Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе.




а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)... Из употребления слов "свобода воли" можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания и склонности» (Т. Гоббс).

б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком... Она есть бытие человека... Индивид полность.ю и всегда свободен» (Ж. П. Сартр).

в) «Свобода - это самовыражение личности; выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э. Фромм).

г) «Свобода есть познанная необходимость» (Б. Спиноза).

6.7 Прочитайте следующие отрывки и ответьте на вопросы:

6.7.1 Диоген Лаэртский о Сократе: «Часто он говаривал, глядя на множество рыночных товаров: Сколько же есть вещей, без которых можно жить!» Или: «Он говорил, что лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьешь, когда не ждешь другого питья; чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам».

Если бы эти слова Сократа были произнесены однажды и не были подхвачены-повторены впоследствии многими людьми, то их можно было бы рассматривать лишь как житейские благоглупости. Но они были сказаны со значением и с расчетом на аудиторию. В этих словах не просто начало идеализма, противопоставления духа материи. В них — опасная жизненная философия, философия аскетизма, нищеты, пренебрежения к материальному, природному, естественному. А главное, в них попытка отрицания естественного стремления человека (как живого существа) к большему-лучшему. Живое по определению стремится к расширению, к повышению качества и количества жизни — во всех отношениях! И человек, как часть живой природы, никогда не удовлетворится достигнутым. Он, в сущности, и живет в этих «качелях»: удовлетворения — неудовлетворения, ограничения — выхода за пределы. Кто перестал стремиться к большему-лучшему — тот остановился в развитии-становлении, стал стариком по духу и, более того, живым мертвецом.

 

Вопросы:

а) Почему человек как часть живой природы никогда не удовлетворён достигнутым? Много ли человеку нужно?

б) Почему философия аскетизма, равно как и гедонизма, является опасной жизненной философией?

 

6.7.2 Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек — самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.

 

Вопросы:

На чём основывался Диоген Синопский, говоря о двойственности человеческой природы – разумности и глупости? Приведите свои примеры подобной двойственности.

 

6.8 В известной книге Р.Брэдбери «451° по Фаренгейту» описана ситуация охоты на книги, которые специальная служба обнаруживает у обитателей города будущего, функционирующего на основе телевизионной культуры. Специальные пожарные команды сжигают книги вместе с домами их читателей и хранителей. Продолжая, по аналогии, эту мрачную картину, вообразите, что из библиотек всего мира изъяты и уничтожены все книги философского содержания, а из всех научных и художественных изданий начисто вымараны абзацы и даже строчки, несущие философский смысл.

 

Вопросы:

а)Как вы полагаете, что произойдет с духовной жизнью такого общества? Что случится с системой высшего образования? Какие еще изменения произойдут в системе воспитания?

б) Сможет ли общество, пережившее подобную духовную катастрофу, быстро оправиться от ее последствий?

в) Возможен ли в принципе отказ современного общества от усилий философской духовной деятельности? Как соотносится эта деятельность с системой современных средств массовой информации, с информационной культурой и различными моделями виртуальной реальности, порождаемые современной электронной техникой? Сохранится ли философия к концу XXI в.?

Попытайтесь развернуто аргументировать ваши ответы.

6.9 У Аристотеля представление о ценности носит противоречивый характер. Ценность у него представляет собой одну из разновидностей блага: «из благ одни относятся к ценностям (timia), другие к хвалимым (epaineta) вещам, третья – к возможностям (dynameis). Ценным я называю благо божественное, самое лучшее, например, душу, ум, то, что изначально первопринцип и тому подобное. Причем ценимое – это почитаемое, и именно такого рода вещи у всех в чести. Добродетель тоже ценность. Хвалимое благо – это те же добродетели в той мере, в какой согласные с ними действия вызывают похвалу. Блага – возможности – это власть, богатство, сила, красота. Добродетельный человек сумеет воспользоваться ими для добра, дурной – для зла, потому такие блага и называют возможностями» («Большая этика»).

По мере усложнения форм человеческого общежития менялись и мировоззренческие представления о ценностях: от «смысла», «значимости» до «оценки» (в английском и немецком языках «ценность» выражается тем же словом, что и экономическое понятие «стоимость») и до идеи всеобщего блага.

Сейчас чаще всего говорят о существовании трех форм ценности:

1) ценность как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. К такого рода ценностям можно отнести общечеловеческие (справедливость, истина, красота) и конкретно-исторические (патриархат, равенство, демократия);

2) ценность как воплощение материальной и духовной культуры, включая и человеческие поступки (то есть конкретных предметных проявлений общественных ценностных идеалов - этических, эстетических, политических, правовых и пр.);

3) ценности социальные, преломляясь через личный жизненный опыт, жизненный выбор, закрепляются в психологической структуре личности как ценности личностные, активно влияющие на ее поведение.

 

Вопросы:

а) Выявите противоречия во взглядах Аристотеля на природу ценностей.

б) Определите различия в представлениях о ценностях у Аристотеля и в современном обществе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2268 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.