Аристотель родился в 384 г до н э. г. Стагира.
Ученик Платона - Платоник(Аристотель)
В 17 лет был отдан в платоновскую академию. Преподает в этой академии до 348г, преподавал риторику. Постепенно он выработал свою собственную философскую концепцию. После смерти Платона в 347 г до н э Аристотель покинул Афины и жил в других греческих городах, по приглашению царя Македонии Филиппа в течении трех лет обучал полит. И фил. Наукам его сына А. Македонского. В 335 г до н э мыслитель вернулся в Афины и создал свою философскую школу в афинском Лике(или Лицей -общественное здание в Афинах). Ликей стал более популярным, чем Академия Платона. Однако после смерти А. Македонского в 323 г до н э. Аристотель был вынужден покинуть Афины из- за острой идейной борьбы с антимакедонской партией. Он поселился на острове Эвбея, где и умер в 322 г до н э. По природе все движется, меняется.
По Аристотелю бытие природное.
Все переходит от одного к другому. Должно быть объяснение почему так?(нужно указать на причины)
До нас дошли почти все труды Аристотеля одна из них – Метафизика- учение о причинах и началах..
1-ая глава Метафизики.
1) Сущность(формальная причина)
В книгах по Аристотелю форма вещи, то что есть в действительности
Движение переход возможного в действительность(когда что- то объясняю- причина)
Указывая на предмет, говорим о действии(говоря о энергии)
Пример- действующие города присутствуют, когда города еще нет.(может предшествовать до создания чего – то)
2) Материальная причина. Форма как определение и знание.
Материя- то из чего. Все делается из подлежащего.Материя –субстрат. Это нечто абстрактное т е материал. Материя всегда конкретна Любая материя может стать чем угодно.
3) Причина движения.
Действующая или производящая причина, раскрывающая источник движения и превращения возможности в действительность.
Созидательность, творческая причина. Пример, наша причина движения- создание родителей, мы есть продолжение родителей. В искусстве есть некий разрыв.
4) Целевая причина. Все существует ради чего-то. Существует ради блага. По Аристотелю блага нет- для каждого благо собственное.
Благо- это реализация своей формы.
"Обусловленность через цель происходит не только среди "поступков, определяемых мыслью", но и среди "вещей, возникающих естественным путем"Аристотель.
Аристотель имеет в виду осуществление некоего целенаправленного процесса и называют его "энтелехией", стремлением к своему благу как осуществление конкретной потенции (возможности).Это - целевая причина: "Обусловленность через цель происходит не только среди "поступков, определяемых мыслью", но и среди "вещей, возникающих естественным путем".
Все 4 причины, по Аристотелю, извечны, материальная причина не сводима к другим, а формально, движущая и целевая причины фактически сводятся к одной и таковой триединой причиной у Аристотеля оказывается бог. Но бог Аристотеля - исключительно философский бог, это божественное мышление, деятельностный разум, самодовлеющее, само на себя замкнутое мышление, это некий духовный Абсолют - " разум, который мыслит сам себя, и мысль его есть мышление о мышлении".
Когда говорится о материи и форме, часто встречается кюлиморфизм (т е они не отдельны друг от друга) по Аристотелю так и есть. Разделение у него не имеет отношения к бытию предмета.В нашем же мышление существует разделение. В самом бытие сущности нет 4-ех аспектов.
Философия Аристотеля завершает тот период античной философии, который нередко именуется "философией классической Греции" и которая является основой всей европейской философии. История античной философии продолжается в эллинистический и римский периоды, занявшие в общей сложности 8 столетий.
Билет 12.