Карлу несколько раз на протяжении рассказа снятся вещие сны, в которых он хочет проснуться, но не может. Это – символизм «длани Господней» над ним. Он предвидит смерть Роланда, суд над Ганелоном.
Карл возвращается назад, во Францию, и первой, кто его встречает, является сестра Оливье, Альда, невеста Роланда. Она уходит из жизни после сообщения о гибели ее брата и жениха.
Ганелона ловят во Франции, заковывают в цепи и доставляют к королевскому двору, для суда. Однако поднимается ропот среди вассалов, что «не надо из-за покойного лить кровь живого». Родственник Ганелона, Пинабель, с мечом в руке вызывает любого на ордалию, божий суд. По правилам, победивший в ордалии объявлялся невиновным по всем статьям обвинения. Против Пинабеля выходит вассал Роланда, Тьерри, и побеждает в бою. После этого Карл приказывает повесить всех родственников и друзей Ганелона, которые просто пришли поддержать поединщика, а самого предателя разрывают лошадьми.
Эта песня была сложена перед крестовыми походами.
Нет любовной линии.
Историзма тут нет. Жесты символичны – когда Карл дает лук и жезл (символы власти) Ганелону – тот их роняет. Роланд же их держит.
Образ Роланда – образ деятельного рыцаря, благородного.
4) Песнь о моем Сиде.
Песнь о моем Сиде сложилась во время реконкисты (освобождения Испании из-под власти мавров). Песнь о моем Сиде – самая реалистичная из ей подобных. Сид – прозвище, по-арабски – Эль Сид переводится как «господин». Настоящее его имя – Родриго Диас де Ривар. Также его называли Сид Кампеадор – «завоеватель». Родился он в ~1025, а умер – 1099 году. Принадлежал к высшей кастильской знати короля Санчо II (из истории Испании: христианская Испания в то время делилась на провинции Кастилия и Леон). После смерти Санчо, власть взял его брат, Альфонс Ш, из Леона (есть мнение, что Альфонс убил Санчо). Альфонс изгоняет славного полководца Родриго из Кастилии, а его жену и детей заточает в монастырь. Тогда начинаются скитания Эль Сида, в ходе которых к нему присоединяются как обычные наемники, следуя за его авторитетом, так и рыцари, жаждущие славы, так и мавры, которые следуют за ним, как за вождем. Эль Сид осаждает Валенсию и берет ее в свое владение, после чего мирится с Альфонсом. После этого высаживаются на христианские земли армии Альмонидов, и Сид громит их. Он мыслит о освобождении всей Испании, но умирает.
Рассказчики немного меняют биографию Сида. Сид – защитник интересов народа, хотя по статусу он – гранд, в песне же его статус принижается, что не характерно(Градация титулов: идальго – рыцарь, завоевавший славу во время реконкисты; дон – старая аристократия; гранд – высшая знать).
Сид занимается ростовщичеством, хотя это – удел евреев. Он обманывает их, выдав сундуки с камнями (мокрым песком) за сундуки с серебром, и потребовал под честное слово рыцаря выдать все деньгами, не вскрывая сундуки. Для автора надуть еврея – богоугодное дело. Сид совершил подвиг этим в глазах автора.
В состав Песни о моем Сиде входит:
-Песнь об изгнании
-Песнь о Валенсии.
В последней, Альфонс и Сид мирятся, и Альфонс направляет своих сыновей, инфантов, в Валенсию, жениться на дочерях Сида. Те считают себя оскорбленными этим, но приезжают. После чего они увозят дочерей Сида в лес и там избивают и насилуют девушек. Происходит суд, на котором решают в пользу Сида. Сид же, верный слуга Кастилии, устраивает божий суд, ордалию, и побеждает на нем. Деталь – когда Сид узнает о изнасиловании дочерей, он поглаживает бороду. Это – символ скорой мести.
5) Песнь о Нибелунгах.
В ХШ-ХIV веках начинает проявляться редакторская рука в произведениях. Она проявляется уже даже в эпосах и мифологии.
В частности, Песнь о Нибелунгах содержит несколько пластов редактирования. Один из первых – история Гудрун и ее мужа. Он убивает братьев Гудрун, в отместку она убивает своего мужа и кормит сыновей мясом отца. Также – о драконе, которого убивает Зигфрид.
Второй слой относится к X веку. Племя гуннов (они же мадьяры, они же – венгры) напало на Бургундию и победило. Это – исторический сюжет.
Следующий пласт – VI-VII веков. Песнь о Дитрихе Бернском.
Пласт ХШ века – рыцарская тема, куртуазная любовь. Зигфрид отправляется в свой замок, в верховья Рейна. Автор Нибелунгов – клирик.
В Бургундии живет девица юных лет, которую зовут Кремхильда. У нее есть старшие братья, Гюнтер и Хаген, последний убивает всех женихов, которые пытаются свататься к девушке. Приезжает Зигфрид, и братья ничего не могут сделать против героя. Ведь Зигфрида учил драться карлик Регин, который выковал для него меч и искупал его в драконьей крови, сделав его неуязвимым. Но на спину Зигфриду приклеился лист клена, и, таким образом, было место, куда его можно поразить.
Перемены с героями древнего эпоса: Сигурд наделен необычными качествами, а Зигфрид – почти нормальный человек. Он храбр, учтив и влюблен – он идеальный рыцарь. В то же время, в Зигфриде просвечивает волшебная сила. Зигфрид сочетает несочетаемое. Зигфрид сватается к Брунгильде, появляется новый образ – богатырши и великанши. Это типичная древнегерманская великанша-волшебница. Она убивает всех, кто пытается свататься к ней, она – смерть. Гюнтер, старший брат Кремхильды, возлюбленной Зигфрида, пытается свататься к ней, и его подменяет Зигфрид. Брачная схватка. Зигфрид вновь подменяет Гюнтера и забирает ее кольцо и пояс, но оставляет ее чистой для будущего мужа. Автор переплетает две линии – мифологическую и новую.
Далее Кремхильда выходит за Зигфрида, а Брунгильда достается Гюнтеру, королю Бургундии. Между девушками возникает ссора, кто первой войдет в храм: знатнейшая должна войти первой. Кремхильда показывает Брунгильде кольцо и пояс, после чего входит первой. После этого, Хаген, по приказу Гюнтера, в бою, убивает Зигфрида ударом в спину. Зигфрид умирает как обычный человек, но и как герой – во время освобождения страны, причем не своей (Зигфрид – фламандец). Кремхильда повторно выходит замуж и мстит своим братьям, убивая их за Зигфрида. Вторая часть повторяет первую, конец – апокалиптичен, бушует пожар.
Прямая аналогия с ситуацией в Германии в ХШ веке. Не происходит объединения земель и автор призывает к действию.
Песнь от Нибелунгах. Окончание.
Также к «Песне» можно добавить «Худрун» (немецкая «Одиссея», Худрун – женское имя!!!). В ней смешан авантюрный роман плаваний и путешествий. Сличают по фонетике «Песнь о Нибелунгах» и «Худрун» - одинаковое кол-во ударений. «Песнь о Нибелунгах» делится на части – авентюры.
Куртуазная литература.
В ХI – XII – период расцвета куртуазной литературы. В основе куртуазной литературы лежит служение как символ верности, но меняется адресат. Новым адресатом стал образ прекрасной Дамы. Куртуазный образ жизни был обусловлен рядом правил.
Наследование – майорат (по мужской ветви). Рыцарское сословие – мужчины, суть жизни которых сводилась к военной карьере и силовым развлечениям. В рыцарский кодекс были приняты, (помимо свода правил по этикету, охоте, стихосложения) правила обхождения с дамой.
Основной центр куртуазной литературы – Прованс. Прованс – пересечение торговых путей, Прованс в ХI веке был порядочно «отутюжен» походами Ордена Храма и норманнского рыцарства в борьбе с альбигойской ересью. Альбигойцы – католическая секта, члены которой признавали, что рая нет, как и ада. Жизнь одна – надо прожить ее максимально полно; следует помнить, что такое «инакомыслие» пустило корни. Были подняты темы, запретные ранее. Куртуазная провансальская литература была объявлена ересью.
Рыцарю, по правилам куртуазии, предъявлялось много требований. Он мог любить только одну даму, он не должен был спускать с нее глаз, быть рядом с ней, но не касаться ее пальцем, т.е. вести с ней образ жизни Иосифа рядом со святой Девой Марией. Образ дамы сливался с образом пресвятой Девы. Она должна быть вечно юной и вечно прекрасной. Не следует забывать, что женщина в Средневековье в 35 лет была уже старухой.
Любовь к Даме - платонична. Идея – античная, авторство принадлежит Платону, древнегреческому философу, который разделил любовь на любовь физическую и любовь-стремление к идеалу. Трубадуры и труворы (основные певцы куртуазной поэзии) знали Овидия. Это говорит о знакомстве с античными авторами.
Очень часто объект любви была женой сеньора, т.е. - замужняя женщина господина. Эта любовь считалась чистой, безгрешной. Высшая стадия такой любви – любовь на расстоянии. Рыцарь мог полюбить даму на основании слухов о ее красоте.
Куртуазная поэзия распространялась трубадурами и труворами (синонимы). Это – провансальские слова, произошедшие от глагола «тробарг» - «искать». Трубадуром мог быть человек из любого сословия – горожанин, феодал или король. Среди трубадуров существовало своеобразное равенство поэзии. Оно усиливалось состязаниями, где ценилось мастерство.
Чаще всего вместе с трубадурами выступали жонглеры.
Поэзия трубадуров различалась по формам: в поисках и разработках новых форм опирались на народную поэзию – нансоны, основным содержанием которых была любовь (страдание как радость, красота возлюбленной – без портретности). Существовал эталон - голубоглазая блондинка. Еще одно клише – природа. О чем бы ни было стихотворение – обязательно будет небо, весна и прочее.
Другие формы:
- «сервента» - (от слова «служить»), для которой образцом была солдатская песня.
- «баллада» - (от слова «balader», начаться).
- «альба» - («рассвет»). Закрепленный мотив – расставание на рассвете влюбленных.
Все эти виды воспевали thin amour – «тонкую любовь». В качестве контраста существовала false amour – «ложная любовь», когда рыцарь испытывает земную любовь к пастушке. Но, к чести рыцаря, ложная любовь никогда не переступает дозволенных граней.
- «пастурелла» - повествование о встрече рыцаря с юной пастушкой. Есть описания внешности пастушки. Пастушка обычно дает не только отпор, но и наставления рыцарю.
- «денсона» - спор поэтов. Такие споры бывали довольно часто. Существовало два течения: темный стиль (непонятность поэтической речи для обычного человека) и ясный стиль (соответственно понятность речи).
Основные деятели:
- Бернар де Вентадор. Мы ничего не знаем об этом человеке, но до нас дошло его поэтическое наследие. В его поэзии основная тема: любовь.
- Бертран де Борн. В «Божественной Комедии» Данте поместил Бертрана в ад; Гейне его упоминает. Де Борн был образцовым рыцарем: воевал, подавлял бунты, участвовал в политических делах, жег альбигойских еретиков. Он был участником похода Симона де Монфора на Каркассон и Монтсегюр. Прославился де Борн своими сервентами. Одна из них посвящена войне. Она начинается с пейзажной зарисовки, потом переходит в описание боя. Можно процитировать следующее: «Я не могу ни есть, ни пить, ни спать, пока не слышу со всех сторон криков «Вперед!», «В атаку!», не слышу ржания лошадей, криков умирающих, напоровшихся на колья рва». Вторая его сервента посвящена уникальной теме: ненависти к крестьянам, простонародью, с которыми вынужден вести дела. Обычно аристократическая литература упоминает, что смерды – тоже люди. Здесь же совершенно откровенная ненависть. Умер де Борн в монастыре.
Вокруг трубадуров стали складываться вторичные произведения: повествования-апокрифы, биографии трубадуров, имеющие мало общего с действительностью.
- Жофре Рюделе. Уникальный персонаж, полюбивший графиню Триполитанскую по слухам о ней. Графиня, узнав, что он приплыл к ней и умирает, пришла к нему, и он скончался в ее объятиях.
- Гийом де Кабестань (Другая история любви). Молодой и прекрасный, он полюбил даму, тоже молодую и прекрасную. Муж, жестокий и злой, узнав об этом, убивает Гийома, вынимает сердце и готовит из него обед. Потом он угощает свою жену этим блюдом. Узнав обо всем, дама выбрасывается из окна. Но, в дальнейшем, церковь каждый год праздновала этот день как день всех влюбленных. Измена не осуждается.
В результате крестового похода против альбигойцев, культура Прованса была разрушена, и многие трубадуры бежали в Италию и Испанию.
Рыцарский роман.
Рыцарский роман сильно отличается от рыцарской поэзии. Это – эпическая литература. Иные и фигуры авторов, среди которых были и женщины (например, графиня де Диа – жалобы на некуртуазное поведение возлюбленного). Поэты-трубадуры не были профессиональными литераторами.
Авторы рыцарских романов были первыми литераторами.
Кристиан де Труа был придворным писателем при дворе Марии Шампанской. Рыцарский роман опирался на уже разработанные основы:
1. Античность («роман об Энее», «роман об Александре»)
2. Фольклор. Большинство французских романов опираются на галльские сказания.
3. Христианская образность (Роман о чаше Грааля)
Отсюда возникает особый мир – мир рыцарей.
Цикл сказания о короле Артуре. Идеальный король, идеальный рыцарь, которого окружают рыцари (Ланселот, волшебник Мерлин, великаны, город Камелот). То есть, описывается выдуманный мир.
Два основных цикла:
- Артуровский цикл.
- Романы о Тристане и Изольде (суть одна, масса вариаций).
Тристан и Изольда.
Существовало великое множество текстов на этот сюжет. Вероятно, мы имеем дело с текстом, который оформил в ХIХ веке французский ученый Бедье, обработавшим и собравшим текст. Он добавил свою интерпретацию (муки совести).
В основе сюжета – преступная любовь, нарушающая законы верности и преданности. В куртуазной литературе воспевалась любовь, не связанная с браком.
Сюжет – прежде всего о Тристане, его жизнеописании. Его имя – говорящее. Переводится как «печальный», «грустный». Его мать умирает после рождения. Это сюжет о страдании, жизненных страданий. Он уплывает из родных мест и попадает в Корнуолл (Уэльс, Wales), откуда родом его мать, королева Бланшфлор (белый цветок) и его дядя Марк. Тристан поступает к нему на службу, совершает подвиги. Первый его подвиг – победа над великаном-богатырем Мархольдом (архаичный персонаж). Тристан наносит ему смертельную рану в голову, но тот встает, его увозят в Ирландию, где и умирает. Тристан тоже получает рану отравленным оружием, от которой он страдает. Его кладут в ладью, которую пускают по течению. Ладью прибивает к берегам Ирландии. Продолжение истории см. ранее, в уладском цикле.
Роман об Александре – роман об Александре Македонском, которого делают идеальным рыцарем. Основной сюжет – как Александр спускается в стеклянной бочке на дно моря, чтобы посмотреть на тех, кто там обитает и рушит его порты и мосты.
Городская культура средневековья.
Возрождение началось в городах.
Подъем городов началось к ХП веку. Большое влияние оказали крестовые походы. Первый подход был спонтанным и коротким, второй же был тщательно подготовлен.
В средневековье существовало три сословия: работающие (крестьяне, ремесленники, купцы), феодалы (рыцари, бароны, герцоги, графы, короли), духовенство (епископы, архиепископы, монахи). В городах состав населения был очень пестрый. Расцветало товарно-денежные отношения. С точки зрения церкви, ростовщичество не было богоугодным делом. В городах живут люди, которые нарушают закон божий.
Общая система средневековья – вертикальна. Города же – горизонтальны, за счет цехов, гильдий и братств. Цех – это братство. Средневековые карнавалы проводились именно цехами.
В это время люди старались жить как можно ярче, одевая на себя максимально пестрые вещи, стараясь показать всю свою роскошь внешне, так как сами жили в аду (© Й. Хейзинга, «Осень Средневековья»).
Появляются первые часы. До этого ориентировались по церковному бою колоколов.
Городское пространство – пространство свободы. Ремесленники работают на заказ.
Начиная с XIII века, купцы начинают разведку мира, (Марко Поло) привозят редкие товары.
В городе заявляют о себе земные связи. Мир для людей – основная идеология горожан.
Возникает новый вид литературы – городская литература.
Для горожанина важен жизненный факт, а не эпическая поэма. Ведущим жанром становится бытовой анекдот. По-французски он называется «фаблио». В них говорится о простых людях, обладающих хитростью, смекалкой, также часта тема денег.
В Германии эти побасенки называются «шванке» и часто разрастаются в романы. Одна из тем – мотив «Мещанина во дворянстве» Мольера.
Еще одна черта городской литературы – назидательность. Любое произведение заканчивается моралью.
«Роман о Лисе» состоит из 30 частей («ветвей»). Они друг от друга никак не зависят, не связаны общим сюжетом. Он имеет фольклорные источники – сказки о животных. Но животные имеют четкую социальную привязку. Главный герой – лис Ренар (Рейнеке в немецком варианте). Его противник – волк Изенгрим, петух Шанденир, медведь и прочая.
Иногда они выступают как животные, иногда – как люди. Лев – царь, медведь – феодал, волк – рыцарь (мелкий, задирающийся). Фигура лиса – самая сложная. Иногда он – рыцарь, а иногда – горожанин.
Роман о Розе.
Роман о Розе – одно из самых неоднозначных произведений средневековья.
Он состоит из двух частей, отличных друг от друга. Первую часть в 30-х годах XIII века пишет Гийом де Лоррис. Это – куртуазный роман. Роза – символ любви, весь роман – аллегория возвышенной любви. Юноша спит и видит сон, как он попадает в прекрасный сад и хочет сорвать прекрасную розу. Его помощники – Привет и Сострадание, а противники – Стыд, Страх и Отказ. Полчища врагов растут, появляются Зависть, Уныние и Хамство. Юношу заключают в темницу.
Через 40 лет появляется продолжение романа. Второй автор – Жан де Клопинель (Жан де Мен). Он вводит две аллегорические фигуры – Разум и Природу. Разум призывает юношу отказаться от любви к этой розе. Природа тоже дает юноше свои наставления. Она говорит о порче времен, Золотом веке, а также об условности социальных предрассудков. Человек ценен тем, что он – есть.
Кроме того, Жан де Мен разоблачает суеверие. Роман о Розе сильно повлиял на Рабле.
Жан де Мен принадлежал к университетской среде.
Первые университеты стали складываться в крупных городах (Сорбонна). Университеты принадлежат церкви, церковь утверждала учебные планы. Однако университет обладал правом экстрадиции – феодалы не могли напасть на территории университетов. Каждый крупный университет имел свою специализацию на одном предмете. В свою очередь, студенты бродили по всей Европе, кочуя из одного университета в другой. Они назывались вагантами. Они добывали себе пропитание тем, что сочиняли стихотворения и песни на латыни.
В поэзии вагантов очень много анонимных авторов. Ваганты воспевают Венеру и Бахуса. Появляются пародии на куртуазную и рыцарскую литературу.
Среди безымянных поэтов выделяются двое, чьи имена известны: Это Пог Орлеанский (Примас Орлеанский) - почетный титул архиепископа и Архипоэт (сам себя так называл).
Поэзия вагантов однообразна. Самый известный сборник – «Кармина Бурана» (Бернская песнь). Пора веселья – молодость. Об этом первыми задумываются ваганты.
Поэзия вагантов увяла сама собой. Она расцвела с первой половины XII века – начало XIV века. Поэт Рсодбеф (парижский поэт второй половины ХП века). Он называл себя врагом церкви, другом застолья.
Второй поэт – Франсуа Вийон (1431 – после 1463). Дата смерти неизвестна. Учился в Сорбонне, но предпочел свободную жизнь клошара, маргинала (бомжа). Вроде бы он в уличной драке убил человека, и это изменило его жизнь. Он был слишком широк для того, чтобы избрать только одну узкую сферу своей жизни.
Вийон известен своими балладами. Он модернизирует балладу. У трубадуров баллада – танцевальный жанр. Вийон вносит злободневное содержание в балладу.
Мотив быстротечности жизни у Вийона приобретает трагическое звучание. Вийон переживает о краткости человеческого века. «Где прошлогодний снег?».
Человек у Вийона не целен, он расчленен. Очень реалистичны описания насильственной смерти: «Баллада повешенных».
Вийон пользуется очень широким диапазоном языковых средств. Вийон открыл пути для поэзии на народных языках. На него ориентировался один из поэтов плеяды Пьер Ронсар. Его обожали Рабле и Артюр Рембо.