Лекции.Орг


Поиск:




Раздел 6. Культура повседневности. Семиотика и антропология трапезы по источникам изобразительного искусства.




Содержание тем лекции и семинаров (2 час лекция + 2 час. семинарские занятия)

Символическое значение хлеба и хлебного зерна в этно-конфессиональных традициях земледельцев. Хлеб как мера социального и политического благосостояния общества. Статистика неурожаев, голодных и хлебных бунтов в истории цивилизаций Востока и Запада.

Пропитание бедняка и пир богача: структура потребления как объект социально-исторических исследований. Пир, братчина, званый обед, банкет: этикетные нормы, ритуал и символика организации застолья. «Служба кабаку»: хмельное питие и кабацкая повседневность России. Конфессиональные запреты, ритуальная «чистота» продуктов трапезы.

Семинар-с рассмотрением кейсов: (2 час.) Семиотика и антропология трапезы, особенности приготовления ритуальных блюд и угощений. Семинар-обсуждение: Этикет и конфессиональный запрет в трапезе разных народов.

Самостоятельная работа студента (12 час.): подготовка к семинарским занятиям, выполнения работы по рецензированию/реферированию литературы, подготовка доклада по избранной теме.

Литература:

Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной. СПб., 1881.

Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. Гл. 3. С.199-285.

Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Л., 1990. С. 133-161.

Похлебкин В. В. Кушать подано!: Репертуар кушаний и напитков в русской классической драматургии с конца XVIII до начала XX столетия. М, 1993.

Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988. С. 213-264.

Смилянская Е.Б. Дворянское гнездо середины XVIII века (Тимофей Текутьев и его "Инструкция о домашних порядках"). М.: Наука, 1998. С. 102-127.

Шипилов А.В. Русская культура питания в первой половине XVIII века. // Вопросы истории. 2003. № 3.

Традиционная пища как выражение этнического самосознания. М., 2001.

Сорокин Питирим. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М., 2003.

Курукин И.В. Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина. М., 2007.

Одиссей. Человек в истории: Трапеза. М., 1999.

 

Раздел 7. Источники и методология изучения «чужих» культур. Ориентализм в искусстве.

Содержание тем лекции и семинара (2 час. лекция + 4 час. семинарское занятие)

Специфика освоения «чужого» пространства и особенности описания «чужой» повседневности в записках и зарисовках путешествующих и паломников. Современные направления исследования символики путешествия, семиотика дороги и пограничья. Путешествие (Grand tour) как непременная составляющая образовательной программы эпохи Просвещения. Русские академические пансионеры в Италии. Война и военный поход как экстремальные формы освоения чужой культуры. Зарисовки и карикатуры 1812-1813 гг. Ориентализм с искусстве.

 

Семинар-дискуссия: «Охота к перемене мест»: опыт странствования и изображения «чужого» в Европе от средневековья к новому времени.

Семинар- дискуссия: «Ориентализм». Что дает дискуссия вокруг концепции Эдварда Саида для исследователя культуры.

Самостоятельная работа студента (14 час.): подготовка к семинарским занятиям, выполнения работы по рецензированию/реферированию литературы, подготовка доклада по избранной теме.

Литература:

Федотова Е. Д. Век Просвещения. Диалог философии и искусства. М., 2013.

Лотман Ю. М., Успенский Б.А. Письма русского путешественника Карамзина и их место в развитии русской культуры // Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. М., 1987. С. 525-606.

Daniels S., Cosgrove D.E. Spectacle and Text: Landscape Metaphors in Cultural Geography // Place, Culture, Representation. London: Routledge, 1993. P. 57-77.

Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции. М.: Индрик, 2003. 528 с.

Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006.

Кучерская М. История одного заблуждения http://www.strana-oz.ru/2007/1/istoriya-odnogo-zabluzhdeniya-edvard-v-said-orientalizm-zapadnye-koncepcii-vostoka

Cosgrove D.E. Social Formation and Symbolic Landscape. London: Groom Helm, 1984.

Orientalism. Cultural Orientalism and Menthality. Milano, 2015.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

815 - | 652 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.