Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глобальные научные революции и смена типов научной рациональности




В развитии науки можно выделить такие периоды, когда преобразовывались все компоненты ее оснований. Смена научных картин мира сопровождалась коренным изменением нормативных структур исследования, а так­же философских оснований науки. Эти периоды правомерно рассматривать как глобальные революции, кото­рые могут приводить к изменению типа научной рацио­нальности.

В истории естествознания можно обнаружить четыре такие революции. Первой из них была революция XVII века, ознаменовавшая собой становление классического естествознания.

Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых выражались установки классической науки и осуществлялась их конкретизация с учетом доминанты механики в системе научного знания данной эпохи.

Через все классическое естествознание начиная XVII века проходит идея, согласно которой объектив­ность и предметность научного знания достигаются только тогда, когда из описания и объяснения исключа­ется все, что относится к субъекту и процедурам его по­знавательной деятельности. Эти процедуры принима­лись как раз навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Главное внимание уделялось поиску очевидных, нагляд­ных, «вытекающих из опыта» онтологических принци­пов, на базе которых можно строить теории, объясняю­щие и предсказывающие опытные факты.

В XVII-XVIII столетиях эти идеалы и нормативы ис­следования сплавлялись с целым рядом конкретизиру­ющих положений, которые выражали установки меха­нического понимания природы. Объяснение истолковы­валось как поиск механических причин и субстанций - носителей сил, детерминирующих наблюдаемые явле­ния. В понимание обоснования включалась идея редук­ции знания о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики.

В соответствии с этими установками строилась и раз­вивалась механическая картина природы, которая вы­ступала одновременно и как картина реальности, применительно к сфере физического знания, и как общенаучная картина мира.

Наконец, идеалы, нормы и онтологические принцип естествознания XVII-XVIII столетий опирались на специфическую систему философских оснований, где доминирующую роль играли идеи механицизма. В качестве эпистемологической составляющей этой системы выступали представления о познании как наблюдении и экспериментировании с объектами природы, которые раскрывают тайны своего бытия познающему разуму. Причем сам разум наделялся статусом суверенности. В идеале он трактовался как дистанцированный от вещей, как бы со стороны наблюдающий и исследующий их, не детерминированный никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов.

Эта система эпистемологических идей соединялась с особыми представлениями об изучаемых объектах. Они рассматривались преимущественно в качестве малых си­стем (механических устройств) и соответственно этому применялась «категориальная сетка», определяющая понимание и познание природы. Напомним, что малая система характеризуется относительно небольшим коли­чеством элементов, их силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. Для их освоения достаточно полагать, что свойства целого полностью оп­ределяются состоянием и свойствами его частей, пред­ставлять вещь как относительно устойчивое тело, а про­цесс — как перемещение тел в пространстве с течением времени, причинность трактовать в лапласовском смыс­ле. Соответствующие смыслы как раз и выделялись в категориях «вещь», «процесс», «часть», «целое», «при­чинность», «пространство» и «время» и т.д., которые об­разовали онтологическую составляющую философских оснований естествознания XVII-XVIII веков. Эта кате­гориальная матрица обеспечивала успех механики и предопределяла редукцию к ее представлениям всех Других областей естественнонаучного исследования.

Радикальные перемены в этой целостной и относи­тельно устойчивой системе оснований естествознания произошли в конце XVIII — первой половине XIX века. Их можно расценить как вторую глобальную научную Революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания — дисциплинарно организованной науке.

В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других обла­стях знания формируются специфические картины ре­альности, нередуцируемые к механической.

Одновременно происходит дифференциация дисцип­линарных идеалов и норм исследования. Например, в биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения, в то время как физика продолжает строить свои знания, абстрагируясь от идеи развития. Но в ней, с разработкой теории поля, начинают постепенно размываться ранее доминировавшие нормы механического объяснения. Все эти изменения затрагивали главным образом третий слой организации идеалов и норм исследования, выражающий специфику изучаемых объ­ектов. Что же касается общих познавательных устано­вок классической науки, то они еще сохраняются в дан­ный исторический период.

Соответственно особенностям дисциплинарной органи­зации науки видоизменяются ее философские основа­ния. Они становятся гетерогенными, включают доволь­но широкий спектр смыслов тех основных категориаль­ных схем, в соответствии с которыми осваиваются объ­екты (от сохранения в определенных пределах механицистской традиции до включения в понимание «вещи», «состояния», «процесса», «закона» идей развития). В эпистемологии центральной становится проблема соот­ношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук. Выдвижение ее на передний план связано с утратой прежней целостности научной картины мира, а также с появлением специфики норма­тивных структур в различных областях научного иссле­дования. Поиск путей единства науки, проблема диффе­ренциации и интеграции знания превращаются в одну из фундаментальных философских проблем, сохраняя свою остроту на протяжении всего последующего разви­тия науки.

Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.

Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием этого стиля и становлением нового неклассического естествознания. Она охватывает период с конца XIX до середины XX столетия. В эту эпохупроисходит своеобразная цепная реакция революционныхперемен в различных областях знания: (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция стационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникает киберне­тика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира. (…)

В современную эпоху, в последнюю треть нашего столетия мы являемся свидетелями новых радикальных мнений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постненклассическая наука.

В естествознании первыми фундаментальными наука­ми, столкнувшимися с необходимостью учитывать осо­бенности исторически развивающихся систем, были би­ология, астрономия и науки о Земле. В них сформирова­лись картины реальности, включающие идею историзма и представления об уникальных развивающихся объек­тах (биосфера, Метагалактика, Земля как система взаи­модействия геологических, биологических и техноген­ных процессов). В последние десятилетия на этот путь вступила физика. Представление об исторической эво­люции физических объектов постепенно входит в карти­ну физической реальности, с одной стороны, через раз­витие современной космологии (идея «Большого взры­ва» и становления различных видов физических объек­тов в процессе исторического развития Метагалактики), а с другой — благодаря разработке идей термодинамики неравновесных процессов (И.Пригожий) и синергетики.

Именно идеи эволюции и историзма становятся осно­вой того синтеза картин реальности, вырабатываемых в Фундаментальных науках, которые сплавляют их в це­лостную картину исторического развития природы и че­ловека и делают лишь относительно самостоятельными Фрагментами общенаучной картины мира. …

Три крупные стадии исторического развития науки, каждую из которых открывает глобальная научная рево­люция, можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявших друг друга вистории техногенной цивилизации. Это — классическая рациональность,неклассическая рациональность и постнеклассичекая рациональность. …

Классический тип научной рациональности, центри­руя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относит­ся к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое ус­ловие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии иссле­дования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирую­щими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Схематично этот тип научной деятельности может быть представлен следующим образом:


Неклассический тип научной рациональности учи­тывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи меж­ду внутринаучными и социальными ценностями и целя­ми по-прежнему не являются предметом научной ре­флексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Этот тип научной деятельности схематично можно изобразить так:

Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учи­тывает соотнесенность получаемых знаний об объекте только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем экплицируется связь внутринаучных целей с вненаучя ми, социальными ценностями и целями.

Этот тип научного познания можно изобразить о средством следующей схемы:

Каждый новый тип научной рациональности характе­ризуется особыми, свойственными ему основаниями на­уки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом воз­никновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшест­вующего периода. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничто­жила классическую рациональность, а только ограничи­ла сферу ее действия. При решении ряда задач некласси­ческие представления о мире и познании оказывались из­быточными, и исследователь мог ориентироваться на тра­диционно классические образцы (например, при решении Ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследо­вания). Точно так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений и Познавательных установок неклассического и классичес­кого исследования. Они будут использоваться в некото­рых познавательных ситуациях, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки. Современная наука — на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, историче­ски развивающиеся системы, в которые в качестве осо­бого компонента включен сам человек. Требование экс­пликации ценностей в этой ситуации не только не про­тиворечит традиционной установке на получение объек­тивно-истинных знаний о мире, но и выступает предпо­сылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гу­манистические ориентиры становятся исходными в оп­ределении стратегий научного поиска.

Вставить текст… и дать вопросы..Вопросы задания.

Задание.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1233 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.