Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Природа и специфика философского знания. Философия как самосознание культуры




Духовная культура человечества существует в различных видах или формах, из которых основными являются наука, религия, искусство и философия. Эти формы сходны между собой в том, что с их помощью человек пытается ответить себе на бесчисленные вопросы бытия. А различие между основными формами духовной культуры заключается в том, что они исследуют различные вещи и используют разные методы.

Предметом науки является, физический мир, постигая который она стремится к высокой точности своих знаний, считает необходимым всё доказывать, а также экспериментировать, всё глубже проникать в тайны природы и извлекать из этого практическую пользу, увеличивая техническую мощь человека.

Предметом религии, наоборот, являетс базируется не на доказательстве, а на вере.

Предметом искусства является внутренний, духовный мир человека в его отношении к миру внешнему, или, говоря иначе, внешний мир, в различных формах отраженный во внутреннем, духовном мире человека. Искусство базируется на передаче каких-либо чувств, настроений, переживаний через художественные образы.

Философия, в отличие от науки, религии и искусства, не ограничивается каким-нибудь одним предметом или сферой реальности и пытается охватить в своей деятельности и естественный, и сверхъестественный, и внутренний, духовный мир человека. При этом она признает в качестве средств освоения этих миров и доказательное знание, и бездоказательную веру, и эстетическое чувство. Ф. имеет нечто общее и с наукой, и с религией, и с искусством, но в то же время значительно отличается от этих форм духовной культуры прежде всего своим масштабом. Поэтому можно определить философию как специфическую форму духовной культуры, которая пытается различными способами охватить, описать, объяснить и понять в наиболее общих (широких) чертах и мироздание, и человека.

Ф. занимается поиском и исследованием общих черт всего окружающего мира и внутреннего мира человека. Ф. задает себе вопросы:. Откуда произошел мир? По каким законам он устроен и развивается или же в нем нет никаких законов? И существует ли мир вообще? Может ли быть так, что всё нами видимое — всего лишь иллюзия, и ничего нет? Кто такой человек? Откуда он взялся и куда движется, в чем смысл его появления и существования, какое предназначение призван он осуществить во Вселенной? И т.д.

Вопросы философии слишком глобальны и сложны, и поэтому, они так же стоят перед человечеством как и пять тысяч лет назад. За всю свою историю человек почти не продвинулся в поисках ответов на эти вопросы и поэтому назвал их вечными. Философия, таким образом, это бесконечный поиск ответов на вечные вопросы мироздания.

Слово «философия» греческого происхождения и состоит из двух частей. «Филео» переводится как «люблю», «софия» — как «мудрость». Таким образом, философия в буквальном переводе означает любовь к мудрости. Впервые слова «философия» и «философ» стал употреблять Пифагор, живший в VI в. до н.э. До него греческие ученые называли себя термином «софос», что означает «мудрец». «Софос» (мудрец) — это тот, кто владеет мудростью, обладает полной истиной, знает всё. «Фило-софос» (любитель мудрости)— это тот, кто не владеет мудростью, но стремится к ней, не знает всей истины, но хочет узнать. Пифагор считал, что человек не может знать всего и обладать полной истиной, но он может стремиться к этому.

Таким образом, само понятие «философия» заключает в себе мысль о том, что конечная истина или абсолютное знание недостижимы, что на вечные вопросы нет и не будет ответов, но к конечной истине возможно и даже необходимо стремиться, что следует постоянно искать ее, несмотря ни на что.

Универсалии - общие понятия (лат.) (философские энциклопедии 83 и 2004гг.)

Учение об У. появляется вместе с платоновской теорией «идей» и концепцией формы и материи Аристотеля. Платон считал, что общим понятиям соответствует истинное бытиё («идеи»), единичные же вещи чувственного мира суть результат ограничения и дробления общего при взаимодействии его с небытиём. Аристотель подчёркивал, что для познания общее вторично и обнаруживается только в первичных сущностях, т.е. единичных объектах, данных в чувственном опыте.

Спор об У. проходит красной нитью через всю средневековую философию. Онтологический аспект проблемы У. сводится к вопросу; «Существует ли общее в реальности?» К примеру: «Существуют ли виды и роды (такие, как собака и животное) в действителъности или же они реальны только в понятиях, и, если они представляют собой действительно существующие реальность, существуют ли они отдельно от материальных вещей или только и последних?»

Взгляды на универсалии:

Крайний реализм. Универсалии существуют до вещей, в особом сверхчувственном мире и являются их причинами. Платон полагал, что идея, или общее понятие (другими словаим, универсалия), существуют реально, но в невидимом всшем мире, а видимые нами конертные вещи – всего лишь ее порождения. Обычный способ рассуждения для такого подхода может быть проиллюстрирован следующим образом. «Быть собакой» — свойство, приписываемое всем подобным животным, следовательно, они имеют единую субстанцию, некую «собачность», существующую в реальности и оправдывающую употребление общего имени «собака».

Умеренный реализм: Универсалии существуют в вещах в самих вещах в качестве из неизменных и определяющих оснований. В любом предмете присуьствует какая либо идеальная сущность – универсалия, которая и делает его из бесформенной материи нормальной вещью. Умеренный реализм восходит к теории Платона. Боэцкий: «универсалии – бестелесны и существуют только в родах и видах, но не в индивидах». Фома Аквинский тоже придерживался умеренного реализма.

Умеренный номинализм полагал, что универсалии существуют после вещей, в нашем сознании в виде обобщенных названий этих вещей – понятий, терминов. Позиция ультраноминализма: общее существует только в разуме, в действительности существуют только единичные вещи. Разум для удобства именования и использования слов языка образует общую идею, которой соотносит определенное слово. Порядок назначения слова для данной общей идеи не имеет значения, т.к. здесь речь идет лишь об удобстве, разговора о всем классе предметов. У. являются только лишъ словами. Такой позиции придерживается Абеляр (1079—1142).

Крайний номинализм считал общие понятия совершенно бессмысленными: если они не существуют реально, то незачем о них вообще говорить.

Критического номинализма придерживался Оккам (1290г.). У., с его точки зрения, не имеют реальной субстанциальной основы и не могут существовать вне ума. Они не содержатся также в единичных вещах в качестве особой субстанции. Если бы они содержались, то это повлекло бы за собой нежелательное умножение сущностей («бритва» Оккалга). У. существуют только мысленно.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1723 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2418 - | 2285 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.