Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тураускае княства у 10- сярэдзіне 13 ст. Адносіны з Кіевам. Тураускі князь Юрый Яраслававіч. Сацыяльна- эканамічнае развіццё.




Туров впервые упамін.в 980 году. В 988 - Владимир отдал Туров Светаполку. Туровскае княжество было в залежнасті от Киева. Туров имел широкие торговые связи с Киевом, Полу-ночным Прычарнамор'ем, Ближним Востоком, Средней Азией, Прибалтикой и Валынню, был одним из важнейших куль-турна-ремесленных центров. Анализируя западное влияние на развитие Туровского княжества, мы понимаем, почему киевские князья держали на туровском престоле заместителями своих старших сыновей. Так было и во времена Владимира. Заместителем здесь сидел Святополк Владимирович, он должен был, павод-ле замысла отца, проводить в жизнь в Турове паўдневавізантыйскі влияние. Но Святополк, как свидетельствуют летописи, не оправдал спадзяван-ний отца. Женившись на дочери польского короля Болеслава, он сам стал подпадать под западный ўйлыў. Вместе с ней в Туров приехал западный епископ Рэйнберг, который, сблизившись со Святополком, стал подстрекать его выступить против Владимира. Опираясь на туровцев, которые хорошо помнили о независимость Туровской земли от Киева, а также надеясь на военную помощь своего тестя, польского короля Болеслава, Святополк задумал отделиться от Киевщины. Владимир, квед-шыся об враждебные намерения своего старшего сына, нечаянно напал на Святополка, схватил его, его жену и епископа Рэйнберга и всех бросил в темницу. После того как в 1015 г. умер Владимир, Святополк, как старший в роде получил право занять киевский великокняжеский престол. Дело кончилось тем, что братья во главе с Ярославом победили Святополка. Он покинул Русь и погиб где-то на чужбине. В 1158 г. Тураускі прэстол заняу Юрий Ярославович, внук Святослава. Он не просто палучыу Турау в дар, а узяу его под свою опеку. Кіеу не згадіуся с этим решением и хацеу решить этот вапрос. А оказалось, что Юрий - достаточно мудрая фигура. Князь арганізавау укрэпленне стен города и запасы. Маленький Турау выдержау тяжолую асаду с в главе ix, а нападаюшчые были одеваться ни с чем. В XII в. Туровская земля вместе с Киевом переходила то к суздальских, то к волынских князей. Только во второй половине XII в. там установилась самостоятельная княжеская династия. С 1019-1042 Тураускае княжества знак.под властью Ярославом Мудрым. Особенности Тур.княжества: наличие посадника, наличие тысяцкага, вече. Отличие Полоцкого княжества от Туровского: в Турове был посадника, тысяцкого кіравау дружиной, также существовало вече.Экономическую основу власти князеу и баярау составляла собственность на землю. Существовали различные формы феодального землевладения: вотчинное — вало-данне землей, усадьбой и крестьянами с правом продажи земли, раздела ее и передачи в наследство; памеснае — передача крупным феодалам земли во временное пользование за службу без права наследования. Крупными феодалами-собственниками были церковь и монастыри.. Успехи, достигнутые в сельскохозяйственном производстве, создали объективные экономические предпосылки для отделения ремесла и торговли от земледелия. Местом концентрации этих видов хозяйства являлись города.

8. Знешняя небяспека для беларускіх зямель у першай палове 13 ст. Барацьба з крыжацкай агрэсіяй і мангола-татарскай пагрозай.

Северо-западными соседями Полоцкой земли с давних времен были многочисленные прибалтийские племена - ятвяги, литовцы, аўкштайты, земгалы, ливы и др. Славяне столкнулись с ними еще в VI — VII вв. н. э.На территории латгалаў, в нижнем течении Западной Двины, в XII -XIII вв. существовали два небольших княжества — Кукенойс и Герцике. Кукенойс располагался на правом берегу Западной Двины в ее истоках притока Персе. Как упоминается в "Хронике Ливонии" в 1205 г., когда там княжил Вячка. В Герцике, вторым важным укрепленному пункту, в начале ХШ в. княжил Всеволод. С давних времен Русь поддерживала политические и торговые связи со многими странами Европы, в том числе и с Германией. Правители Руси и Германии обменивались посольствами; русские купцы торговали в немецких городах, немецкие часто бывали в Новгороде, Киеве, Смоленске, Луцке, Полоцке. В начале XIII в. эти мирные отношения нарушились. Летописцы в разных городах засвидетельствовали тревожные сведения: немецкие рыцари высадились в истоках Западной Двины и основали здесь крепость Ригу (1201), которая стала оплотом немецкой агрессии в землю балтов. Вскоре датчане напали на эстонское побережье, разрушили древнюю крепость Калывань (Таллинн) и основали свою - Ревель. С конца XII в. начинается активная христианская пропаганда каталіцкай церкви в регионе. Католический монах Мейнард в 1184 г. получил разрешение от князя Владимира Полоцкого, который поначалу не видел в этом большой угрозы,на миссионерскую деятельность в устье Западной Двины, на землях ливов. Папа римский Целестин III санкционировал проведение колонизации и “первый паўночны крестовый поход” против язычников в восточной Прибалтике (1198 г.). После этого епископ Бертольд вместе с крестоносцами высадился в устье Двины. Крестоносцами называют особым представителей военно-монашеских католических орденов, которые возникли в Западной Европе во время проведения крестовых походов в XII – XIII вв. в Палестину, а потом и в другие земли, населенные нехрысціянами или христианами некатолическим вероисповедания. Официальной целью их деятельности было распространение христианства католического образца путем войны. Крестоносцы имели организацию, которая совмещала церковную и военную иерархию, – орден. В 1201 г. по инициативе католического епископа Альберта в устье Западной Двины, на землях племени ливов, возникает крепость Рига. Для защиты каталіцкага духовенства епископ Альберт в 1202 г. основал крыжацкі Орден мечанос обучающихся. Рыцари ордена при поддержке католической церкви проводили хрысціянізацыю жителей Прибалтики, захватывали земли ливов, куршей,сел, латгалаў и абкладалі данью населения. Такая политика Ордена вызвало сопротивление со стороны полоцких князей., которые до сих пор контролировали земли ливов и латгалаў. Между Орденом и полацкими князьями начались вооруженные стычки. Полочане во главе с Владимиром Полацкім сделали безуспешные походы на каменные тевтонские замки около Риги Ікскуль и Гольм в 1203 и 1206 гг. Ваеннная деятельность крестоносцев была более успешной: ими были захвачены вассальные княжества Полоцка Кукейнос в 1208 г. И Герцике в 1209 г. Сил полочан и отдельных балтских племен оказалось недостаточно для баборьбы с крестоносцами. Поэтому в 1216 г. происходила подготовка совместного полацко-смоленско-литовского похода на Орден меченосцев. Однако он не состоялся, поскольку князь Владимир неожиданно умер.В течение первой четверти XIII в. вся территория современных Латвии и Эстоніі была подчинена Ордену меченосцев и Рижскому арцыбіскупству которые образовали там федеративное государство. Полоцкое княжество потеряло все свои владения в Нижнем Подвиньи. В дальнейшем происходили частые войны между Орденом и Полоцким княствам; крестоносцы совершали периодические набеги на Полоцкую землю, а также земли соседних славянских государств (Новгород, Псков).В 1230 г. на территории Пруссии начинает действовать крыжацкі Тевтонский орден. Его усилиями были завоеваны и насильно крещен местные балтские племена пруссов и создана отдельная крыжацкая государство.В 1237 г. Орден меченосцев присоединились к Тевтонскому ордену в качестве автономной единицы под названием Ливонский орден. В середине XIII в. в раннефеодальных княжеств на землях Беларуси появляется новый внешнеполитический противник – монголо-татары – кочевые племена из Центральной Азии. В первой половине XIII в. сформировалась госугосударство монголо-татар, которая проводила активную заваеўніцкую политику и подчинила своей власти территории Китая, частично Сибири и Дальнего Востока, Центральной Азии, Ирана, Урала,Кавказа, Поволжья. В степной зоне Евразийского континента начались большие миграции, спровоцированные агрессией монголо-татарских союзов племен. В 1238 г. монголо-татары во главе с ханам Бату подчинили Владимира-Суздальскія и Смоленские земли, в 1239 –1241 гг. во время походов на Киев, Волынь и Польшу ними были сожжены Гомель,Туров, Мозырь, Пинск, Брест. Однако попытка монголо-татар прорваться в центральные земли Беларуси в 1242 и 1249 гг. закончились неудачей. В начале 40-х гг. XIII в. в Поволжье была образована монголо-татарское государство – Золотая Орда. Земли современной России и Украины стали зависимыми от нее и вынуждены были выплачивать дань. Несмотря на частые опустошительные набеги, на протяжении всего XIII в. монголо-татарам не удалось установить свою власть на белорусских землях. Борьба славянских княжеств против монголо-татар ускорило процесс их объединения в единое государство. Таким образом, в первой половине XIII в. раннефеадальныя княжества на территории Беларуси оказались под угрозой агрессии со стороны двузначных внешнеполитических противников – крестоносцев и монголо-татар.

9. Язычніцкія вераванні. Вынікі і значэнне Увядзенне хрысціянства на беларускіх землях.

Духовная и культурная жизнь наших предков тесно связана со старинными верованиями и культами. Сведения, собранные этнографами, историками, фольклористами и другими исследователями культуры Беларуси, позволяют под слоем поздних христианских представлений отыскать остатки языческого мировоззрения и магически-обрядовой практики. Язычество — чрезвычайно многогранная и разветвленная религия. Она включает в себя различные представления, идеологические наслоения разных исторических эпох. Для далекого нашего предка молния означало гнев Перуна, набрыньвалі котики на вербе — богиня весны взялась за дело. Камни под сохой посеял черт, в доме хозяйничал домовой. Вокруг человека действовали силы, с которыми можно было жить в согласии, но которых надо было слушаться, соблюдать табу, чтобы не нарушать согласие с навакйльным миром.С принятием христианства умственный, духовный, религиозный состояние общества претерпело существенные изменения. В отличие от Римской империи, христианство на Древнюю Русь пришло в готовом виде, со Старым и Новым Заветами, культами Христа и Богородицы, со ста-раславянскай языком, принесенной первыми миссионерами из Византии. В славянском обществе христианство налаживалась сверху — от элиты к народу, и эта противоположность религиозных спадзя-ванняў стала существенной.Христианство Восточной Римской империи (как и Западной) к сваям-го утверждения в роли государственной религии вело длительную борьбу с язычеством, победило его и закрепило свою нелегкую победу тем, что занесло всех языческих богов в "дьявольские списки". Христианство на Киевскую Русь пришло из Византии. Первая церковь была построена в Киеве, очевидно, еще в IX в. Современница Византийского императора Канстанціяа Барвянароднага — русская княгиня Ольга — приняла христианство. А ее внук Владимир Святославич в 988 - 989 гг. начал крещение Руси. Чем так сильно пленила христианство пламенную языческую душу князя Владимира, понять не просто. Но, приняв христианство, Владимир стал крестить киевский народ и прежде всего уничтожил языческих богов — Даждьбога, Стрыбога, Сімаргла, Макошу, Перуна. По его приказу Перуна привязали к конского хвоста, потащили к Днепру, и слуги князя по дороге били его кнутами. Потом верховного ббга сбросили в реку. Люди, которые верили в свайто бога, плакали, бежали за ним. Вопреки ожиданиям магов, гром не грянул, молнии в Киев не ударили. Князь Владимир остался жив и был здоров многие годы. Однако, чтобы народ молчал, князь перед крещением объявил: кто не придет к Днепру - враг ему, Владимиру. Спорить с князем посмели немногие. Те же, кто не посмел, пришли утром до днепровского берега и по знаку прибывшего вместе с Владимиром митрополита и под угрозой кнутов княжеской дружины вошли в воду по шею. Вышли из воды, получили крестик — и стали христианами. В Киеве крестить народ было не очень сложно. Киев издавна находился в тесных отношениях с Константинополем, и христианство с его храмами и церемониями для многих киевлян диковинкой не представлялось. Про кровавое крещение туровцев свидетельствует легенда о красных камнях, которые якобы приплыли по реке в город, в чем бесспорно слышится память о резне, которую обрушил на местных язычников Доброта. Позже, как сообщает леталіс, люди говорили, что Пуцята крестил огнем, а Добрыня — мечом. 'О том, как распространялось христианство в Полоцкой земле, мы также имеем некоторые сведения. Приняв крещение, в тот же город Владимир вспомнил о своей утратившим одолжение жене — Рогнеде. Он прислал в Изяслав, где жила Рогнеда, своих послов, которые передали ей такие слова князя: "Теперь, крещен, я должен иметь одну жену, которую взял, хрысціянку, а ты выбери себе мужа из моих бояр, кого пажа-даешь". Рогнеда ответила, что она до сих пор княгиня 1 не хочет сделаться нявольніцай, но хочет быть невестой Христа и принять ангельский образ под именем Анастасии. Для манахші-княгини был построен монастырь, в котором она прожила несколько лет до своей смерти в 1000 г.Когда появились первые христиане в Полоцкой земле, сказать трудно. По преданию, уже в IX в. здесь были христиане. Таким образом, создавалось то двухвер'е, которое существовало на территории Беларуси с давних времен и позволяла сверхлегкий-вянскаму язычніцтву мирно уживаться с восточным и западным христианством. 1 сегодня в памяти народа живут различные мифологические представления о происхождении живой и неживой при-роды (существование "того мира", праздников-ковка Дедов, Радуницы), апавядаюцца истории про русалок, леших, чертей, ведьм. Существуют разнообразные заговоры, проклятия, "защитные" действия от стихийных невзгод, соци-альные катаклизмов. Продолжается традиция уважительного отношения к огню, в фольклоре ўслаўляюцца солнце, месяц, звезды, деревья, реки и т. д. Сохраняются некоторые обряды - гуканне вясны, купол-ле, волочебничество, юрьевские и троицкие обычаи. Но уже все они потеряли свою магическую силу.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1740 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2215 - | 2158 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.