Появляется иногда на Мордовой Поляне Изба-Призрак, Изба-Фонарь. Так записано в "Сказах Жигулей".
Задолго до этой публикации одна наша знакомая рассказала нам весьма схожую историю. Как-то, собирая грибы, она зашла в лес глубже, чем ходила обычно. В какой то момент времени деревья расступились и на открывшемся пространстве показались небольшие дома. Желание выпить свежей, холодной воды повело её в эту совершенно незнакомую деревню. Она прошла по улице и не увидела никого — ни людей, ни животных. В тот момент она даже не обратила внимания на это. Не особенно задумываясь, она зашла в приоткрытые двери одного из домов, там не было никого, хотя в доме был полный порядок, даже занавески на окнах и те не запылились. В глаза бросились два пустых деревянных ведра в углу дома, ощущалась тишина, оглушающая тишина. Рассказчица очень испугалась и бросилась бежать. Как выбралась из деревни, а потом из леса она уже не помнит.
Потом бабушки-старушки, что жили в той же деревне, что и женщина, услышав её рассказ, сильно разволновались. Они посчитали, что наша любительница грибов попала в местную "деревню-призрак", что временами появлялась в их лесу.
Бабушки провели специальный сеанс омовения нашей знакомой колодезной водой, сопровождаемый очистительной молитвой. (Действительно, в некоторых деревнях после посещения человеком некоторых "особых мест" проводят ритуал омовения и читают особые молитвы).
Есть и другие варианты легенд схожей тематики. Это совсем иной район, другие люди, которые рассказывают, что иногда, после сильных гроз, в дальних лугах бывает видна деревенька. Деревенька эта невелика, так, несколько небольших домиков, сараи, загоны, может амбары, бывает мельница видна, а иногда даже церковь. (Последнее утверждение кажется нам весьма сомнительным).
Всё далеко, хорошенько не разглядишь. В сенокосную пору любопытные порой интересовались у стариков: "Что это там за деревня?"
"Ненастоящая она, — отмахивались старожилы, — "Отсюда видно... А как поближе подойдёшь, там ничего нет... То глаз блазнит..."
Особо недоверчивые вечерами, — днём-то сенокос, ходили искать её. Так ничего и не нашли.
Бытуют и другие рассказы: "Оврагами да холмами можно выйти к поросшему ковылём полю, там — заброшенная деревня. И через те холмы не пролегает ни одна тропинка или дорога. Потом дома. В самой деревне не было видно людей. И там тишина — не хрюкают свиньи, не мычат коровы, не лают собаки. Да вероятно их тут и нет. Такое ощущение, что всё живое избегает этого места. Сюда не летят дикие птицы; ни вездесущих комаров, ни надоедливых мух тут также не было.
Словно всё здесь давно и основательно вымерло. Только высокой густой травы, да кустарника здесь было в изобилии."
В мифологическом сознании существует строгий запрет на использование любых вещей, взятых в подобных деревнях-призраках, хотя, конечно, подобные запреты иногда нарушаются. Чаще всего нарушаются они детьми или "дураками" из новопоселенцев, случайно попавших в эти места.
Есть рассказ, что однажды мужики сняли в одном из домов подобной деревни дверь, перетащили её к себе в село и навесили на сарай. Через несколько дней начался пожар. Сарай и несколько прилегающих к нему строений сгорели дотла. Огонь потушить так и не удалось.
На Самарской Луке сохранилось и другое предание, также связанное с пожарами: "В этих местах избы стояли, будто дворцы — высокие да красивые, все в садах зелёных. Это селение уничтожил страшный пожар, и больше в этих местах люди не селились".
Кроме огня, взятые в подобных местах вещи несли и другие опасности. Другой мужик, из новосёлов, как-то пригнал из подобного места практически новую телегу и некоторое время ездил на ней. Однажды отправился в лес за дровами и больше ни его, ни лошади, ни этой телеги никто не видел.
Как уже говорилось, во время экспедиционных поездок группа "Авеста" находила какие-то пустые (заброшенные?) деревеньки, но поскольку большинство маршрутов проходились только один раз, нельзя судить, насколько данные объекты могут быть отнесены к категории "деревень-призраков".