Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблемы истины ф. и науки. Объективность истинны. Диалектика абсолютной и относительной истины. Критика догматизма и релятивизма.




Цель любой формы познания – истина. Постоянный и необходимый спутник истины – заблуждение. Заблуждение – это знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.Свойства истины: 1) Объективность – конечная обусловленность реальной действительности, практики; независимость от отдельных людей. 2) субъективность – истину познают люди, выражающие её в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях). 3) Конкретность – предполагает точный учет условий, в которых находится объект познания (условия, время, приборы). Объективный характер истины имеет две стороны: абсолютную и относительную. Абсолютная истина понимается как идеал, предельное, полное, исчерпывающее знание о предмете и одновременно как тот элемент познания, который никогда не будет опровергнут. Относительная истина – это ступень в постижении абсолютной истины, это процесс всё более полного и точного познания объективной истины. Проблема истины и заблуждения всегда интересовала философов. Понимание истины как соответствие знания вещам восходит к мыслителям древности, к Аристотелю. Эта традиция в понимании истины была продолжена в философии нового времени (Бекон, Спиноза, Дидро, Ломоносов, Фейербах и др.). В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин). Немецкий классический идеализм вносит в трактовку истины диалектический подход. По Гегелю истина есть диалектический процесс развития знания, система понятий, суждений, теорий. В качестве критерия истины выдвигалась общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху (прагматизм); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов; Декарт критерием истины считал ясность и отчетливость знаний. Решающим критерием истины считается общественно-историческая практика

. Однако проверка истинности практикой носит исторический характер, т.е. критерий практики является и абсолютным и относительным. Абсолютен в том смысле, что только практика может доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, т.к. сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может в каждый момент сразу и полностью доказать те или иные выводы. Релятивист, отрицая объективность знания, ссылается на то, что противопоставление истины и заблуждения относительно. Ведь нередко в науке бывает, что положение, считавшееся истиной, оказывается неверным и, наоборот, что считалось заблуждением, имеет истинную сторону. Но эти факты не опровергают существования объективной истины, а лишь свидетельствуют о том, что развитие научного знания идет по пути к ней и не всегда движется по прямой линии, а нередко отступая в сторону, а то и вспять. Путь познания очень труден, он включает и возможность ошибок, но общая линия поступательного развития познания одна: на основе практики – к полному и всестороннему отражению сущности явлений, к абсолютной истине. Догматизмом (метод мышления, при котором определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни) называется характеристика философского учения или разновидность философских учений. Философское учение догматично, если оно принимает какие-либо основоположения в качестве абсолютно достоверных и соответствующих действительности без какой-либо предварительной проверки и возможности изменения. Несовместимыми с догматизмом учениями являются скептицизм (философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины), критицизм (идеалистической философии, отрицающей познаваемость объективного мира, считая основной ее целью критику познавательной способности человека; критическая философия) и диалектика (наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления).

№32





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 622 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.