В первой половине XIX века появляется и нечто новое в истории российского предпринимательства, более сложные формы экономической деятельности: акционерные компании, биржи, усложнились кредитные отношения.
1) Особенности акционерной компании состояли в следующем: основной капитал компании подразделяется на равновеликие доли, владельцы которых могут быть совершенно не связаны друг с другом. В 1805 году был опубликован указ, провозглашающий ограниченную ответственность акционеров.. Манифест "О дарованных купечеству новых выгодах" (1807) предлагал вести внешнюю торговлю в виде "товариществ", к созданию которых, впрочем, купцы не принуждались. Устанавливалось два рода купеческих товариществ: полное и "на вере". Полное предполагало участие в компании со всем своим имуществом, поэтому участник одного торгового дома не мог быть участником другого. Товарищества "на вере" помимо основных "товарищей" принимали и других вкладчиков. Участие в акционерных компаниях дворян было как бы прямо не связано с торгово-промышленной деятельностью и не роняло их достоинства, а их капитал начинал не только тратиться, но и работать.
В начале 30-х годов в процессе кодификации российских законов было предусмотрено два вида капиталистических объединений: торговый дом и акционерная компания.
Возникшее в 1827 году Первое страховое от огня общество имело "самый блистательный успех" из всех акционерных обществ. Его судьба оказала серьезное воздействие на весь ход акционерного учредительства в России.
2) Далеко не все вкладчики могли организовать собственное дело, но принять участие в акционерных компаниях в принципе оказывалось возможным для всех. Предприниматели получали, наконец, возможность более свободно пользоваться капиталом.
В 1836 году был принят акционерный закон, в котором были созданы минимально необходимые правовые нормы для развития в стране акционерного предпринимательства.. Возможность обхода общего закона заключалась в самой природе устава - подзаконного акта. От таких обстоятельств выигрывала только бюрократия и портились нравы, а российских предпринимателей обвиняли в бесчестности и обмане, неумении законно вести свои дела. К 1859 году в России было 94 акционерных компаний, но в этом отношении она отставала от стран Запада: во Франции была 131, а в Германии 415 таких компаний.
3) В целом правительство активно вмешивалось в акционерную деятельность. Оно хотело держать под контролем процесс промышленного развития страны, чтобы не утратить возможность направлять капиталы по более целесообразным, с точки зрения центральной власти, каналам. Только во второй половине XIX века значительная доля капиталов акционерных товариществ стала направляться в банки.
4) Кредитные учреждения в России в I половине XIX века были призваны, как и в XVIII веке, обслуживать прежде всего государство и дворянство, а не предпринимателей. Банки были преимущественно государственные. Возможность получения денег из казенных банков под невысокие проценты и на длительные сроки позволяла помещикам сохранять феодальные отношения в сельском хозяйстве и промышленности. Коммерческий кредит был развит слабо, но больше, чем в XVIII веке. Так были созданы учетные конторы в Петербурге, Москве и портовых городах, выдававшие купцам ссуды под залог экспортных товаров. В 1817 году, учитывая потребности страны в кредите для развития промышленности, вместо учетных контор был создан Государственный Коммерческий банк. Самодержавие еще в предреформенные годы пыталось связать воедино интересы дворянства и крупной буржуазии. В больших городах возникали и частные банки.
5) Стремление нарядить в казенный мундир частный банкирский промысел наиболее ярко проявилось в деятельности контор придворных банкиров в России в I половине XIX века. Павел I в 1798 году создал "Контору придворных банкиров и комиссионеров Воута, Велио, Ралля и К°". Эта контора подчинялась непосредственно государственному казначею, контролером от казны был коллежский советник А. И. Васильев. Сначала придворным банкирам было запрещено даже иметь свои собственные финансовые дела, но потом разрешили -чтобы они имели вес в финансовом мире. Впоследствии придворные банкиры были или сами из купцов, или родством связаны с ними. В 1801 году вышел указ: "...брать векселя у кого для пользы казны за выгодное признает". Была подорвана монополия конторы придворных банкиров на осуществление всех заграничных платежей. К 1808 году произошло значительное уменьшение роли придворных банкиров во внешних расчетах казны. В 1811 году контора придворных банкиров была закрыта, но институт придворных банкиров сохранился. С 1812 года восходит звезда банкирского дома Штиглицев: А. Штиглиц занимал положение придворного банкира вплоть до середины XIX века и стал первым директором учрежденного в 1860 году Государственного банка.