Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сервисная деятельность как часть культуры




Рассмотрим сервисную деятельность в более широком и слож­ном контексте - в контексте культуры. Научное понимание куль­туры означает целостный, устойчивый способ жизнедеятельности какого-либо народа, нации, который, складываясь исторически, постепенно обновляется и вместе с тем сохраняет идентичность самому себе в течение столетий, иногда тысячелетий. В этом смыс­ле говорят о русской, китайской, французской или американской культуре. Культура заключает в себе длительно действующие меха­низмы самоадаптации того или иного народа к меняющейся среде обитания, которые позволяют ему динамизировать свою практи­ку, оставляя в прошлом одни обычаи, утверждая новые культур­ные нормы, которые впоследствии могут стать традициями.

Внутреннее строение культуры приобретает сложный характер. В ней выделяют такие масштабные части, как духовная и матери­альная культура, а также меньшие части, или субкультуры, - го­родская, сельская, молодежная, элитарная. Кроме того, выделяют функционально целостные области культурной практики: хозяй­ственную культуру (в рамках которой развивается сервисная дея­тельность), политическую, правовую, художественную, религи­озную культуры и др.

В массовом сознании распространено несколько иное понима­ние культуры - в ней люди нередко усматривают лишь норматив­но-оценочную деятельность, которой должен овладеть всякий куль­турный человек. В этом случае культура трактуется в узком смысле, лишь как принятая, нормативно закрепленная активность, прису­щая той или иной области практики. Данный подход позволяет говорить о культуре речи, общения, поведения, досуга, о профес­сиональной культуре и др. Такой подход к трактовке культуры не противоречит научному ее пониманию, но он сосредоточивает внимание лишь на одной ее характеристике.

Для анализа сервисной деятельности важно иметь в виду оба понимания культуры. С одной стороны, сервисная деятельность исторически развивается в рамках той или иной этнонациональной культуры, точнее в рамках такой ее масштабной части, как хозяйственная культура. При этом важно учитывать этнонациональ-ные традиции, исторический уклад жизни народа, которые свое­образным образом преломляются в сервисной деятельности. С другой стороны, сервисная деятельность представляет собой профессио­нальную активность. В этом случае следует говорить о культуре тру­да в сфере услуг, о корпоративной культуре работников сервиса в целом.

Сама сервисная деятельность как часть социоэкономической деятельности оказывается тесно связанной с самыми разными ас­пектами культурной практики - с бытом и домашним хозяйством населения, с практикой государственно-политического строитель­ства, с социальными слоями и группами, с воспитанием подрас­тающего поколения, а также с отдыхом и развлечениями людей.

Особо следует сказать о связи сервисной деятельности с рядом духовных областей культуры, в частности с наукой, искусством, ре­лигией. Во всех этих случаях перед нами обнаруживаются во мно­гом различные типы связей.

Наука сформировалась и стала интенсивно развиваться как со­циальный институт, общественно значимый вид познавательной активности и как область профессиональной деятельности в Но­вое время в странах Западной Европы. Некоторое время занятие наукой было уделом выдающихся личностей или образованных энтузиастов. Позже многие профессора университетов, преподава­тели учебных заведений сочетали обучение студентов с научно-исследовательской деятельностью. В этом случае они развивали одну из специфических разновидностей услуг, связанных с наукой, - услугу по передаче своих знаний молодому поколению.

Еще одной разновидностью услуг, связанных с наукой, высту­пает использование прикладных результатов исследовательской ра­боты. Для развития данной услуги понадобилось время. Поначалу прикладные научные разработки востребуются (например, предпри­нимателями, производственными компаниями, правительственны­ми органами) через прямые контакты с исследователем. И только в XX в. возникают специализированные сервисно-коммерческие орга­низации (консалтинговые центры, венчурные фирмы, внедренчес­кие группы и др.), которые генерируют посреднические услуги между научно-творческой деятельностью и практикой.

Если связь сервиса с научной активностью сложилась сравни­тельно недавно, то отношения услуг с искусством обозначились уже в древности. По мере того как художественное творчество выделялось из процессов народного творчества и становилось индиви­дуальным процессом, возникала общественная потребность в орга­низации публики и демонстрации художественных произведений перед аудиторией.

Кстати, это относилось не только к искусству, но и к органи­зации спортивных, а также других массовых зрелищ. В настоящее время сервисная деятельность в сфере художественно-эстетической активности заключается в посредничестве между творцами (автора­ми, исполнителями), с одной стороны, и публикой, с другой. В этот вид сервиса включены редакторы и издатели художественной лите­ратуры и журналов, владельцы художественных салонов по продаже изобразительной продукции, организаторы концертов, спектаклей, проката фильмов, работники центров звукозаписи и тиражирова­ния компакт-дисков, создатели видеотехники, а также многочис­ленные продавцы магазинов, торгующих массовой художествен­ной продукцией или оригинальными авторскими изделиями худо­жественного назначения.

Представители указанных видов организаторского труда раз­вивают сервисную деятельность в сфере художественно-эстетичес­кой активности, свободного времяпрепровождения, воспитания молодежи. Это направление деятельности определяется как социо­культурные услуги, организация развлечений и отдыха.

Данное направление сервиса порождает вопрос: насколько мож­но считать услугой творческий труд самого писателя, художника, актеров, занятых в театральной постановке, музыкантов и певцов на концертных подмостках? С одной стороны, создатели художе­ственных ценностей отзываются на общественные и индивидуаль­ные потребности эстетического плана и удовлетворяют их. С дру­гой стороны, сама деятельность в искусстве во многом зависит от творческого вдохновения, которое с трудом поддается рациона­лизации, голому расчету действовать ради заработка. Недаром круп­ные художники всегда ценили свою творческую независимость от публики.

Для многих художников прошлых веков эта коллизия - необхо­димость работать на продажу результатов своего труда и сохранять сознание творческой свободы - была порой источником неразреши­мых страданий. Мало кто смог успешно сочетать эти два требования в своем творчестве.

Немецкий поэт И.-В. Гете много размышлял над этой проблемой. Во вступлении к трагедии «Фауст» он вывел фигуры поэта, комического актера и директора театра, которые занимают разные позиции в этом вопросе.

Поэту мучительно слышать о требованиях толпы. В своем твор­честве он хочет сосредоточиться на своих замыслах, уединиться от публики:

Она засасывает, как трясина, Закручивает, как водоворот. Нет, уведи меня на те вершины, Куда сосредоточенность зовет.

Комический актер, вступающий во время игры с аудиторией в не­посредственный контакт, более трезво подходит к зрительским оцен­кам:

В согласье с веком быть не так уж мелко. Восторги поколенья - не безделка, На улице их не найдешь. Тот, кто к капризам публики не глух, Относится к ней без пред убежденья.

Директор театра занимает откровенно прагматичную позицию. Для него наплыв зрителей в театр - самая удачная ситуация:

Что может быть приятней многолюдства, Когда к театру ломится народ.

Отечественные художники - от А. С. Пушкина до авторов наших дней, вдруг оказавшихся перед лицом рыночной стихии, - также не раз задумывались над этой проблемой, предлагая разные варианты ее разрешения. Пушкин в шуточной форме предложил свое решение:

Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать.

Таким образом, результаты труда писателей, музыкантов, ху­дожников, архитекторов, работников кино и театра после завер­шения творческой работы превращаются в предмет спроса, про­дажи, массового или индивидуального освоения. Вместе с тем сам процесс создания художественных ценностей, а также процессы их освоения аудиторией представляют собой сложные по структу­ре и результатам духовные взаимодействия, несводимые к отно­шениям обслуживания и потребления. Искусство, помимо основ­ной своей цели - формировать у людей эстетический вкус, дос­тавлять им художественное наслаждение, выполняет в культуре множество социальных и духовных функций по отношению к ауди­тории - познавательную, развивающую, коммуникативную, вос­питательную и др.

В этой ситуации невозможно свести роль творческой деятель­ности к услугам, а процессы обращения людей к искусству при­равнять к потребительскому поведению. Безудержная коммерциа­лизация художественного рынка социально опасна, ибо в этом случае художественные шедевры или произведения начинающих авторов могут стать недоступными (хотя и по разным причинам) широкой публике.

Говоря о труде художника, писателя, актера, можно утверж­дать, что все они выполняют функцию духовной услуги на ком­мерческой основе лишь в некотором диапазоне своей работы. Но для общества гораздо более значимыми выступают развивающие, творческие функции труда, реализация которых во многих случа­ях требует поддержки искусства со стороны государства и мецена­тов.

Еще в большей степени отдалена от хозяйственно-сервисной деятельности религия и церковная практика. По своей природе ре­лигиозная вера, выполнение человеком церковной обрядности приобретают сакральный - священный - характер. По религиоз­ным канонам недопустимо смешение выполнения обрядов с обы­денными делами, тем более нельзя коммерциализировать свои религиозные убеждения.

Требования нестяжательства, отказ от скопления материаль­ного богатства фиксируются в догматике почти всех мировых ре­лигий. Так, в исламе существует запрет на взимание ссудного про­цента. Христианство прошло длительный путь, пока в рамках католичества и протестантизма было признано легитимным рос­товщичество и банковское дело. В православном сознании по сей день духовные аспекты остаются приоритетными перед матери­альными.

Помощь, которую оказывают верующим в выполнении обря­дов и таинств представители церковной иерархии или монахи (свя­тые старцы, аскеты, дервиши), также приобретает сакральный характер. Прихожане оплачивают эти действия в виде финансовых или материальных пожертвований лишь в той мере, в какой это требуется для скромного существования священнослужителей и монахов. В русских православных монастырях в прошлом иногда было развито несколько производств: огородничество, мукомоль­ное дело, хлебопечение, пчеловодство и др. Однако монахи рабо­тали не ради прибылей; для них труд имел душеспасительное зна­чение.

В истории католической церкви были периоды, когда погоня за материальными благами церковных иерархов приобретала столь откровенный характер, что вступала в противоречие с императи­вами веры и нравственности. Католическая церковь использовала приемы деятельности, позволяющие увеличивать материальные богатства посредством, например, индульгенций, дающих верую­щим возможность «выкупать» свои прошлые и будущие грехи. По­добная практика рассматривалась многими как отход священно­служителей от канонов христианства. Это привело религиозное со­общество западных стран к расколу и Реформации.

В настоящее время в разных странах традиционные религии выступают против коммерциализации своей деятельности. Даже проводимые во многих странах религиозные паломничества орга­низуются на базе необходимого минимума финансовых расходов, которые неизбежны в далеких путешествиях для многих людей.

В современных условиях Русская Православная Церковь выпол­няет за умеренную плату ряд обрядовых таинств (крещение, вен­чание и др.). В церковных лавках верующие покупают религиозную литературу, утварь, иконы, кресты и т.п. Вместе с тем службу в храме верующие не оплачивают. Но каждый прихожанин вправе пожертвовать в храмовую кассу любую, даже малую сумму денег. Все это говорит о том, что активность священнослужителей если и можно назвать услугой, то это услуга особого - духовного - пла­на, облегчающая связь человека с высшим началом. Церковь осу­ществляет свою внутрихозяйственную практику, но данный вид хозяйствования, как правило, глубоко не интегрирован в эконо­мику страны.

Контрольные вопросы и задания

1. Сравните теоретический анализ услуг в рамках английской полит­экономии XVIII-XIX вв. и современной политэкономической мысли.

2. Охарактеризуйте сущность теоретического понимания сервисной деятельности в «потребительском обществе» и в постиндустриальном об­ществе.

3. В чем состоят трудности классификации услуг и сервисной дея­тельности? Как преодолеваются эти трудности в практике разных стран и в мировой практике?

4. Сопоставьте между собой разные типы классификации услуг и сервисной деятельности, например, классификации американского и российского типа, по функциональной направленности и по двум крите-

II. Сущностный характер сервисной деятельности...

риям (по типам услуг и сфере применения) и др. Укажите преимущества и ограничения разных типов классификации.

5. Каковы важнейшие признаки сервисной деятельности как хозяй­ственно-экономического явления и как производства сервисных продук­тов?

6. Раскройте место современной сферы сервиса в структуре нацио­нальной экономики.

7. Укажите отличия труда в сфере сервиса от труда в промышленном производстве.

8. Какие общественные и индивидуальные потребности могут реали-зовываться посредством сервисной деятельности современного типа?

9. Что означает понятие «индустрия сервиса»? Каким образом индус­трия сервиса учитывает многообразие индивидуальных потребительских запросов?

10. Каким образом влияют на развитие сервисной деятельности гео­графический фактор и типы территориального расселения людей?

11. Как взаимосвязаны между собой демографические процессы и сер­висная деятельность в той или иной стране?

12. Какие взаимосвязи формируются в условиях рынка между субъек­там государственно-правовой и сервисной деятельности?

13. Насколько глубоко и каким образом учитывается в сервисной прак­тике стратификационное деление общества?

14. Раскройте сущность и структуру социально-культурного сервиса.

15. Как связаны между собой художественное творчество и сервисная деятельность?

16. Каким образом могут быть включены в современный сервис ре­зультаты научных изысканий или элементы церковно-религиозной прак­тики?

Литература

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального ис­следования / Пер. с англ. М., 1999.

Глазьев С. Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., 1993.

Глобальное сообщество: Картография постсовременного мира / Отв. ред. А. И. Неклесса. М., 2002.

Глобальное сообщество: Новая система координат / Отв. ред. А. И. Неклес­са. СПб., 2000.

Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации / П. В. Беспалов и др. М., 2003.

Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век / Пер. с англ. М., 1997.

Кулибанова В. В. Сервисная деятельность. СПб., 2001.

Леш А. Географическое размещение хозяйства. М., 1959.

Глава 6. Сервисная деятельность в контексте условий жизнедеятельности...

Липец Ю. Г., Пуляркин В. А., Шлихтер С. Б. География мирового хозяйства. М., 1999.

Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации: Путь разума. М., 1998.

Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Ино­земцева. М, 1999.

Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. Издание официальное. М., 1994.

Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с англ. М., 1985.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

Софина Т. Н. Сфера услуг: Трансформация в рыночной экономике. СПб., 1999.

Социокультурная динамика в период становления постиндустриального общества: Закономерности, противоречия, приоритеты. М., 1998.

Сфера услуг в России: Стат. сб. / Пред. редкол. М. Н. Сидоров. М., 2000.

Сфера услуг: Проблемы и перспективы развития / Под ред. акад. Ю. П. Свири-денко:В4т. М., 2000.

Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М, 2001.


Раздел III





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 654 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2106 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.