Образ, отражающий только среду существования, не может вызвать определенной деятельности уже хотя бы потому, что предметы и условия всевозможных деятельностей представлены в нем как равнозначные. Не объективные свойства вещи, а актуальное состояние потребностей делает ее в некоторый момент необходимой субъекту. Именно эмоциональная окраска предметов и воздействий нарушает их равенство перед субъектом, побуждая его к определенным действиям. Эмоции служат посредником, связующим звеном между потребностями живого существа и деятельностью по их удовлетворению.
В теоретическом анализе проблемы эмоций часто подчеркивается связь эмоциональных явлений с потребностями субъекта. Эмоции рассматриваются в качестве посредника, презентирующего объективную нужду организма на уровень психики. «Выступая в качестве проявления потребности, в качестве конкретной психической формы ее существования, - пишет С.Л. Рубинштейн, - эмоция выражает активную сторону потребности». «Эмоции и чувства – это переживания соответствия или несоответствия предметов или явлений действительности потребностям людей и требованиям общества» (Благонадежна).
Эмоциональные переживания оценивают или выражают отношение субъекта к тому, что им отражается, именно с точки зрения его потребностей, «руководясь, - как пишет Анохин, - самым древним и универсальным критерием всего живого – стремление выжить». Но кроме отношений к восприятию, заключающегося в оценке полезности – вредности отражаемого, эмоции необходимо должны иметь отношение к действию, приближающему к полезному или удаляющему от вредного. Эмоции должны содержать побуждение к тому, что способствует их удовлетворению. «Поскольку это так, - пишет Рубинштейн, - эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно, так же как влечение всегда более или менее эмоционально».
Две основные тенденции, одна подчеркивает обусловленность эмоций фактом актуализации потребностей, другая - протеканием процесса их удовлетворения.
Эмоции, сигнализируя об обострении некоторой потребности и указывая отвечающий этой потребности предмет, является первым необходимым условием деятельности, предшествуют ей, определяют преследуемую ею цель.
Столь же верным является утверждение, что эмоции, наоборот, возникают в деятельности, зависят от нее, определяются особенностями ее протекания.
Существуют первичные, непосредственные эмоциональные переживания, и вторичные, производные, возникающие в результате определенного развития первичных в эмоциональном процессе, например, вследствие их «переключения» на свою причину.
В процессе удовлетворения потребностей субъекта эмоциональные явления распадаются, прежде всего, на две фундаментальные группы. Одну из них составляют переживания, окрашивающие в образе среды сами предметы потребностей и превращающие из тем самым в мотивы. Для возникновения этих переживаний достаточно обострения некоторых потребности и наличия отвечающего ей предмета. Они в значительной степени определяют и направленность эмоциональной жизни; подчеркивая это, будем называть их ведущими эмоциональными переживаниями, или побуждениями.
Ко второй группе эмоциональных явлений относятся те, которые возникают уже при наличии ведущего побуждения, т.е. в процессе деятельности, и выражают определенное отношение субъекта к отдельным условиям, к конкретным достижениям в ней и д. Подчеркивая обусловленность этих эмоциональных переживаний ведущими, будем называть их производными.
Таким образом, специфическую черту производных эмоций составляет также их универсальность, т.е. независимость от специфики потребности, соответствие деятельности вообще.