Макиавелли. Произведение «Государь» посвящено созданию благого государства, сильного и могущественного, способного противостоять натиску иноземцев. Критерии правильности государственного ведения дел является польза и успех любыми средствами. Идея диктатуры неограниченной власти.
Томас Мор (изобретатель «Утопии»). «Утопия» - некий проект, в котором этический идеал всеобщности противостоит индивидуалистическому себялюбию и ведет к восстановлению «естества» - истинной человеческой природы. Организация производства носит семейно-ремесленный характер. Полное социальное равенство. Отсутствие денег, а следовательно, и расслоения общества на бедных и богатых.. Народ организован по семьям (численностью до 40 человек). Семьи – по филам (до 30 семей). Филом руководит филарх, 10 филами – протофиларх. (Общность имущества при сохранении патриархального родительского авторитета). Сохранение религиозных верований, но отличных от христианства. (счастье заключается в честном и порядочном удовольствии).
Проект нового общества Томмазо Кампанеллы представлял «Город Солнца». Реформа мира и освобождение от зла. Картина совершенного государства в христианско-коммунистическом ключе. В нём главенствуют священники-философы во главе с папой=идеалом. Форма города весьма специфична: сплав идей духовного обновления, магии и астрологии. Магия – практическое исскуство, основанное на идее одушевленности мира. Город имеет форму пирамиды из колец, число которых равно числу планет солнечной системы и составленных таким образом, чтобы принимать благоприятные импульсы, исходящие от неба (солнце – видимый Бог, символ Разума).
Марксизм
Знаменательным событием в истории философкой и общественной мысли XIX века было появление марксизма. Духовное наследие, оставленное немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895), представляет собой не только систему философских взглядов, но также (даже в большей степени) экономическую теорию и социально-политическое учение.
Исторический материализм это марксисткая теория развития общества и методология его познания. Одно из его основных утверждений заключается в том, что людям прежде чем о чем-либо думать или испытывать какие-либо чувства, надо есть, пить, одеваться и иметь крышу над головой, потому что без этих элементарных вещей невозможна физическая, а значит, и любая другая (кроме, разумется, загробной, которой с точки зрения марксизма нет) жизнь человека. Складываясь потребности и интересы людей определяют тот суммарный исторический вектор, который и есть внутренняя логика и скрытая воля истории. Исследование экономической сферы жизни общества, материальных интересов каждого человека, социальных групп и целых народов, по меннию Маркса, дает ключ к пониманию общественных событий, позволяет установить объективные законы истории.
Предмет труда | } | Производственные силы общества | } | Способ производства |
Средства производства | ||||
Трудящийся | } | Производственные отношения | ||
Собственник |
Исторический материализм выделяет пять общественно-экономических формаций: первобытообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую и, соотвественно, четыре глобальных перехода от одной к другой. Первые два перехода осуществляются безреволюционным путем, а вторые два происходят в форме ревлюции.
Рабовладельченская, феодальная и капиталистическая общественно-экономические формации являются классово-антагонистическими (от греч. «антагонизма» - борьба, спор), основанными на классовой борьбе, эксплуатации человека человеком, на социально несправедливости, где процветание одних строится на лишениях и несчастьях других. Эксплуататорские общества, утверждает К. Маркс, глубоко антигуманны, так как трудящийся полностью лишается резульатов своего труда. Получается, сто его труд (заполняющий всю его жизнь), а значит, и его жизнь не принадлежит ему, отчуждается от него.
Принципиальное утверждение марксизма заключается в том, что антигуманные эксплуататорские общественно-экономические формации сменятся рано или поздно сменятся коммунистической. В ней не будет частой собственности на средства производства, враждебных классов, государства, эксплуатации и отчуждения, в ней восторжествует социальная справедливость.
Гоббс
Гоббс считал, что государство – это результат общественного договора. То есть, люди друг друга ненавидят и готовы убивать ради наживы («человек человеку волк»). Но жить в страхе за жизнь и собственность нельзя постоянно. И поэтому люди пришли к государству, как аппарату, гарантирующему личную безопасность и собственность - Разрешать споры должно только гво. Человек отчуждает часть своей свободы в пользу государства ради личной безопасности. Устройство государства может быть любым, но всё-таки лучше всего монархия, так как монарха нельзя подкупить, он и так богат.
Государство не должно отчуждаться от народа, существовать ради тех, кто у власти. Тогда оно уподобится Левиофану – чудовищу, которое жрало своих детей. Если гво свои функции не выполняет, то гражданин может с ним «контракт расторгнуть»
Гегель
Абстрактное право и мораль вместе создают объективную нравственность, частями которой являются семья и гражданское общество, которые вместе образуют государство. Развитие государства – это шествие свободы. Потому что свобода там, где есть ответственность. Свобода только там, где права, а права бывают только в гве. Финальная форма развития г-ва – Прусская монархия. Периоды развития г-ва:
1) Деспотический – свободен один да и тот не свободен, так как господин от рабов тоже зависит.
2) Греко-римский период – свободны некоторые.
3) Европейское гво – появление полноценного понятия свободы.