействуют друг с другом. Например, в каждой серии «Звездного пути» мы видим психологическую драму, в ходе которой капитан Кирк (дух) ведет своих помощников Спока (разум) и Боунса (плоть) против какого-либо космического противника.
Гарри, Рон и Гермиона также легко соотносятся с той или иной силой души: простой, любящий комфорт «деревенский парень» Рон; мыслительница Гермиона; обладатель горячего сердца Гарри, возглавляющий компанию. Что же из этого следует? Чтобы понять назначение и истинную силу этой литературной модели, посмотрим на взаимоотношения Гарри, Рона и Гермионы: в каком случае их действия приводят к положительному результату, а в каком – нет. Гарри берет на себя ответственность; Гермиона отвечает за умственную деятельность; Рон в свои лучшие моменты обеспечивает моральную поддержку и размахивает флагом. Пока все следуют в должном порядке: Гарри, Гермиона, Рон, – все идет нормально. Вспомните, как они преодолевали испытания на пути к философскому камню в первой книге, или их великолепную командную работу, позволившую проникнуть в Тайную комнату, – впечатляющие достижения для подростков.
Но как только команда распадается и игроки не желают играть свои роли или играют их без взаимодействия с Гарри, все тут же идет кувырком. На протяжении первых шести книг такое случалось дважды, и оба раза из-за того, что Рон, занимающий низшую ступень в этой иерархии, пытался взять на себя не свою роль. Оба случая предвосхищали его отступничество в ГПиДС.
В ГПиУА Рон пытается быть лидером. Он препирается с Гермионой по поводу ее решения сообщить профессору Макгонагалл о новой метле Гарри, а затем из-за того, что кот Гермионы охотится на его крысу. Хагрид напоминает, что метла и крыса - еще не повод бросать друга, тем более когда ты ему нужен, но, тем не менее, Гарри внимает призывам Рона и перестает разговаривать с Гермионой. Затем Гарри решает пойти в Хогсмид – по совету Рона и вопреки просьбам Гермионы – и едва избегает исключения из школы. Люпин стыдит Гарри, Рон приходит в себя и извиняется, они воссоединяются с Гермионой, причем Рон занимает свое вспомогательное место в команде.
В ГПиКО Рон, движимый завистью и раздражением, вовсе рвет отношения с Гарри, когда Кубок избирает того школьным чемпионом. Предоставленный сам себе Рон жалок, и Гарри его очень не хватает, но он усвоил урок ГПиУА: сердце, ведомое эгоизмом и завистью, ничего хорошего тебе не подскажет. Рон возвращается после первого задания Турнира трех волшебников, опасность которого, кажется, заставляет его вспомнить о своем законном месте – помощника Гарри.
Эти два разрыва с последующими воссоединениями были всего лишь предвестниками расставания Рона с Гарри и Гермионой в ГПиДС и его духовного очищения в лесу Дин (см. 17 главу, обсуждение «Серебряной лани»). Как и в предыдущих случаях, и герои, и читатели страдают от происшедшего предательства и жаждут возвращения порядка.
Должно быть, вы помните, что Гермиона постоянно находится на грани нервного срыва и тогда, когда она в ссоре с Гарри и Роном, и тогда, когда Рон рвет отношения с ней и Гарри. Это не женская слабость; скорее, это изображение уязвимости интеллекта, лишенного тела и сердца. Часть успеха Гермионы – в ее намеренной зависимости от друзей. Она понимает, что ее драгоценный интеллект великолепен в правильном окружении, а вне его может показаться нечеловеческим (вспомните, какой она была в начале ГПиФК). То, как трудно ей принять и простить вернувшегося Рона в ГПиДС, показывает, какую боль ей причинило расставание.
В ГПиОФ Гарри невольно отдаляется от своих друзей, поскольку оба они стали старостами факультета. Рон и Гермиона с радостью исполняют обязанности, не имеющие отношения к Гарри, но в то же время их дружба и уважение к нему стремительно возрастают. Любовь членов трио друг к другу и то, что мы идентифицируем себя с ними, делают свое дело: их ссоры становятся самыми болезненными событиями в книгах, а воссоединения – самыми радостными. В такие моменты мы – наши дух, разум и тело – чувствуем себя целостными и ощущаем, что (для разнообразия) мы на своем месте и с нами все в порядке.
Этому и учит нас хорошая литература – видеть и подражать верному взаиморасположению сил души. Когда наши желания согласованы с волей, и то, и другое повинуется командам сердца (или духа), мы действуем так, как должны действовать, – «духом вверх», если хотите. Если перевернуть это положение вверх тормашками, чтобы воля и дух повиновались желаниям (как это советуют нам многочисленные современные сериалы), вы получите крушение. Человек не должен руководствоваться животными инстинктами – это говорят нам Писание, история и жизненный опыт (см. Рим. 16, 18, Фил. 3, 19 и любой центр реабилитации наркозависимых, какой сможете посетить) (Прим - все эти рассуждения правильны, за исключением одного момента - непонятно, что в описанной схеме устроения человека общего с внутритроичной жизнью, за исключением троичности как таковой. Очевидно, что любая аналогия отражает эту жизнь неполно и, как говорил Григорий Богослов, больше затемняет смысл, чем проясняет, однако у восточных отцов все же были приняты иные аналогии между устроением человека и внутритроичным бытием, как кажется, чуть более очевидные).