«...само выражение «философский язык» - это некая условность: философским языком можно считать различные виды и формы словесности (от строгой логичности до яркой поэтичности, в зависимости от того, как мы понимаем философию). Но дело для нас сейчас даже не в этом. Хотелось бы подчеркнуть другое - в философском языке я вижу два главных аспекта: профессионально-технический и общезначимый, обращенный к широкой публике. Развитие и обогащение обеих этих форм философского языка представляется мне важнейшей задачей современного философского развития - одной из тех задач, в решении которых может участвовать каждый из нас - и как носитель родного языка, и как пользователь и разработчик философского языка. Профессиональный язык - это технический инструментальный язык систем и концепций: как правило, он бывает разработан тем детальнее, чем четче и внятнее представлена данная концепция. Однако уже для перехода от системы к системе, от концепции к концепции нужны какие-то связки, и они тоже вырабатываются философией - это как бы язык метафилософский (по отношению к отдельным системам и концепциям). Но есть и другой разворот философской проблематики. Ведь философия не только живет в себе и для себя, но и существует «для других»: она открывается к другим формам и видам человеческой деятельности - науке, искусству, политике. Если философ говорит с ученым, художником и общественным деятелем, он не перестает быть философом, не подстраивается под чужой язык (которым он, как правило, и не владеет: лишь крайне редко философ может говорить с физиком, лингвистом или музыкантом на их языке). И этот язык, не теряющий своих философских качеств, но находящий точки соприкосновения с другими культурными языками, тоже нуждается в развитии и обогащении. На Западе обычно философия профессиональная и академическая есть нечто более понятное, а философия «для других», философия «открытая» - нечто менее понятное....В России картина во многом противоположная: философия всегда была открыта к дискуссиям с нефилософами...
Однако возникает вопрос: разве русский философский язык уже не сложился? А если это так, то разве с тех пор он не развивается спонтанно? Да, в основном сложился; и к тому же по своим потенциальным возможностям русский философский язык, наверное, ничуть не «хуже» таких развитых философских языков, как греческий или немецкий. Однако надо признать, что в его развитии были нарушены некоторые нормальные условия функционирования, изменения, совершенствования. Отвлекаясь от исторических сложностей выработки теоретического языка в русской философии, я имею сейчас в виду прежде всего долгое господство марксистского догматизма и идеологизма, а в последнее десятилетие - радикальный от них отказ и ломку всей мировоззренческой схематики».
Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии, 1999. - № 11. С. 14-15.
Вопросы и задания
а) Попытайтесь высказать свое мнение о степени сложности философских текстов отечественных и западных философов.
б) Как вы оцениваете факты придания термина «философ» некоторым ученым, художникам, общественным деятелям? Случайно ли из этого перечня выпали писатели? Аргументируйте свой ответ.
в) Сопоставьте позиции Н.С. Автономовой и И.И. Евлампиева, утверждавшего: «Тот факт, что писатель, не оставивший после себя ни одного чисто философского сочинения, является ярким представителем русской философии, оказавшим существенное влияние на её развитие…» (Евлампиев И.И. История русской философии. М.: Высшая школа, 2002. С. 103).
г)Существует ли связь между понятиями повседневной жизни и философскими категориями древности («вода» у Фалеса, «огонь» у Гераклита и т.д.)? В чем проявляется отличие между обыденным значением этих слов и их философским смыслом?
д) Какое место занимает язык в сохранении связи между повседневной жизнью людей, художественной литературой, исторической памятью поколений и философской деятельностью?
е) Сохраняет ли современная философская деятельность непо-средственные связи с ситуациями, получающими языковое выражение и в повседневном существовании (например, выбор в жизни и выбор как философская категория)?
В истории философии существует множество символов, созданных великими философами: «Пещера» Платона, «Сова Минервы» Гегеля, «София» Вл. Соловьева. Раскройте смысл этих аллегорий, указав какие черты, присутствующие в таблице «Роль символа в философии», являются основными для данных символов?
Роль символа в философии
смысл | Черты |
Синоним знака Категория, раскрывающаяся через сопоставление с сигналом, аллегорией, образом | Многослойность структуры Расчет на активную внутреннюю работу воспринимающего |
Можно пояснить (вместе с другими символами), но нельзя разъяснить | |
Имеет форму диалогического знания |
Трактовка символа |
Э. Кассирер: Все явления, которые обнаруживают смысл в чувственном |
К. Г. Юнг: Устойчивые фигуры бессознательного-архетипы |
З. Фрейд: Психопатические симптомы |
П. Юшкевич: Любое ощущение |
К. Маркс: Разновидность образа |
И.В. Гете: Живое вечное воплощение |
Г.В.Ф. Гегель: Посредник между сверхчувственным миром и чувственными вещами |
Ф.В.Й. Шеллинг: Органическое торжество идеи и образа |
Ориген: Средство приобщения к Богу |
Термин появился в XVIII веке, заимствован из греческого. Развитие смысла: договор-знак |