Отошел ты, отец наш! Не оставь нас сирыми, подвижник истины. Моисей непорочный, который своей кончиной изобразил нам твою кончину, когда оставлял народ свой, поставил ему вождем служителя своего Иисуса (Навина) и при отшествии возложил на него руку свою. С ним народ его вошел в землю обетованную, то есть вступил на путь спасения.
А ты оставил нас странствующими. Кто даст нам вождя, с которым бы достигли мы наследия? Иакову угодно было, чтобы Иосиф начальствовал над сынами его в Египте. Да будет и у нас Иосифом брат из братии наших, и сын да уподобится отцу своему, и мы все, соблюдая единомыслие, да сподобимся благословений твоих. В тебе запечатлелся образ Небесного Отца нашего, Которого видел Иаков. Его возлюбив, оставил ты отца и матерь ради жизни, которая не скончается для тебя в роды родов. Избрание твое предызображено было в священнике Аароне, с которым вместе служили и сыны его, потому вместе с ним совершал служение Елеазар по немощному закону сеней; когда старец был воззван к смерти, — сын его со славой служил в чине отца своего. Елеазар священнодействовал как Аарон, и Иисус судил как сын Амрама (то есть Моисей).
Опечалены мы, отец наш, твоей кончиной. Да пребывает же в сонме нашем твоя вспомоществующая сила, как сугубый благодатью дух Илиин пребывал в Елисее. В учениках твоих увидим подобие твое и утешимся, как бы наслаждаясь твоим лицезрением, да не лишимся дара твоего, в нищете своей обогащавший многих.
С тобой сошел во гроб и Тот, Кто разделил пред Моисеем море; водивший Израиль столп явит тебе свет свой во тьме, потому что в членах твоих сокрыта всевоскрешающая Плоть; с кровью духа твоего срастворена Чаша спасения, и не оставит она плоти твоей в месте пагубы; венец твой — в стране праведных.
При кончине твоей прилично воспомянуть о всех книгах, какие написаны тобой при жизни. Как земледелец, возделавший ниву, первым ты должен вкусить плод с насаждений своих, над которыми целомудренно трудился в стране нецеломудренной. Тебя, отец наш, ожидает Церковь праведных, потому что насаждения твои собраны в саду жизни; там ожидают тебя сокровища твои.
Или, отец наш, в град мира, ибо здешняя страна в смятении держит обитателей своих. Нет мира в этих дрождиях (страхе); мир чужд для страны мятущихся. Смерть, как путника, призвала тебя ко гробу. Иисус утешит тебя в обители, где нет забот. Как утружденный путник иди, успокойся во гробе и предвари (нас) во Царстве.
Мудрые, внимая простоте твоей, признавали мудрость свою буйством, и неразумные, внимая мудрости твоей, умудрялись и достигали ведения. Кроткое слово твое было вразумляющим жезлом; спокойный взор твой уцеломудривал невоздержных. Всякий, кто взирал на тебя, осуждал свои недостатки, потому что далек был от тебя всякий недостаток.
Уготование сердца твоего видел Господь твой. Ему известно было, что крепко возлюбил ты Его и оставил все. Он не укорит тебя за недостатки твои, как век твой. Господу известно, как трудился ты в деле Его. В стране лишений собрал ты великие богатства, и в бедном мире наполнил благами корабль свой, который после бурного плавания достиг пристани; и кормчий его теперь уже в безопасности.
Кто падал, тому, отец наш, подавал ты руку свою, открывал, как и сам ты падал. Видя это, восставал тот и не стыдился исповедать грех свой. Своей мудростью о Христе приобретал ты братии своих и исполнял, что Дух сказал через Иеремию: кто изведет честное от недостойнаго, тот будет яко уста Божии (Иер. 15:19).
Всякий, кто приходит сюда, должен возгласить и сказать тебе: «Да поможет нам молитва твоя, праведник, ибо честна пред Господем смерть твоя, как Дух Святой воспел устами Давидовыми» (Пс. 115:5).
Святые и праведные радуются общению с тобой, а нас, по причине разлучения с тобой, облекает скорбь, хотя уверены в том, что Господь твой с тобой, и здесь все радуемся этой радостью.
Не переставай, отец наш, воспоминать о нас в той стране, где учителю нельзя не помнить учеников своих. Имя твое приснопамятно для нас, память о тебе не изгладится вовек. Молись о нас там, чтобы, пребывая в единомыслии, сподобились и мы делами своими учить других, как ты научил нас, чтобы ученики жизнью своей уподоблялись тому, кто трудился и этим хотел научить.
На кончину наставника
– Давид оплакивал царя Саула и рыданиями своими выражал горячность любви своей. Он охранял жизнь того, кто был гонителем его, плакал о смерти того, кто хотел быть его убийцей.
Твоя смерть — жизнь для тебя. Но если она — жизнь для тебя (эта твоя дальнейшая жизнь), то нас ввергает в скорбь. Ты связан был с учениками такой любовью, какова была любовь Давида и Ионафана.
И Самуила оплакивал народ, потому что на глас молитвы его ответствовал гром. Когда чистая молитва его восходила к Богу, Всевышний даде… гром (1 Цар. 12:18).
Когда Иосия почил в мире, неприлично было плакать о смерти его, но что сказал пророк Иеремия? Что все хранящие правду мужи и жены, горько рыдая, плакали об Иосии (2 Пар. 35:25).
Плакал о Елисее (4 Цар. 13:14–19) один из царей (Иоас), а когда узнал, что приближается смерть Елисеева, притек к молитве пророка, как к сокровищнице спасения, и пророк даровал войскам его силу и оружие, какие сам имел.
Иисус Навин, умирая, давал сынам Израилевым правила жизни, говоря: «Вот, я отхожу. Храните закон Моисеев, и он сохранит вас» (Нав. 23:6–14).
Когда Илия возносился, плакал о нем разлучавшийся с ним ученик, но как скоро узнал, куда возносится, стал просить, чтобы не оставлял его своей помощью.
О Лазаре сказал Господь наш: сия болезнь несть к смерти (Ин. 11:4), потому что ей прославлен Оживотворитель всего, Которого животворный глас был ключом ко гробу Лазаря. Слезы были на очах у Господа нашего, у Марфы и у Марии, сестер его. И если по любви Своей скорбел все Оживотворяющий, то успокоит ли кто любовь смертных?
Когда воскрешен будет брат наш, сподоби нас, Господи наш, увидеть его там в великой славе, радующимся во Царстве и веселящимся среди святых. День смерти пресек стезю его, и крыла его не летят уже к нашим обителям. Иисус — наставник наш, Он призрит на нас, Его сила посетит наши обители.
«Не забудь [6]бедного раба Твоего, Благий Господи, и мне даруй награду за то, что восхвалял Тебя. Отвратись от меня в тот день, когда настанет Суд мой, чтобы не умалилась слава части праведных, к которым и я прибегал».
– Воспламенятся щедроты Того, Кто дарует жизнь всему; и кости во гробах их приведет Он в движение. Жизнеподателен будет глас трубы Его, и звук её отверзет двери шеола. В Царстве среди святых да воспоет Тебе хвалу скончавшийся отец наш; с ним и со святыми Твоими да сподобимся и мы вознести Тебе подобающую хвалу.
«Близок великий день Сына Господа всяческих, когда обновит Он всю тварь. Молитесь обо мне, чтобы сподобиться мне щедрот, когда подвергнутся исследованию все деяния мои. Трепещу я, возлюбленные мои, сего приводящего в ужас гласа: Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет (Мф. 7:21) в Едем возрадоваться там со святыми».