Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Усходнеславянскія саюзы плямён ( крывічы- палачане, дрыгавічы, радзімічы).




Балты і славяне у 6-8 ст. Паселішчы на тэрыторыі Белпрусі. Гаспадарка. Гандаль. Рамёствы. Жыцце і заняткі. Вераванні старажытных балтау і славян.

В начале раннего средневековья в письменных источниках появляются точные сообщения о славян. Тогда у них распадался родовой строй. С 6 в. славяне расселились на территории Южной, средней и Восточной Европы. Потом они разделились на 3 большие группы: западные, восточные,южные. О пребывание и расселение славян на территории Беларуси в 5-8 в. отсутствуют. Основными данными для исследований является археологические источники. В сер. 1 –го тыс. н.э. в жизни населения средней и северной Беларуси происходят значительные изменения, которые произошли в материальной культуре. Культура штриховать керамики и днепро-двинская культура меняется банцеровской культурой. В днепровском басеене Понеманье обнаружено несколько десятков поселений 5-8 вв. На первой стадии существования данной культуры (5-6 вв.) население проживало только в селениях, расположенных по берегам рек и озер. Селения 2-го хронологического периода возникают в непосредственной близости к ранних городищ культур штриховать керамики и днепро-двинской культуры. Известный похоронах банцеровской культуры в грунтовых и курганных могильниках. Инвентарь погребений беден (стеклянные бусы, орнаментированные костяные изделия и т. д.). Как показывают раскопки ведущими отраслями хозяйства были землыробства и животноводство. Вспомогательную роль в обеспечении населения продовольствием играли охота и рыболовство. Были развиты домашние ремесла, черные и цветная металлургия, гончарство, прядение, ткачество, обработка шкур, дерева. Этнический состав населения 5-8 вв. в центральной и северной Беларуси окончательно не определены. Археологические материалы позволяют предполагать, что в формировании банцеровской культуры участвовали балтские и славянские племена.Вторая культура получила название – колочинская культура.Территория ее включает поречье Днепра и Сожа, верховья Сулы и басеен нижней Припяти. Памятники культуры – курганные и грунтовые могильники, городища. Городища укреплены валами и рвами. Поселения располагались у воды. Похоронный обряд – трупаспаленне. Колочинская культура датируется 5-8 вв.Исследователи считают культуру балто-славянской.Т. ч. в 5-8 вв. территорию Беларуси занимали племена восточных балтов, в массив которых проникали славяне. Только в 6-8 вв. на юго-западе Беларуси поселились племена древних славян.

Усходнеславянскія саюзы плямён (крывічы- палачане, дрыгавічы, радзімічы).

В результате славяно-балтского синтеза в VIII - Х вв. возникли восточные общества. Это - дреговичи, радимичи, кривичи.Дреговичи занимали большую часткў Южной и значительную часть Средней Беларуси. В "Повести временных лет" отмечается, что они жили между Припятью и Западной Двиной. В их культуре преобладали славянские элементы. Речь была славянской. Однако в их тогдашней культуры зафиксирован и балтские элементы — спиральные перстни, змеегаловыя браслеты, подковообразные пряжки. Кбалтских истоков относится обычай захоронения покойников в деревянных гробах-теремов.Смешанное происхождение дреговичей в результате славяно-балтского синтеза зафиксировано и в названии этого сообщества. Корень ее, видимо, балтский. В литовском языке есть много слов с этим.Позже к бывшей основы было дададзона славянское "-ичи". А также от имени Дрыгавін. 3 географической особенностью территории дреговичей связано и происхождение слова "трясина" в русском языке, что в переводе на русский означает "тряснна".Радимичи, по сведениям из "Повести временных лет", занимали земли между Днепром и Десной. Основной ареал их расселения - бассейн р. Сож. Как и дреговичи, радимичи сформировались в результате смешения славянского и балтского населения^ ассимиляции последнего. В куль-туре преобладали славянские элементы. Язык был славянский. Вместе с тем в археологических памятниках отмечены и балтские элементы:шейные гривны, браслеты со стилизованными змеиными головами, лучевые пряжки.Летописная легенда о происхождении радимичей от мифической личности Радима отражает, на наш взгляд, скорее всего библейский света-взгляд автора этой легенды, чем существование настоящего человека. Здесь мы встречаемся с примером мифотворчества. По мнению ряда авторов (Н.Пилипенко, Г. Хабургаеў), термин "радимичи" обнаруживает близость с балтским термином "пребывание".Кривичи занимали север Беларуси и соседние районы Подвинья и По-дняпроўя (Псковщину и Смоленщину). Они жили в верховьях рек -Западной Двины, Днепра и Ловато - и были наиболее многочисленным восточнославянским населением. Культура кривичей делилась на две большие группы: полоцко-смоленскую и псковскую.В этническом облике преобладали славянские черты. Язык был сверхлегкий-вянскай. К балтских элементов в культуре кривичей нужно отнестибраслеты со змеиными головами, спиральные перстни, гривны балтского типа и т. д.Что до названия "кривичи", то существует несколько гипотез. Одни ученые (историк В. Ластовский) выводят название "кривичи" от слова "кровь";тогда ее можно понимать как "родственники по крови", "кровные". Известный историк С. М.Соловьев утверждал, что название "кривичи" связано с характером местности, которую занимало это сообщество. Большая группа ученых утверждают, что в названии "кривичи" сохранилось имя языческого першасвяшчэнніка Криво-Крывейты.Таким образом, сведения археологии, языковедения, антропологии свидетельствуют о том, что раннесярэдневяковыя этнические общности дреговичей, радимичей, кривичей сформировались в результате смешения, синтеза славянских и балтских групп населения. В их культуре и языке переплелись славянские и балтские элементы с преобладанием славянских рис. Именно кривичи, дреговичи, радимичи, а не следующие этнические сообщества удерживали в себе балтский субстрат.Дреговичи, кривичи, радимичи являлись территориальными куль-турна-этническими сообществами и не сформировались в народности. Они представляли собой не племена, как в раннем железном веке, а протанароднасці ("народцы") и одновременно начальные государственные образования, или протадзяржавы.Дреговичи, кривичи-полочане, радимичи постепенно втягивались в процесс формирования белорусской народности. Причем нужно отметить, что между славянами и балтами имели место и мирное сосуществование, и военные столкновения, и асіміляцыйныя процессы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2254 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2356 - | 2039 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.