Парк 400-летия города Красноярска
«ПАРК ГОРОДСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ»
«Горизонты великих судеб» и «следы их повседневной жизни»
как базовые платформы искусства и дизайна
общественного пространства
Концепция городского конкурса
ИСКУССТВО СТРОИТЬ КРАСНОЯРСК» – ИСКРА 2016
Есть и еще одна сфера, которую человеку дарит по преимуществу парк или даже только парк. Это сфера исторического времени, сфера воспоминаний и поэтических ассоциаций.
Дмитрий Лихачев. «Письма о добром и прекрасном». Письмо тридцать восьмое. САДЫ И ПАРКИ
Городам, как и людям, необходимы собственные истории и автобиографии, чтобы сохранять устойчивость, развивать идентичность, поддерживать в жителях ощущение сопричастности исторической памяти, тем самым порождая проекты будущего.
На повестке дня «чувственные» характеристики города: его фактура, цвет, звук, запах... «Мягкие структуры» времени и пространства в совокупности с ментальными традициями и тонкими социальными связями должны войти в палитру современных урбанистических практик, создающих уникальную атмосферу места.
Город существует не только в виде домов и улиц, наиболее актуальной реальностью он становится в виртуальном пространстве воображения истории, ландшафта и сообщества. И чем более личностным будет этот взгляд и настроение, тем богаче подробностями, эмоциями и смыслами станет фактическая городская ткань.
В художественно-проектном воображении материальный мир оживает и вступает с нами в диалог. В 2016 году, в рамках молодежного конкурса креативного городского дизайна и паблик-арта, мы приглашаем к разговору дружеские Красноярску судьбы и биографии, исторически формирующие культурный ландшафт города.
400 лет – это ДАТА, это время, когда воспоминание должно становиться одной из важнейших практик городского сообщества.
Годы бегут по траве и по снегу,
Словно по вечному расписанию.
И только одно не подвластно их бегу:
Наши воспоминания.
Драматургия замысла: Эпизод I. ЧТО В ГОЛОВАХ?
Как-то один из самых симпатичных героев Михаила Булгакова – профессор Преображенский заметил: «разруха сидит не в клозетах, а в головах». То есть к «разрухе в клозетах» ведут не какие-то особые, им одним присущие условия, а готовность посетителей допускать загаженность окружающего пространства. Говоря так, учёный указывал, что причины упадка коренятся в людях – в их обычаях, привычках и нравах.
Но вот что примечательно, у афоризма профессора есть и оборотная сторона: если разруха не в клозетах, а в головах, то и развитие – там же! Не в цехах, не на стройках, не в телефонных аппаратных и линиях электропередач, не на автомагистралях, не в министерствах или департаментах. Развитие – в головах.
То есть ответ на вопрос: будет ли некий город процветающим центром порядка, благополучия и творчества или же превратится в «веселенький фантик» гламура, селфи и социальных сетей – зависит, в первую очередь, не от наличия в нём надёжных коммуникаций, отлаженных производств и спроса на их продукцию. А от того, что угнездилось в головах его жителей – разруха или развитие.
Но у жителей всегда есть выбор: либо утопать в беспросветности (или бежать без оглядки), либо взять дело развития и возрождения в свои руки.
Бред и вздор, – скажут на это люди, напуганные и опустошённые невзгодами, не умеющие или не желающие менять свою жизнь. Но те, кто способен пойти вразрез привычке, страху и лени, обратятся к многочисленным образцам – примерам того, как горожане, независимо от классовой, национальной, религиозной принадлежности и уровня образования, объединялись в особые структуры клубного типа для действий, направленных на изменение ситуации в своём городе.
Такие примеры есть и в США, и в Западной Европе, и в России – возрождение Мышкина, Урюпинска, Новомосковска произошло не благодаря филантропам, явившимся невесть откуда решать их проблемы. Оно было обеспечено энергией и предприимчивостью горожан.
Конечно, в таких проектах участвует только небольшой процент от общего числа жителей. Но этого достаточно. Особенно если деятельное и целеустремлённое меньшинство, ведомое лидерской группой, готового платить за помощь тем, кого оно привлечёт в город как инвесторов, консультантов, организаторов, управленцев…
Впрочем, речь сейчас не столько о том, какие условия могут предложить друг другу участники культурного и исторического обустройства города, а о том, какие объединения могут они сформировать.
Для них есть удачный шанс: ПАРК 400-ЛЕТИЯ КРАСНОЯРСКА.
В проектно-содержательной перспективе: ПАРК ГОРОДСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ.