Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Драматургия замысла: Эпизод II. Культурная героика.




Частная жизнь людей, «искусство жизни», повседневность – вот что больше всего занимает современных историков. Однако оказалось, что эти феномены, представляющиеся академическим ученым иллюзорными, незначительными, вторичными, весьма трудны для объяснения и понимания. По отношению к ним плохо работает тяжелая артиллерия «смыслов», «целей», «законов» и других понятий, используемых в «большой» истории великих событий и персонажей, и горизонтов их величия. Современная культура и история выводит нас в мир жизненных практик, где люди не только «отвечают за судьбы человечества». Но и рождаются и умирают, радуются и страдают.

В нашем понимании, современный парк («парк воспоминаний») – это форма осовременивания останков прошлого (как природного, так и культурного) в современный культурный пейзаж. Парк – это собрание образцов, некое калиброванное современностью прошлое. Эти образцы могут в дальнейшем репродуцироваться, тиражироваться и тем самым становиться доступными каждому, кто захочет украсить свой душевный и духовный интерьер прирученными вещами.

Однако, в нашем случае, все эти образцы – это фрагменты наших воспоминаний о «культурных героях», чья жизнь и судьба, – биография, – так или иначе связана с историей города Красноярска.

Биография – это, несомненно, вид языковой игры. Причем правила этой игры меняются в зависимости от жанра биографии. Биография поэта (Марина Цветаева, Иосиф Бродский) строится по-иному, чем биография правозащитника – народного заступника (Лев Толстой, Александр Солженицын). А биография актера (Иннокентий Смоктуновский, Георгий Жженов) иначе, чем биография управленца (Павел Федирко, Вячеслав Новиков).

 

Эйнштейн, отвечая однажды на вопрос о мотивах ученых и вообще о характеристиках науки как образа жизни и мысли ввел следующие три категории.

(1) Те, кто наделенные исключительными интеллектуальными способностями, занимаются наукой с тем увлечением и интересом, с каким занимаются спортом. Наука для них увлекательная, интеллектуальная игра, которая интересует их именно как игра, как решение задач и в которой есть успех, измеряемый так, как он измеряется в спорте.

(2) Те, кто занимается наукой, как можно заниматься каким-либо иным делом, которое доставляет средства для существования и приносит удовлетворение труда.

(3) Те, которые приходят в науку, толкаемые туда ощущением тягомотины обыденной, повседневной жизни, бессмысленной ее повторяемости и пустоты наших обычных стремлений и удовольствий (эффект «рассеивания»).

 

То есть сам Эйнштейн занимался абстрактной наукой потому, что она вынимала его из круговорота и стихийного потока жизни – Платон в свое время называл это «вторым плаванием». Все будущие культурные герои «парка городских воспоминаний» – это люди «второго плавания», инженеры-конструкторы своей биографии и судьбы.

В советское время существовал наиболее распространенный жанр биографии, который Ю.М. Лотман в шутку назвал «Жизнь замечательных святых» (речь шла, конечно, о серии ЖЗЛ). Это было воплощение ходульности, все были похожи друг на друга, несмотря на разные перипетии своей жизни. Замечательный русский поэт Давид Самойлов запечатлен это в известном стихотворении «Дом-музей»:

 

Смерть поэта – последний раздел.

Не толпитесь у гардероба.

 

Принимая точку зрения «второго плавания» за основу, особым образом выстраивается образ парка, как города внутри города, где представлены улицы, площади, скверы, переулки, названные именами замечательных людей (красноярский вариант ЖЗЛ). Однако, в художественном отношении «не толпиться у гардероба» –- главная задача по созданию компонентов организации парковой среды: арт-объектов, инсталляций, цвето-графических решений, аудио-трансляций, видео-проекций, временных перформансов и событийных ситуаций.

Каждый город имеет множество историй, и каждая из них отражает его ощущение себя и своих возможностей. Истории описывают, откуда происходит город, каким он видит себя сегодня, как он мог бы развиваться, его индивидуальность, его жизненные перспективы. И у этих историй есть авторы, чьи «тексты» оформлены в виде городских событий, закрепившихся живой тканью городской памяти, «городских воспоминаний».

Переинтерпретация же городской истории (средствами садово-парковой культуры) означает не уничтожение прошлого, а использование элементов прошлых историй для создания новой ткани жизненных ситуаций, для движения вперед. При этом следует тщательно исследовать художественными средствами истории-мифы, которые поддерживают и обеспечивают городу его идентичность. Это – генетический код города, этим запускаются процессы городского воображения и формируется позиция «горожанина».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 323 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2282 - | 2080 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.