Царква і рэлігія на бел.землях у канцы 15- першай палове 16 ст. Рэлегійная талерантнасць. Асаблівасці развіцця духоунай культуры. Архітэктура. Мастацтва. Літаратура. Рэнесанс. Мікола Гусоускі. Францыск Скарына.
ПаЧынаюы с 14 в. белорусская культура сыграла важную роль в культурном жыцци ВКЛ.При этом белорусская культура узникла и развивалася на древних уходнеславянских традициях..На ее развицце значительно пауплывали перадрэнесансныя и ренессансные идэи.В вынику культура белорусского народа в сярэдзине 13-сер.17 в. приобрела арыгинальныя черты,национальную самобытность и достигла наивысшего подъема.Прошли известные изменения в развицци ремесленного вытворасци.Вместе с разнастайными вырабами,якия были связаны с апрацоукай метала,дерева,ткачеством,ювелирным мастерством,на Беларуси в 16 в. зъяуляецца вытворасць стекла,бумаги,книгадрукарства.Духоуная творасць отразилась в развицци фольклора,песенном,музыкальном искусстве.в 13-17 в. дальнейшее развицце атрымалавуснапаэтыная народная творасць.Узникае и новый этнины жанр-гистарычныя песни и паданни,обрядовая паэзия.Обрядовая паэзия,колядование,купальския хороводы-где удзельниками праздников были скамарохи.Выступленни скамарохау садзейничали узникненню ляленага театра-батлейки. В 15-16 веке. на Беларуси склалися пэуныя предпосылки для развицця культуры Возрождения. Тытаничнай фигурой эпохи Возрождения был Ф. Скорина-ученый,письменник,гуманист и асветник,который аказау значительное воздействие на развицце бел.культуры,дау бел.народу печатную книгу на его родном языке. Он в Праге перевел и издал "Псалтырь" и 22 книги Ветхого завета Библии. В 1522 г. он переехал в Вильнюс, где основал первую типографию, из которой вышли "Малая проезжая книжица" (1522 г.) и "Апостол" (1525 г.). Это были первые книги, выпущенные в первой типографии, основанной на территории Беларуси. Книги Скорины адресовались прежде всего светскому читателю. Скарынавы книги представляют исключительную съели яву как.по количеству находящихся в них гравюр, так и по исключительной техники исполнения. Всех иллюстраций 51. Это гравюры, портреты, сюжетно-тематические композиции. Книги Скорины широко распространялись в Европе и имели влияние на читателей во многих странах мира. Продолжателем культурно-просветительских традиций Скорины стал Сымон Будный — церковный, общественно-политический деятель. В 1562 г. в Несвиже он создал типографию, в которой была издана знаменитая работа Будного «Катехизис» - первая беларускамоуная книга на территории Беларуси.В 70 — 80-е гг. XVI в. начал переводить и печатать на белорусском языке «Евангелие» Василий Тяпинский. В предисловии к этой работе Тяпинский отмечает, что белорусский народ имеет давние и богатые культурные традиции, которые постепенно теряются из следующего католической и польской экспансии. Вину за это он возлагал на господ, духовенства, которые не заботились о развитии национальной культуры, расширении образования на родном языке.Значительное место в гисторыи культуры занимала архитэктура.Был создан зусим новый стиль-русская готика,образцами которой стали церкви оборонительного характера в Заслауи.Во второй половине 16 в. упали зъяуляцца культовые постройки в стыли ренессанса(каталицки костел в Нясвижы).С конца 16 в. вводятся борочныя помники(езуицки костел в Нясвижы).В выяуленым искусстве расширяются иканапис,фрэски,дэкаратыуная скульптура дворца и культовых пабудоу.