"И увидел я отверстое небо". Апокалипсис, 18-11.
Ещё в 1870 г. И.Е.Репин записал: "Что всего поразительнее на Волге — это пространства. Никакие наши альбомы не вместят непривычного кругозора". (8). Необычность местного восприятия пространства определяется особыми условиями распространения света и переноса изображений в этих местах. В Поволжье возможно и довольно многократное наблюдение "Ложного Солнца", где-то 150-200 дней в году. Лишь невнимательностью наблюдателей и малой контрастностью "изображений" можно объяснить малочисленность подобных наблюдений. (9).
Возникновение особых атмосферных каналов позволяет, вероятно, получить оптическую информацию и о сопряжённых с нашим дальних мирах. Так, С.А.Самаров 10 и 11.06.1989 с 20 час. 10 мин. до 20 час. 20 мин. в 2 км от села Подгоры наблюдал изображение ступенчатой пирамиды. Она была неяркой, как Луна днём, и располагалась на каком-то плоскогорье, круто обрывавшемся вниз. Там была видна долина, пересечённая рекой. Луч зрения был наклонён к плоскости этой долины примерно на угол в 15 град., словно наблюдатель находился на борту самолёта, летящего на высоте 8-10 км.
8 июня 1990 г., в том же месте, С.А.Самаров опять наблюдал этот объект, но более бледный и всего четыре минуты с 20 час. 45 мин. до 20 час. 49 мин. В июне 1991 г. он вновь наблюдал эту пирамиду. В этот раз особенно чётко был виден дым, стекающий по обрыву к далекой роще. (10).
Есть сообщение, что в июле 1955 г. утром, после дождя, на южной оконечности о. Зелёненький, случайные зрители видели огромный собор прямоугольной формы. Казалось, он был сложен из красного кирпича. Строение полностью закрывало противоположный берег. Окна его не осветились. Эта картина была устойчива в течение 5-10 мин, хотя отдельные детали и скрадывались лёгкой дымкой. Затем изображение начало таять (или гаснуть?), что продолжалось в течение ещё 5 минут. Сквозь строение стали слабо проглядывать контуры острова, затем "призрак" полностью исчез.
Некоторые туристы, неоднократно бывавшие в Жигулях, рассказывают, что где-то в горах находится некий загадочный храм. Это огромный купол, украшенный множеством больших и маленьких башенок. Купол покрыт ползучими растениями и небольшими деревьями. Они растут прямо в трещинах стен. Это строение очень тяжело. Колоссальная громада здания невероятно давит на почву, делая её влажной даже в самую сильную жару. Некоторые счастливчики наблюдали купол несколько раз, но совершенно случайно, а специальный его поиск результатов не дал.
Описание этого загадочного купола — храма, его монументальность, наводит на мысль о принадлежности данного строения к мифокультуре Атлантов. Следует отметить ещё один существенный момент: главный храм Атлантов располагался рядом с двумя источниками Посейдона, — один с тёплой, другой с холодной водой.
Рядом с загадочным Куполом, о котором рассказывали туристы, также отмечают два источника с различной по составу и температуре водой. Действительно, в Жигулях известно место, где, по рассказам, рядом бьют два подобных источника: один с холодной пресной водой, а другой — с тёплой и солёной, почти морской водой Посейдона.
Довольно часто наблюдались в Жигулях и другие картины, например, большая красноватая равнина, поросшая негустой травой, ограниченная на горизонте заснеженными горами, по легенде именно на ней и располагается Мирный город.
В 21 час. 15 мин. 26 июня 1989 г. авторы с балкона одного из домов Самары наблюдали, как над Волгой в чёрных грозовых тучах появилось аккуратное, почти правильное квадратное отверстие. По его периметру пробежал красный луч, затем развернулся веером и погас. Тогда в этом "небесном окне" появилось видение — пейзаж морского залива, ограниченный грядой невысоких, поросших негустым лесом, холмов. Цепочка песчаных дюн сбегала к воде. Над призрачным морем существовало ещё одно, своё собственное, небо. Картина была устойчива и наблюдалась в течение 15 минут. За это время сектор обзора медленно поворачивался в горизонтальной плоскости по часовой стрелке. Холмы уходили в левый нижний угол, залив наползал на наблюдателя, открывая вторую линию прибоя. Было ясно видно, как кипели белые буруны на прибрежной отмели или барьерном рифе.
В том мире был яркий солнечный день, по небу лениво двигались два маленьких белых облачка. Внезапно над холмами появилось множество чёрных точек, построенных фигурой ромб. О.Ратник утверждает, что каждая точка тоже была ромбом. В этот момент окружавшие окно грозовые тучи пришли в движение и вскоре затянули удивительное видение. Но, наблюдая его, мы припомнили: "Будет им явлено новое небо и новая земля" (Иоанн Богослов, Апокалипсис, гл.21).
Эта история несколько искажённо изложена в статье В.Правдивцева "Фокус Архимеда" (11): неправильно указано место наблюдения, время и количество наблюдателей. (Как данный материал попал к Правдивцеву, авторам неизвестно). Необходимо отметить, что вскоре после данного наблюдения В.И.Степанов нашёл в окрестностях Царёва кургана довольно большой кусок известняка. Неправильная форма, грубая шероховатая поверхность и только одна ровная грань — словно специальный спил. На этой грани можно было различить "картину" — знакомый по миражу пейзаж морского залива, окружённый округлыми холмами. Степанов, воспользовавшись небольшой тележкой, оттащил его на свой дачный участок. Где камень и находился несколько сезонов. (После смерти Степанова, дальнейшая судьба загадочного камня авторам неизвестна). Любопытно отметить, что несколько попыток сфотографировать рисунок на чёрно-белую плёнку "Свема" успеха не имели. Фотографии получались мутными и совершенно невыразительными.
25 июля 1990 г. И.Павлович и несколько других наблюдателей в районе посёлка Сергиевск наблюдали другую удивительную картину.
В 20 час. 50 мин. солнце зашло за хребет одного из отрогов Сокского Сырта, и в направлении Жигулей возник мираж. Три горные вершины, покрытые снегом, занимали обзорную плоскость, наклонённую градусов в 30 к горизонту. Местность за горами прослеживалась менее чётко, но можно было различить, что дальше идёт понижение, плато спускается к морю. Через всё плато, от границы снегов центральной горы к морю, была проложена широкая, ярко освещённая серпантинная дорога. Она уходила в туман, нависший над морем. Было и солнце, освещающее этот мир. Удивительно быстро оно двигалось с запада на восток (Мы предполагали, что направление сторон света в наблюдаемом мире тождественно направлению сторон света в нашем мире). Данный мираж сохранял устойчивость в течение почти четырёх минут.
Ещё один весьма любопытный мираж наблюдали в районе посёлка Сосновый Солонец туристы где-то в конце 60-х гг.
Был тёплый солнечный день. Внезапно начал сгущаться туман. Когда он разошёлся, люди увидели, что стоят на каменистом пятачке.
Впереди простиралась пустыня: барханы песка, верблюжьи колючки, веточки саксаула, странное застывшее "косое солнце" сбоку, а у самого горизонта бесконечная стена. И всё это полностью реально. Затем туман сгустился опять. А когда вновь разошёлся, мираж сменился. Теперь впереди была "страна озёр", разделённых каменными островами. Но и этот мир исчез очень быстро.
Схожие истории о наблюдении картин иных миров рассказывают и в других районах области. В окрестностях Сорокиной горы, согласно легендам, в незапамятные времена были созданы огромные подземные сооружения — "могилы трёх праведных старцев". Один раз в год над этими сооружениями появляется светящийся луч и возникает в небе удивительный храм, где "300 старцев возносят молитву".
Свечения, картины иных миров и подземные сооружения, — всё это очень тесно связано в мордовских сказаниях. Вот одно из таких сказаний:
"Одному мордвину сон приснился, будто тёмной ночью он вышел за околицу села, где начинался глубокий овраг. А из того оврага сияние идёт, словно Луна туда ушла.
Приснилось и приснилось — мало ли что во сне увидишь. Но этот сон каждую ночь стал сниться. Видит он — сияние в овраге, и всё тут. Мордвин и задумался: "Может, это знак какой? Дай, думает, одну ночь не посплю — схожу и проверю!"
Дождался он полночи и вышел за околицу. А там в самом деле что-то светится в овраге.
Подходит ближе и видит — свет из ямы идёт, её весной талая вода вымыла. Он ещё ближе, видит, дверь железная, как у купцов в лавках. Мордвин сразу сообразил, что к чему. Это, думает, заговорённый клад мне открывается, только как его взять-то?
— "А ты дёрни за железное кольцо", — говорит ему голос из ямы.
Дёрнул он. Открылась дверь. Вошёл он в подземелье, а там ещё одна дверь, серебряная, и перед ней стоит часовой с серебряной саблей.
— Не бойся, — говорит часовой. — Мы давно тебя ждём. Клад тебе предназначен. Бери его и уходи!
С этими словами распахнул он серебряную дверь. А дальше дверь золотая была и часовой стоял с золотой саблей. Он также пропустил мордвина.
А тот уже совсем осмелел, — "Эх, — думает, — ну и выпала мне удача. Теперь я богаче всех стану".
Только он это подумал, как раздался страшный голос: "Девятый!"
Все три двери сразу захлопнулись, и сияние погасло. Так и пропал мужик. Теперь, небось, и косточки его в прах рассыпались.
Почему девятый, спрашиваешь? Так ведь клад, может, на сто человек заговорён. Девяносто девять погибнут ни за понюх табаку, и только сотому он достанется" (Легенда рассказана одной из жительниц посёлка Сосновый Солонец в июле 1998 г.).
Мы не берёмся комментировать это предание, но в нём очень хорошо отразилась связь народных представлении об иных мирах и магических подземных пространствах. Насколько достоверны эти легенды, мы не знаем.
Атаманово озеро
В Жигулях, сказывают, в самом их труднодостижимом сердце, есть озеро-икона. Если молиться, глядя в его бездонную глубину, не губной, а сердечной молитвой, можно увидеть лучезарное лицо самого Бога. Озеро-икона "Жигулёвские Сказы".
Иногда в рассказах о необычном Самарской Луки возникает образ большого и чистого озера, окружённого чистейшим песчаным пляжем. Подход к нему через редкий сосновый лес.
Чудесное место. Мечта любого туриста. И всё бы хорошо, но давно известно, что на Самарской Луке практически нет озёр. Известняк, карст не держат воду. А те водоёмы, какие здесь есть, обычно зарастают уже к середине лета. Да и песчаных пляжей у местных озёр практически нет. Их окружают камни, тина, да глина. Многие из них просто пересыхают. Авторы сами неоднократно убеждались в этом.
Путешествуя в верховьях Ширяевского оврага летом 2001 г., мы тщетно искали хоть какие-либо водоёмы, которые согласно старым картам должны были находится здесь. Но была жара. Всё пересохло. Воды не было даже в колодцах.
А тут большое, чистое, полноводное озеро. Правда настораживает отмеченное рассказчиками отсутствие на нём птиц и прочей живности. Ведь всё живое должно тянуться к воде. А здесь нет даже вездесущих насекомых. Почему бы это?
Удивление очевидцев вызывали оценки специалистов, хорошо знающих данный район, что здесь нет подобного озера. Некоторые свидетели пытались доказать обратное, другие просто усмехались. Но все истории об озере сходятся в одном. Его находят случайно, и, вероятно, никому ещё не удалось это сделать дважды. Ищут, чертыхаются, но не находят.
Иногда в рассказах у этого озера даже появляется имя — Атаманово озеро.
Сохранилась на Самарской Луке старая сказка об Исчезнувшем озере. Некогда некий грозный волжский атаман, имя его за давностью лет уже давно позабылось, грабежом да разбоем стяжал несметные богатства. Опасаясь за их сохранность, нашёл он в самом сердце Жигулёвских гор неприметное озеро. Вывел на его середину свою любимую лодку, нагружённую сокровищами, да и затопил её. А уходя, наложил на то место заклятье, и стало с тех пор то озеро недоступно.
Вариантов этой сказки много. Один из них приводит в своей книге "Жигули и кругосветка" (1938 г.) известные краевед М.А.Емельянов: "Золото то на цепи закреплено и один её конец дан в руки умершему атаману. И лишь тот сможет овладеть сказочным богатством, кто придёт и найдёт потерянное Атаманово озеро." (12).
Это предание хорошо соотносится с рассказом участников одной из поездок в Жигули, заночевавших на берегу Большого озера. Ночью они видели, как плыла по озеру сверкающая лодка, а в ней стоял высокий чёрный человек в старинной одежде (Атаман?). Потом они несколько раз пытались найти это озеро, но так и не смогли. Здесь возникает множество вопросов. Как собственно тяжело гружёная ладья могла попасть на озеро, весьма удалённое от реки? Конечно, можно многое списать на сказочность повествования. Но, возможно, в этой истории отражена реальная память о совершенно ином гидрологическом режиме Самарской Луки. (Подробнее об этом смотри первую книгу цикла "Легенды Волжских Подземелий"). Ведь если верить старинным преданиям, то Волга века два-три назад разливалась куда шире, доходила до Валов и здесь устремлялась в овраги, по которым на лодках свободно плавали скрытые дремучими Жигулёвскими лесами волжские разбойники.
В местной краеведческой литературе сохранилась память об ещё одном исчезающем озере Елгуши. Его описывают то как большое и полноводное озеро, то как мелкий грязный пруд, или даже просто как цепочку небольших луж, порой оно исчезает совсем. Объяснение исчезновения этого озера специалисты дают самое простое. Озеро находится высоко над уровнем реки Волги, на склоне одного из отвершков Ширяевского оврага, и его питание водой осуществляется в основном в короткий период весеннего таяния снегов. В остальное время года водой оно пополняется очень скудно, за счёт дождей и возможно одного-двух родников. Но с этим озером связан один весьма любопытный и, что крайне важно, зафиксированный в литературе факт. В периодически пересыхающем озере, удалённом на десятки километров от других водоёмов, сохраняется богатейшая водная фауна. Откуда она берётся? Ещё в 30 годы XX века предполагалось, что загадочное оз. Елгуши связано с таинственной подземной рекой Жигулей, но, насколько нам известно, никто не исследовал эту сторону вопроса. (13).
Здесь можно задать множество вопросов; аналогична ли природа исчезновения — появления Атаманова озера и оз. Елгуши? Могут ли они, или хотя бы одно из них, рассматриваться как проявление инореальности?
Водопад Слёз
"Хурхур-хур (Монастырь водопада) спрятался высоко в горах. Его стены не отличишь от струй падающей воды и обрывов крутых скал. Но нашедший туда путь проникнет в хранилища тайных книг — источник древней мудрости". Старинное монгольское предание.
Ещё более таинственными, чем исчезающие озёра, предстают в некоторых рассказах Жигулёвские водопады. Свидетели утверждают, что даже видели некие карты, на которых помечены водопады Самарской Луки.
Всё, что авторы ранее говорили о проблеме существования неизвестных озёр на Самарской Луке, в гораздо большей степени характерно для воды текущей — водопадов.
Самый таинственный и поэтичный водопад Жигулей образуют "Слёзы Хозяйки Жигулёвских гор". Если судить по рассказам, это очень большой водопад, спрятанный где-то в глубине Жигулёвских гор. "Слёзы Хозяйки", падая со скалы, укрывают вход в волшебные подземные палаты. Вот один из вариантов этого предания: "Погиб молодец (Шёлудяк) за толщей гранитных глыб в подземных палатах, в страстной тоске по горячему солнцу. С той поры неутешна Хозяйка Гор, И по сей день стекают в Каменную Чашу её прозрачные слёзы". Здесь даже названо место — Каменная Чаша. Только не стоит думать, что в данном предании фигурирует современное урочище Каменная Чаша, расположенное в одном из отрогов Ширяевского оврага. Данное название в прошлом было довольно распространено и, более того, неоднократно переносилось с места на место.
Другие, менее известные водопады, привязываются к иным районам Жигулёвских гор. Опять проявляется уже знакомый район окрестностей урочища Елгуши, там, где "Исчезающее озеро". И вполне закономерен вопрос: "Если в данном месте может появляться и исчезать озеро, то почему бы что-то подобное не могло происходить с водопадом?" Информации по Елгушинскому водопаду крайне мало. Говорят лишь о некой "ступенчатой горе", по склонам — ступеням которой и падает вода... (Некая "Ступенчатая гора" зафиксирована на карте Адама Олеария 1636 г.).
Водопад Сергеева укрыт в одном из ответвлений Ширяевского оврага. Согласно современным быличкам, своим происхождением он обязан человеческой деятельности. Воду, питающую его, из земных недр выпустили то ли геологи, то ли... специалисты секретных служб НКВД, реализуя какой-то свой давно позабытый проект. Начальником этих работ и был человек по фамилии Сергеев. Вот почему данный водопад носит его имя.
Водопад урочища "Плачущая гора" современные былички описывают, как некий отвесный скальный массив, с вершины которого падает относительно небольшой водный поток. Падающая вода несколько раз ударяется о каменистые выступы, и струя разбивается, рассеивается в мельчайшую водяную пыль так, что подножие скалы оказывается окружённым тончайшим водяным туманом. Отсюда и поэтическое название данного места — "Плачущая гора". Подобные небольшие "водопадики"' иногда встречаются на Самарской Луке.
Необходимо напомнить, что нам совершенно неизвестен уровень достоверности подобных рассказов, как и во всём, что касается подобных объектов. И, что ещё более важно, их современное состояние. Мифоинформация может повествовать о довольно давних временах. По данным современной геологии водопады на Самарской Луке были в прошлом довольно распространены. По информации известной исследовательницы Поволжья Г.Б.Обедиентовой на карте 1780 г. нанесены ныне исчезнувшие реки Аскула, Винновка и две безымянные реки в горах на севере. (Вероятно, здесь имеется в виду карта Самарской Луки, составленная В.Н.Татищевым в 1738 г.).
В литературе начала XX в. был даже красочно описан водопад в Жигулёвских воротах. Огромное озеро-море образовалось на северо-востоке Самарской Луки после поднятия Жигулёвских гор. "В Жигулёвских воротах переливалась Волга через край растущего хребта, и тут образовался грандиозный водопад, по высоте и массе протекающей воды во много раз превосходящий американскую Ниагару. Многие сотни веков, а может и тысячи лет, шумела эта "речная Ниагара", низвергаясь из Верхнего Волжского моря в море Хвалынское...", — сообщает старая книжка, давно лишившаяся своей обложки.
Если верить рассказам, ещё в 70-х гг. XX в. небольшой водопад существовал в истоках реки Уса. Падающая вода сверкающим занавесом закрывала вход в одну из Пещер Степана Разина. Уфологическая экспедиция летом 2000 г. установила, что данный объект мог существовать: сравнительно недавно обрушился склон внешней части пещеры, изменился характер течения и расход воды. Сегодня Усинский водопад практически прекратил своё существование.
Сплав Безымянный
Водные маршруты по малым рекам Куйбышевской области характеризуются сезонностью. Наиболее массовые походы проводятся весной, в паводок. "Водные походы по Куйбышевской области. Памятка туриста-водника." 1974 г.
В середине 90-х г. в кругах тольяттинских туристов-водников бытовали рассказы о необычно увлекательном весеннем сплаве по речке Безымянной. Речка как речка — наполнялась водой во время весеннего таяния снегов. В этой истории для нас любопытным представляется расположение данной речки на территории Самарской Луки, где, как известно, кроме реки Усы других рек нет. Кто и как, при каких условиях, нашёл эту речку первым — неизвестно, рассказы туристов не сохранили такую информацию. Возможно, здесь помогут наши читатели? Можно ли предположить, что эта история — искажённая информация об одном из сплавов по реке Уса?
Нет. Отдельные сообщаемые детали напрочь исключают подобную возможность. Известна начальная точка маршрута — некое "стартовое поле" в районе посёлка Валы, — там собирали байдарки, потом речка, петляя между округлыми холмами, поворачивала на юго-восток. Сплав занимал три дня, а это, даже с учётом двух ночёвок, очень много. На Самарской Луке практически негде так долго плавать. На маршруте несколько раз встречались весёлые каменистые перекаты, где мутная весенняя вода пенилась и кипела. Заканчивался маршрут в одном из отвершков Яблоневого оврага, после прохождения последнего переката, так называемого места "Каменных клыков", скорее всего, это какие-то выступы скальных горных пород. Место неизвестное, хотя в 1990-е гг. было организовано несколько экспедиций в район Яблоневого оврага для их поиска. После "Каменных клыков" водный поток терял скорость. Речка разливалась, чаще всего упираясь в ледяной затор, отмечающий границу водохранилища. Здесь, на одном из покатых склонов, разбирали байдарки, сушили их, складывали, а потом пешком добирались до Яблоневого карьера. Отсюда уже можно было вернуться домой, воспользовавшись автобусом.
Данный маршрут, несмотря на его близость к городским конгломератам Тольятти и Самары, не получил широкой известности. Почему? Здесь несколько причин. Первая и, вероятно, главная — очень короткий период времени, когда подобный сплав возможен. Приехали чуть раньше — на "стартовом поле" ещё лежит снег и лёд, чуть позже — воды уже нет. Лишь влажный песок да голая земля. Вторая причина — начало маршрута строго определено. Попасть в эту речку с другого места совершенно невозможно. Речку просто не могли найти. Объяснения данного факта крайне путаны. Также невозможно было сойти с маршрута ранее "Каменных клыков". Всё вокруг было подтоплено, и только отдельные мокрые верхушки холмов выступали из воды. Мутный водяной поток, несущийся между кустов и деревьев, надёжно пресекал любую попытку отклониться от строго очерченного маршрута. Хотя авторам неизвестно, были ли такие попытки.
Ночёвки во время сплавов организовывались довольно стандартно, на одних и тех же местах: первая — на большом холме, вторая — около старого колёсного буксирного парохода, где твёрдые породы выходили на поверхность, образуя протяжённый мелководный затон. Этот буксир стоял, накренившись так, что одно его гребное колесо поднималось из воды, а другое, вероятно, глубоко ушло в ил. Как он здесь оказался? Ведь эта речка даже в весенний разлив была слишком мелководна и узка!
Кроме буксира здесь сохранялись останки старой водозаборной башни и фундаменты каких-то других строений. Можно предположить, что когда-то давно в этом месте был какой-то населённый пункт, возможно, даже с пристанью, но всё это обычно заливала весенняя мутная вода. И внимательно осмотреть что-либо не представлялось возможным.
Большой интерес представляет та часть рассказа, где повествуется о том, что во время сплава его участники ни разу не видели чистого неба. Всё путешествие проходило в какой-то сероватой дымке, которая лишь светлела к полудню и темнела с наступлением ночи. Единственным положительным моментом этой дымки было то, что она не создавала ощущения холода и промозглости, вечных спутников весенних сплавов. Насколько можно было понять из рассказов о природе данной дымки туристы обычно не задумывались.
Рассказ об этой загадочной дымке почему-то напоминает рассказ "Зелёных детей" из Вулпита о Земле Святого Мартина, "над которой никогда не бывает солнца и всегда клубится густой туман...". (14) Да и сама река как-то удивительно перекликается с легендами о реках, впадающих в "Дверь Земли", дорогами в иной мир. Известно, что этих "Дверей" может быть очень много и за каждой лежит свой собственный мир (15).