Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Научная картина мира, ее роль и значение в научном исследовании




В естественных и технических науках имеются два понимания научной картины мира: как общего представ­ления о мире, суммирующего все научные знания, и как системы наиболее общих понятий о мире, возникших на основе знаний, полученных в какой-либо одной области наук.

При обыденном подходе к научной картине мира она в большинстве случаев трактуется в первом смысле. (…)

В физике уже давно возникло понимание научной картины мира как обобщения одних лишь физических знаний о природе, дающего наиболее общее представление об объекте исследования в физике. Первой такой карти­ной мира была механическая картина мира, сформировав­шаяся еще во времена Галилея — Ньютона. Правда, дли­тельное время механическая картина мира трактовалась в первом смысле, то есть как итог всех естественнонауч­ных знаний о мире, что даже привело к своеобразной философии — механицизму. Однако во второй половине XIX века механицизм потерпел крушение: стало ясно, что механическая картина мира охватывает лишь ограничен­ный круг явлений, что наряду с механической возможны другие картины мира.

Важно при этом отметить, что физическая картина мира рассматривалась лишь как итог развития физики, а не его предпосылка.

Нас же интересует понимание научной картины мира с двух точек зрения: как итог развития знаний, и не только научных, а и обыденных и философских, и как важная предпосылка для развития данной области кон­кретных наук — главное содержание теоретического ба­зиса одной области наук.

Если обратиться к наукам о природе, то среди всех возможных естественнонаучных картин мира главная роль будет принадлежать физической картине мира. На базе общих понятий и законов физики происходит опре­деленная конкретизация основных философских понятий о природе: материи и движения, пространства и времени, причинности и закономерности.

Нужно подчеркнуть, что такая картина мира, объеди­няя общие знания о природе, является итогом развития физики и в то же время служит предпосылкой для ее дальнейшего развития. Представляя собой логически стройную систематизацию общих физических знаний, физическая картина мира - одновременно исходная основа для поисков новых понятий, принципов и гипотез, необ­ходимых при создании новых теорий.

Что касается технических наук, то в той мере, в какой их теоретические разделы имеют отношение к физике, они связаны с физической картиной мира. Следовательно, физическая картина мира может служить предпосылкой для развития не только физики, но и ряда технических наук. Так, для баллистики, акустики, аэродинамики и других наук, опирающихся на механику, имеет значение механическая картина мира, а для электротехники, радио­техники и других наук, опирающихся на классическую электродинамику, — электродинамическая картина мира. В подобных случаях употребление термина «картина мира» не совсем оправдано, вернее было бы тут гово­рить об общей картине явлений данного рода — механи­ческих, электродинамических или каких-либо других. Но в своей области явлений такая картина мира будет выпол­нять те же методологические функции, что и физическая картина мира в физике в целом.

Как только что было отмечено, научная картина мира складывается в процессе обобще­ния обыденных, философских и научных знаний. Но обы­денные знания чаще всего бывают слишком поверхност­ными и наивными, научные же знания, до их обобщения в единую картину мира, — сугубо конкретными, эмпирич­ными. Тем самым в формировании или расширении науч­ной картины мира на первое место выдвигается значение философских знаний и идей. Это и понятно. Ведь именно философские знания и идеи обладают необходимой широ­той для того, чтобы создавать или расширять общие пред­ставления о мире.

Мы уже говорили, что общие представления о мире можно построить на основе любых философских взглядов. Однако для целей научного познания нужны лишь такие философские положения, правильность которых либо уже проверена в практике научного познания и общественной жизни, либо будет подтверждена в дальнейшем.

За последние три-четыре столетия, то есть за время существования научного познания, многие философские положения превратились в проверенные знания. Это по­ложение о материи как объективной реальности, о мате­риальности предмета научного познания, неразрывности материи и движения, об определяемости свойств пространства и времени материей и движением, наличии универ­сальной взаимосвязи явлений, о причинности и законо­мерности как одной из сторон этой универсальной взаимо­связи и ряд других.

Многие философские положения служили и служат целям научного познания в виде руководящих идей, по­могающих построению научных картин мира. Это идея атомизма, идея континуальности' материи, идея сохране­ния движения, идея непрерывности перемещений, идея единства и гармонии явлений, идея молекулярного беспо­рядка, идея прерывности процессов, идея структурности и неисчерпаемости элементарных частиц и многие другие. Некоторые из этих идей подтверждаются в практике раз­вития науки и общества и превращаются в философские знания, другие пока остаются идеями, третьи же в про­цессе проверки или отвергаются или приобретают лишь историческое значение.

Что же касается философских учений, взятых в целом, то долгое время они содержали в лучшем случае отдель­ные философские знания и идеи, помогавшие развитию научного познания. Очевидно, такие знания и идеи за­рождались не только в современных и не только в мате­риалистических учениях. Идея атомизма, например, воз­никла еще до материалистического атомизма Демокрита, идея сохранения движения — центральная в дуалистиче­ской философии Декарта, идея единства и гармонии мира играет одну из главных ролей в идеалистической филосо­фии Лейбница и т. д. И подобных примеров немало.

Философские знания и идеи, оправдавшие себя в прак­тике развития научного познания и общества, служат исходным пунктом для построения научных картин мира. На основе философских представлений могут обобщаться даже обыденные знания и тем более — научные эмпири­ческие знания: отдельные данные опыта, совокупности данных опыта в виде их систематизации, эмпирические законы. В результате таких обобщений в истории разви­тия познания постепенно сложился первый теоретический базис, послуживший фундаментом для построения других, более сложных видов теоретического знания. (…).

Когда в науке еще не были разработаны теоретические методы исследо­вания, естествоиспытатели в поисках знаний о природе часто исходили из тех или иных философских взглядов на нее, необоснованных и непроверенных. Такой метод познания был назван натурфилософским. В древ­ности и в средние века он был единственным в общих суждениях о природе и завоевал себе большое признание, частично сохранившееся и в более поздние времена.

Следует отметить, что натурфилософия в свое время была исторически оправдана: сначала она способство­вала формированию первой научной картины мира — ме­ханической, появление которой предшествовало возник­новению теоретических методов научного исследования; потом содействовала преодолению поверхностного и ограниченного взгляда на природу, сложившегося в меха­нической картине мира.

С появлением диалектического материализма натур­философия была отвергнута: диалектический материализм взял на себя функции, которые до него натурфилософия выполняла стихийно, — выдвигать такие философские идеи, которые помогают развитию научных картин мира. В конце XVIII и начале XIX века, когда теоретиче­ское естествознание достаточно окрепло, для натурфилосо­фии, как отмечал Ф. Энгельс, не осталось места (К. Маркс и Ф. Энгельс.Соч., т. 20, стр. 11—14). Однако некоторые естествоиспытатели и философы про­должали противопоставлять натурфилософию опытному познанию, впадая при этом в крайность: идеи, лежащие в основе натурфилософских суждений, некритически при­нимались за истинные, вследствие чего утверждался абсо­лютный приоритет философии над наукой. Кроме того, натурфилософы принижали и подчас даже игнорировали значение эмпирических методов. Сторонники же эмпири­ческих методов познания природы, а в XIX веке они составляли подавляющее большинство естествоиспытате­лей, наоборот, презрительно относились к натурфилосо­фии. Но и они тоже впадали в крайность, вообще отрицая всякое влияние философии на науку. Правда, эмпирики считали понятие научной картины мира полезным, но видели в нем не конкретизацию философских идей, а лишь обобщенное выражение опытных знаний. Эмпирики были склонны так понимать даже философию, рассматривая ее как обобщение научных знаний, то есть в их понимании — обобщение данных опыта. Такую философию эмпи­рики называли, в отличие от спекулятивных учений, научной философией. Следовательно, по мнению эмпири­ков, философия и научная картина мира, являясь резуль­татом опытных знаний, не могут привести ни к каким другим знаниям, кроме тех, которые положены в их ос­нову, и потому для развития науки не нужны.

Если говорить о современных позитивистах, то они отказались от философии и от понятия научной картины мира даже в таком сугубо эмпирическом понимании. Как известно, в современном естествознании роль теоретиче­ских методов велика и эти методы абстрактны. В связи с этим понятие научной картины мира позитивисты заме­нили понятием логической системы, абстрактной струк­туры, не имеющей какого-либо объективного содержания. Под философией они стали понимать даже не обобщение знаний, а логический анализ языка (то есть понятий и предложений) науки. Если при этом кто-нибудь из пози­тивистов все же продолжал употреблять понятие научной картины мира, то он оговаривался, что имеет в виду либо обыденные представления о природе, либо классические представления, относящиеся главным образом к науке прошлого века.

Итак, натурфилософия фактически подменяла понятие научной картины мира догматическими философскими взглядами на природу. А позитивизм отрицал не только необходимость понятия научной картины мира, но и роль этой картины в качестве источника новых знаний.

На­учная картина мира в качестве отражения действитель­ности является знанием более общим, чем научное знание, но более конкретным, чем философское знание. Поэтому ее можно рассматривать как промежуточное звено между наукой и философией и соответственно этому счи­тать, что с помощью ее осуществляется взаимосвязь между философией и наукой. Действительно, философ­ские понятия очень общи, а научные — очень конкретны, вследствие чего их нельзя объединить непосредственно. Если же ввести такие понятия средней общности, которые непосредственно связываются, с одной стороны, с фило­софией, а с другой — с наукой, то, используя их, можно осуществить плодотворное объединение философских и научных знаний. Такие понятия средней степени общно­сти и составляют научную картину мира.

Исходным материалом для построения научной кар­тины мира служат данные науки, в общем случае не только эмпирические, но и теоретические. Этот материал обобщается в соответствии с философскими взглядами на мир, что и создает научную картину мира.

Вообще говоря, один и тот же материал науки может быть обобщен на основе различных философских взглядов, что приводит к различным картинам мира. Однако для того чтобы получить именно научную картину мира, мало иметь исходным материалом только данные науки. Нужно еще, чтобы сами философские взгляды содержали в себе научность, то есть сами были философскими знаниями или такими идеями, которые могут стать ими. Любые философские умозрения не годны для этой цели. Так, в конце XIX века наряду с механической и электродина­мической картинами мира существовала энергетическая. Первые две являлись научными, ибо философские идеи, положенные в их основу, содержали элементы научности (имеются в виду главным образом корпускулярные и кон­тинуальные представления о материи). Третья же кар­тина мира не могла считаться научной — в ее основе была надуманная философская идея (имеется в виду умозри­тельное рассмотрение анергии как некоего нематериаль­ного первоначала природы).

В процессе длительного развития материалистической философии и естествознания постепенно выяснилось, что философскую основу научных картин мира составляют определенные представления о материи и движении, про­странстве и времени, причинности и закономерности, со­держащие в себе элементы научности. На основе этих представлений данные науки (как эмпирические, так и теоретические) обобщались и складывались в научную картину мира.

В соответствии с этим научную картину мира можно определить как систему общих представлений о природе, включающую в себя исходные теоретические понятия, принципы и гипо­тезы данной области наук, характерные для определенного этапа в ее развитии, и построенную на основе соответствующих философских знаний и идей.

Научная картина мира служит, с одной стороны, осно­ванием для построения научных теорий, с другой сто­роны — средством проверки и поводом для выдвижения философских идей с целью установления степени их на­учности.

Философские идеи признаются научными в той мере, в какой они помогают построению оправдывающихся научных теорий.

В историческом процессе становления научного познания следует выделить три стадии: первая — это зарождение и развитие эмпирического исследования и первоначального накопления эмпирических знаний, вто­рая — зарождение первой научной картины мира и тре­тья — построение на этой основе научных теорий.

Эмпирические знания могут возникать и без научной картины мира. Но чтобы построить научную картину мира, нужен некоторый минимум эмпирических знаний. Собственно говоря, первые элементы научной картины мира как раз и возникают при попытках объяснения этих знаний. Очевидно, что такие объяснения возможны лишь на основе тех или иных философских взглядов.

В процессе длительного развития философии ученые разрабатывали различные понятия и представления о при­роде. Среди них главная роль постепенно переходила к понятиям о материи и формах ее существования.

На эти понятия опирались непосредственно, если нужно было объяснить наблюдаемые явления природы. Тогда форму­лировали общие положения и принципы (например, поло­жение Аристотеля о том, что природа боится пустоты, или принцип инерции Галилея), которые использовались в качестве исходных пунктов для объяснения явлений природы при натурфилософском подходе к ним. Посте­пенно в процессе всестороннего обдумывания и частичной опытной проверки некоторые из этих положений и прин­ципов отвергались. Но если они оправдывались, то слу­жили основой для формирования первых научных пред­ставлений о мире.

Как известно, первой научной картиной мира была механическая. В ее основе лежат атомистические пред­ставления о материи и метафизико-материалистическое понимание движения, пространства, времени, причинности и закономерности. Подобные представления зародились еще в древнегреческой философии, но их систематиче­ски применяли для объяснения явлений природы значи­тельно позже. Лишь Галилей и Ньютон построили первую научную картину мира, обобщив эмпирические знания своего времени и сформулировав ряд положений, гипотез и принципов, составляющих ядро механической картины мира.

Возникнув в своих основных элементах, научная кар­тина мира развивается до тех пор, пока не достигнет внут­ренней полноты и совершенства. Для этого необходимы соответствие понятия о формах существования материи самому понятию материи и внутренняя логическая строй­ность картины мира. Механическая картина мира Гали­лея—Ньютона, например, стала более полной и логически стройной только после того, как в нее были введены понятия энергии и вариационные принципы (середина XIX в.).

В процессе новых эмпирических открытий и развития философских представлений о мире постепенно выяв­ляется ограниченность старой картины мира и назревает необходимость замены ее новой. Такая замена происходит лишь тогда, когда в науку проникает новое философское понимание материи, конкретизированное на основе новых данных науки. Новое понимание материи требует и но­вого понимания форм ее существования, что и создает основу для формирования новой научной картины мира, более полно и широко охватывающей все научные знания, в том числе и те, которые не укладывались в старую кар­тину мира.

С переходом от старой картины мира к новой кон­чается один этап в развитии научного познания и начи­нается другой. Однако многие элементы старых картин мира продолжают использоваться в качестве научно-фило­софской основы теоретических разделов некоторых наук, главным образом технических. В данном случае роль научной картины мира для этих наук начинает выполнять система наиболее общих понятий, принципов и гипотез, лежащих в основе данной совокупности технических наук. Такая система понятий связывает эти науки с филосо­фией.

В процессе развития философии и физики общая си­стема понятий технических наук постепенно совершен­ствуется, образуется более широкая основа для дальней­шего развития технических наук, главным образом их теорий. Так, например, под влиянием новых философских идей и квантово-полевых представлений о природе были созданы возможности для разработки новых теорий в электротехнике, радиотехнике, электронике, электронной оптике, приборостроении и т. д. В то же время в системе общих представлений этих наук сохранились многие элементы старых физических картин мира.

Как известно, в процессе развития науки выделялись три большие обла­сти наук — о неживой природе (физико-химические на­уки), о живой природе (биологические науки) и об обще­стве (социальные науки). В связи с этим можно говорить о трех системах общих научных понятий и принципов, то есть о трех научных картинах мира — физической, био­логической и социальной.

Раньше других в XVII веке возникла физическая кар­тина мира как общая теоретическая основа для всех наук о неживой природе. Развитые науки (астрономию, фи­зику, отчасти химию) она объединяет, обобщая их теории и

вскрывая внутренние определяющие связи между этими науками (их сущность). Другие же науки, менее разви­тые, в которых свои теории еще не построены (геолого-минералогические науки, некоторые прикладные техниче­ские науки), она связывает лишь в общем качественном аспекте, создавая таким образом возможность для по­строения в них соответствующих теорий и последующего объединения этих теорий.

В особом отношении к физической картине мира находятся геолого-минералогические науки. Эти науки во многом остаются еще описательными, эмпирическими. Роль теории в них выполняют или эмпирические обобще­ния или качественные гипотетические построения, осно­ванные на некоторых общих представлениях, относящихся к физической картине мира. В последнем случае физиче­ская картина мира выполняет функции теории, однако лишь в общем качественном аспекте.

Биологическая картина мира в качестве теоретической основы наук о живой природе возникла лишь в XIX веке. С точки зрения методологии научного познания биологи­ческие науки считаются в настоящее время менее разви­тыми по методам исследования, чем физико-химические. В биологических науках слабее, чем в физических, раз­виты экспериментальные методы исследования, меньше применяется математика и еще недостаточно разработаны логико-математические методы построения научных тео­рий. В биологии вплоть до наших дней наблюдение преобладает над экспериментом, систематизация и эмпи­рическое обобщение — над построением теории.

Биологические науки долгое время были более обособ­лены друг от друга, менее взаимосвязаны, нежели физи­ко-химические науки. Положение изменилось лишь во второй половине XIX века, главным образом в связи с ра­ботами Дарвина.

Основная заслуга Дарвина состоит в создании первой научной картины мира, объединившей все биологические науки и установившей общую взаимосвязь между ними. По сути дела значение основных понятий, введенных в биологию Дарвином (приспособление, наследственность и изменчивость, естественный отбор, борьба за существо­вание, эволюция и т. д.), заключается в том, что на их основе образуется единая научная картина био­логических явлений, связывающая все науки о живой природе в одну область наук и открывающая возможность для построения специальных биологических теорий, которые разрешали бы не только описывать и систематизировать биологические явления, но и объяснять и теоретически предсказывать их.

Единая картина биологических явлений, созданная Дарвином, к нашему времени значительно расширилась и углубилась. В процессе изучения законов наследствен­ности и исследования молекулярной основы жизни, в наше время под влиянием новых философских идей сложилась современная биологическая картина мира, при­шедшая на смену общей картине биологических явлений прошлого века.

На основе современной биологической картины мира стали возникать теории, объединяющие частные биологи­ческие науки. Так, молекулярная генетика превращается в ведущую биологическую науку, располагающую своими экспериментальными и теоретическими методами, играю­щую главную роль в общих представлениях о живой природе.

Обратимся теперь к социальной картине мира.

До появления марксизма представления об обществе не были научными. В трудах классиков марксизма в ре­зультате развития ряда общественных наук (главным образом, истории и политической экономии) и под влия­нием диалектико-материалистических взглядов на мир, по сути дела, была построена первая научная кар­тина общественных явлений, получившая название исторического материализма. На его основе про­изошло объединение всех общественных наук и возникла возможность построения подлинных теорий в этих на­уках, которые не ограничивались бы обобщением наблю­даемых фактов, а вскрывали бы глубокую сущность обще­ственных явлений и формулировали бы качественные и количественные законы общественного развития.

Возникает вопрос о том, в какой мере теоретическая основа каждой из трех областей наук (физической, био­логической, социальной) может называться картиной мира.

Поскольку живая природа возникла изнеживой, а человек в процессе труда произошел от высших живот­ных, имеются основания считать общей картиной мира лишь одну физическую картину мира. Однако при этом не учитывается наличие качественной специфики живой природы по отношению к неживой и общества по отно­шению к природе.

Как известно, тенденция ряда исследователей считать физические законы универсальными, обуславливающими не только биологические, но и социальные явления, идет от механического мировоззрения. Эта же тенденция су­ществует и в наши дни, во-первых, в физикализме — разновидности современной позитивистской методологии научного познания — и, во-вторых, в механических выво­дах из развития кибернетики, игнорирующих качествен­ное различие между машиной, организмом и обществом. В полной ли мере общая картина живой природы мо­жет быть названа картиной мира? Ряд исследователей считает это возможным. Так, один из современных теоре­тиков биологии австрийский ученый Л. Берталанфи (род.в 1901 г.), создатель общей теории систем, утверж­дает, что термин «биологическая картина мира» равно­ценен понятию теоретической биологии. Но если в ка­ком-то аспекте биологические явления можно рассматри­вать в качестве исходной основы для социальных явлений, то очевидно, что биологические явления нельзя считать исходными для физических явлений. Однако в гносеоло­гическом аспекте такая постановка вопроса возможна. Биологические знания могут быть исходными и для полу­чения знаний о физических явлениях. Известно, что во времена господства механицизма именно в биологии впер­вые возникла точка зрения целостного, системного рас­смотрения явлений. Общая теория систем, возникшая и первоначально развивавшаяся в биологии, имеет значение и для всех других наук.

То же самое можно сказать и о понятии «социальная картина мира». Не будучи уместным в онтологическом аспекте, это понятие вполне применимо в гносеологиче­ском аспекте. Как известно, первые знания человека о природе были антропоморфными. Человек первона­чально «очеловечивал» природу, приписывая ей свои свой­ства, то есть сводил явления природы к социальным явлениям и, таким образом, приобретал некоторые знания о природе. Идея целесообразности была перенесена из области социальных явлений в науки о природе (в осо­бенности в биологию). Даже такие важные для биологии понятия, как развитие, эволюция, борьба за существова­ние и приспособление, по сути дела, перешли из области социальных явлений в биологическую картину мира. Или взять широко распространенные в современном научном познании понятия об отражении, информации, организа­ции, управлении. Они тоже взяты из области социальных явлений. Как видим, понятие социальной картины мира в таком аспекте имеет полное право на существование.

М.В. Мостепаненко Философия и методы научного познания. Лениздат. 1972. С. 164 – 176.

1. Какова роль философских знаний в формировании научной картины мира?

2. В чем различие натурфилософской и пози­тивистской позиций в оценке роли философии в формировании научной картины мира?

3. Найти базовое определение понятия научной картины мира.

5. Каковы особенности возникновения и развития научных картин мира в естественных и технических на­уках.

6. Возможно ли применение понятия научной картины мира в биологических и социальных науках?

Степин В. С. (19.08.1934), философ, академик Российской академии наук (1994), член-корреспондент АН СССР (1987). Почетный член Международной Академии науки, образования и передачи технологий (ФРГ, 1994), действительный член Нью-Йоркской Академии наук Иностранный член АН Беларуси (1995), доктор наук (1978), профессор (1979). С 1987 – директор Института естествознания и техники АН СССР. С 1988 - директор Института философии РАН. Одновременно заведующий кафедрой философской антропологии и науки о человеке факультета философии МГУ. Научные работы в области теории познания методологии и истории науки, социальной философии. Автор более 200 научных работ, в т.ч. 14 монографий. Президент международной Ассоциации «За гуманитарный диалог».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2138 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.