Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вопрос 49. Нормы права и нормы морали.




Термины «мораль» и «нравственность» употребляются в основном в одном значении - как слова-синонимы. Тем более они равнозначны в прикладном аспекте (в плане задач юридической науки). Хотя некоторые специалисты в области этики (науки о морали) различия здесь усматривают. Гегель также разделял мораль и нравственность, называя право, мораль и нравственность тремя последовательными ступенями в развитии объективного духа. В то же время латинское «mores» означает не что иное, как «нравы».

В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания (моральное сознание), отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и совести, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.

Компонентами морального сознания выступают такие чувства, как долг, честь, достоинство, совесть, любовь. Именно они формируют и определяют систему моральных правил, которыми человек постоянно руководствуется.

Право и мораль – основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

Общие черты (свойства):

o принадлежат к социальным нормам, обладают общим свойством нор­мативности и являются основными регуляторами поведения;

o имеют общую цель – согласование интересов личности и общества, развитие и возвышение личности, защита прав человека, поддержание общественного порядка;

o требования их во многом совпадают, т.к. они адресованы одним и тем же субъектам и имеют один объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме);

o базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

o выступают мерой свободы индивида, определяют границы дозволенного и возможного в регулируемой ими ситуации поведения, способствуют выражению и гармонизации личных и общественных интересов;

o являются фундаментальными общеисторическими ценностями, входят в содержание культуры общества, показывают уровень социального прогресса.

Различия сводятся к следующему:

o возникли на разных этапах развития человеческого общества: мораль формируется ранее права, правового сознания и государствен­ной организации общества (появляется вместе с обществом), а право – с государством;

o имеют различные сферы действия: мораль, с одной стороны, представляет собой сферу межличностного общения, а с другой, является универсальной, т.к. может служить критерием отношений в других сферах (экономики, политики и даже права), воздействует на внутренний мир человека; право не может вторгаться в сферу чувств, эмоций, а регулирует этически нейтральные моменты;

o различаются по способам формирования, установления, распространения и действия: мораль носит негосударственный (неофициальный) характер, возникает и развивается спонтанно в процессе человеческой деятельности, санкционируется и признается самими участниками социального общения, действует через формирование внутренних установок, мотивов, ценностей и т.п., распространяется постепенно по мере осознания ее полезности членами общества; право создается или санкционируется государством, выражает государственную волю, выступает государственным регулятором, реализуется через механизм правового регулирования;

o в пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система, мораль же в этом смысле разнородна: в обществе мо­жет действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов), при этом в любом обществе су­ществует система общепринятых моральных взглядов (так называемая гос­подствующая мораль);

o различаются по форме их выражения и фиксации: мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования (в этом плане даже трудно различить мораль как форму об­щественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор); право имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права), при этом достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом;

o с точки зрения внутренней организации та или иная моральная систе­ма, будучи относительно целостным нормативным образованием, не облада­ет такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права;

o различаются по характеру и способам их воздействия на сознание людей, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека: мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, совести, долга и т.п., уровень требований значительно выше у морали; право регулирует взаимоотношения между субъектами с т.з. их юридических прав и обязанностей (правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого);

o различаются по средствам и методам обеспечения реа­лизации своих норм: нормы морали гаранти­руются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали; право обеспечивается возможнос­тью государственно-принудительной реализации.

Право и мораль взаимодействуют:

o поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений, позитивном влиянии на личность, формировании у граждан должной нравственной и юридической культуры, правосознания, их требования во многом совпадают;

o отдельные моральные правила со временем могут принимать правовую форму (право является формой осуществления господствующей морали);

o мораль осуждает правонарушения (мораль признает противоправное по­ведение безнравственным);

o иногда выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств (право иногда представляют в виде юридически оформленной нравственности);

o сотрудничают в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции (правоприменитель не сможет вынес­ти справедливое решение без опоры на нравственные требования).

Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права, которые заключаются в различии методов регуляции, подходов, критериев при оценке поведения субъектов. Право по своей природе более консервативно, неизбежно отстает от течения жизни, в нем самом немало коллизий. Мораль же более подвижна и динамична, она активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Иногда юридические установления служат для морали ориентиром (отказ от кровной мести).

Между моралью и правом могут возникать конфликты, как для отдельной личности, так и для общества в целом (трансплантация органов, эвтаназия, проблема смертной казни).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 570 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2397 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.