Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Критерии оценки знаний, навыков




В докладе (устное выступление с прилагаемым текстом 3-4 тыс. слов) студент должен показать способность прокомментировать смысл и исторический контекст изобразительного или текстового источника, связанного с изучаемой темой, раскрыть проблематику и достижения историографии в области изучения избранной темы, раскрыть предмет исследования с точки зрения проблем, рассматриваемых в курсе, ответить на вопросы слушателей. Доклад является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа исторического источника, в письменном виде доклад оформляется в соответствии с правилами оформления научных публикаций (СК-М2; СК-М6; СЛК-М2; СЛК-М3.И; СЛК- М8.И; ИК-М 1.1.ПД; 1.1.НИД; ИК –М2.2/3.1/2_3.1 (И) история; ИК-М2.5.2_3.1_3.2).

В устных выступлениях на семинарах и коллоквиуме студен должен продемонстрировать знание основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции (СК-М-7, СК-М1; ИК-М2.1_2.2._2.4.1; ИК –М2.1/3_3.1(И); ИК-М2.5.2_3.1_3.2).

Экзамен – устное испытание, на котором студент должен продемонстрировать владение базовыми навыками поиска и обработки библиографической информации, уметь критически анализировать текст исторического и визуального источника, продемонстрировать понимание принципов изучения истории и теории культуры в отечественной и зарубежной историографии. На зачете студент должен самостоятельно анализировать разные исследовательские подходы в культурологии, демонстрировать понимание актуальности исследования истории культуры для современных направлений гуманитаристики (СК-М3, СЛК-М6; СЛК-М3.И; ИК-М2.5.2_3.1_3.2; ИК-М 5.3(И)).

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Порядок формирования оценок по дисциплине.

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях (основанную на выполнении самостоятельной домашней работы): учитывается правильность и аргументированность ответов на предлагаемые вопросы. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:

Оитоговый = k1·Оэкзамен + k2·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: в пользу студента.

k1 = 40%;

k2 = 60%;

На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если студент получил за него неудовлетворительную оценку или пропустил его.

При второй пересдаче предварительно накопленные баллы учитываются.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

 

Содержание дисциплины

Раздел 1. Дискуссии о предмете и объекте истории культуры. Методология современных культурологических исследований.

Содержание тем лекции и семинара (2 час.+ 4 час.): Споры о категории «культура». Функции культуры. Расширение проблематики культурологических исследований во второй половине XX – нач. XXI в. на базе освоения достижений социальных наук (прежде всего этнологии, филологии, демографии, религиоведения, психологии). Изучение «жизненного мира» в феноменологии Э.Гуссерля, А. Шютца и их последователей. Структурализм в культурологи (К.Леви-Стросс, Р. Барта, Деррида, М.Фуко). Вклад Н.Элиаса в осмысление задач изучения структур, формирующих цивилизации. Семиотика культуры (Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский,). К. Гирца и его «Интерпретация культур». Культурная антропологии и культурология в переосмыслении проблем истории и культуры человечества. Опыт изучения дихотомий в мировой культурологии (повседневное – экстраординарное, будничное - праздничное, нормальное – девиантное, духовное – телесное и др.) его критическое осмысление. Понятие ценности культуры (аксиологический аспект культуры).

Семинар-дискуссия (2 час): Каким путем идти в познании значения и ценности памятника? Покажите это на конкретном примере.

 

Семинар обсуждение (2 час.): Можно ли интерпретировать культуру? (К.Гирц, К.Гинзбург, Дж. Леви)

Самостоятельная работа студента (20 час.): подготовка к семинарскому занятию; выполнение работы по рецензированию/реферированию литературы.

 

Литература:

Доброхотов А.Л. О предмете культурологии (URL: http://www.riku.ru/lib/fil_zk/dobrohotov.htm).

Уайт Л. А. Что такое культурология? (URL: http://studylab.narod.ru/culture/doc/white2.htm).

Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания. Учебное пособие. СПб., 2008. С.116-122 (http://www.hse.ru/data/2011/02/22/1208571833/main2.pdf)

Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста //Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 129-132 - http://www.philology.ru/literature1/lotman-92b.htm

Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.

Леви Дж. Опасности гирцизма // Новое литературное обозрение. 2004. № 70.

Жильсон Э. Живопись и реальность. М., 2004. С. 220-282 (Живопись и ее объект).

Гинзбург К. Мифы – эмблемы ­– приметы. Морфология и история. М., 2004. С.189-242 («уликовая парадигма) http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/ginzburg.pdf

Дополнительная литература:

Михайлов А.В. Языки культуры [Текст] / А.В. Михайлов. – М., 1997. С. 260-268.

Лурье С. В. Историческая этнология М., 1998.

Шюц А. Равенство и смысловая структура социального мира. 2. Социальный мир как само собой разумеющийся и его структуризация // ( http://socioline.ru/files/5/165/shchyutc_smyslovaya-struktura-povsedevnosti.pdf) С. 263- 274.

 

 

Раздел 2. Религиозная составляющая культуры социума. Икона и иконопочитание в России. Обряд религиозный и обряд магический: текст и изображение.

Содержание тем лекции и семинаров (2 час лекция + 6 час. семинарские занятия).

Религиозно-конфессиональные основы культурных традиций: опыт исследования институциональных норм, религиозных практик, объектов почитания. Иконопочитание и иконоборчество в истории европейской цивилизации. Храм и его художественное пространство. Канон в религиозном искусстве.Иконописные образцы (Прориси; «Иконописный Подлинник»: структура текста). Икона в храме и в доме: символика места и ритуал почитания. Сравнительно-исторические исследования иконопочитания в различных конфессиональных культурах. Обожествление и поругание сакрального: иконоборческие идеи в России. «Благочестие» и «греховность» как исторические категории религиозной культуры. Функции сакрального предмета в обряде. Религия и магия в повседневной жизни индивида и социума. Конфессиональные традиции и временные ритмы повседневности (время молитвы, время труда, время отдыха).

Семинар-обсуждение: Икона: богословское понимание и традиции иконопочитания (2 час.). Семинар-исследование: Икона и текст; икона как текст. Методология работы В.А.Плугина «Мировоззрение Андрея Рублева» (2 час.).

Семинар-обсуждение: Символический язык ритуала и способы его прочтения. Интерпретационный метод изучения свадебного обряда (сравнение изображенного: М.Шибанов. Празднество свадебного договора; В.Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу; П.Федотов. Сватовство майора (http://world.lib.ru/a/alekseewa_a/svatovstvo.shtml).

Самостоятельная работа студента (16 час.): подготовка к семинарским занятиям, выполнения работы по рецензированию/реферированию литературы, подготовка доклада по избранной теме.

 

Литература

Геннеп А. Глава VIII Похороны // Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. М.: Восточная литература РАН, 1999.

Бергер П., Лукман Т. Повседневная жизнь и религиозный опыт // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии /Сост.В.И. Гараджа, Е.Т. Руткевич. - М., 1996. - С. 535-538.

Бельтинг Г. Образ и культ: история образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 257-296.

Лидов А. Происхождение иконостаса // Икона. Мир святых образов в Византии и Древней Руси. М., 2014. С.326-400.

Павел Флоренский. Иконостас. Например: http://www.krotov.info/libr_min/21_f/flo/rensk_01.htm

Горбунова-Ломакс И. Икона: правда и вымыслы. СПб.: Сатис, 2009. 289 с. http://www.krotov.info/library/04_g/or/bunova_0.htm

Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=116

Антология "Троицы" Рублева. Сборник статей - http://andrey-rublev.ru/antology.php

Сайт Энциклопедия православной иконы: www.obraz.org

Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России

М.: Прогресс-Культура; Традиция, 1995.

Frierson C.A. Peasant Icons: Representations of Rural People in Late Nineteenth Century Russia. 1993.

Дополнительная литература:

Хейзинга Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука,1990. С.149-221.

Верт П. Конфессиональное измерение Империи / Верт П. Православие, инославие, иноверие: Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи / Пер. с англ. Н. Миншаковой, М. Долбилова, Е. Зуевой и автора; науч. ред. пер. М. Долбилов. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 280 с.

Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. Пер. с англ. – М.: Искусство, 2003. 288 с.

Barnett, S.J. The Enlightenment and Religion: The Myths of Modernity. Manchester and New York: Manchester Univeristy Press, 2003.

Monarchy and Religion: The Transformation of Royal Culture in the Eighteenth-Century Europe. Ed. M.Schaich. Oxford: Oxford University Press, 2007.

Religion and Politics in Enlightenment Europe. / Bradley, Joseph and Van Kley, Dale, eds. Notre Dame, Indiana: Notre Dame University Press, 2001. P.355-392.

Седакова О. А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: Индрик, 2004. 320 c.

Шавцова В.Ф. Православие в России накануне 1917 г. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. 488 с.

Раздел 3. Книжная культура и проблемы изучения истории чтения. Вопросы изучения и атрибуции книжных памятников.

Содержание тем лекции и семинаров (2 час лекция + 4 час. семинарские занятия). Культура чтения в историко-антропологической перспективе: проблематика современных западных и отечественных исследований (Р.Дарнтон, Р.Шартье, Рейнблат и др.) и методы изучения Человека читающего. Круг чтения книжников в России XVII в. и его трансформация в Век Просвещения. Производство книги: книгопечатание и книгописание, государственные и частные типографии, отечественная и западная литература на российском книжном рынке. Идеи Просвещения и литература Просвещения. Цензура и «вольные типографии». Пресса и общественное мнение в России и Европе: характер распространения информации. Ценность и оценка книжного экземпляра.

 

Семинар-практикум (4 час.). Человек читающий. 1. Какие проблемы выделяют исследователи читателя и чтения? 2. В чем видят изменение во времени процесса чтения? 3. Какие особенности книжного экземпляра нужно уметь увидеть историку чтения? В конце занятия каждый учащийся анализирует экземпляр книги XVII-XIX вв., с целью установить индивидуальные особенности и историю книжного памятника.

Самостоятельная работа студента (16 час.): подготовка к семинарскому занятию и по выполнения промежуточной контрольной работы анализу книжного памятника.

Литература:

Шартье Р. Письменная культура и общество. М., 2006. C.6-44.

Луппов С.П. Книга в России в послепетровское время. Л., 1976.

Человек читающий: между реальностью и текстом источника / Под ред. О.И. Тогоевой и И.Н. Данилевского. Москва: ИВИ РАН, 2011.

 

Дополнительная литература:

Демин А. С. Писатель и общество в России XVI - XVII веков (общественные настроения). М.: Наука, 1985. 351 c.

Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999.

Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. М., 2002. С. 6-11, 250-307.

 

Раздел 4. «Народная культура» - проблемы изучения традиционных представлений и предметного мира крестьянского социума

Содержание тем лекции и семинаров (2 час. лекция + 6 час. семинарские занятия)

История становления устойчивого интереса к народной культуре в XVIII-XX вв. Спор о понятии «народный» применительно к культуре и религии. Начало разработки методов описания народной культуры и народной религии в этнологии и фольклористике. Осмысление историками глубинных различий между «письменной элитарной» и «народной» культурами в различные эпохи (на примере работ А.Я.Гуревича, Р.Мюшембле, П.Бёрка). Исследование характера взаимодействия «высокой» и «низовой» культур (восприятия высокой культуры, в «низах», и влияния «низовой» культуры на «верхнюю»). Исследования Л.П.Карсавина о средневековой религиозности и М.М.Бахтина о карнавальной культуре и их влияние на современную историографию. Анализ оппозиций: мирское - церковное, низший клир - высший, архаическое - новые формы, локальное и периферийное - устное – письменное, аффектное – интеллектуальное, праздник и будни. Язык традиционной культуры: язык символов и ритуалов. Источниковедческие трудности при обращении к анализу народной культуры и народной религиозности.

Семинар-практикум: Крестьянский мир: русская крестьянская община и общинные традиции. Передача знания. Символический смысл предметов крестьянской культуры.

Семинар-обсуждение: Язык традиционной культуры: круг и колос.

Семинар-обсуждение: Крестьянская тема в русском искусстве и социально-политические дискуссии конца XVIII-XIX вв.

Самостоятельная работа студе нта (14 часов).

Литература:

Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб.: Центр "Петербургское востоковедение", 2005. С. 176-356.

Петрухин В.Я. Ересь и кощунственное в народной аксиологии.

Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988. С. 7-124.

Миненко Н. А. Живая старина: Будни и праздники сибирской деревни в XVIII - первой половине XIX в. М., 1989. - 159 с.

Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII – начала XX века. М., 1997.

Семья, дом и узы родства в истории. СПб., 2004.

Разумова И. А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История (эл. ресурс) http://indrik.ru/components/com_jshopping/files/demo_products/Indrik_2001_Razymova.pdf

Категория оценки и система ценностей в языке и культуре. Сб. статей. М: Индрик, 2015.

 

 

Раздел 5. «Стиль жизни» как культурологическая категория. Пространство частной и общественной жизни и его трансформация в истории. Методы исследования русской усадьбы как культурного феномена.

Содержание тем лекции и семинаров (2 час. лекция + 6 час. семинарские занятия)

Споры вокруг понятия «стиля» (Г. Зедльмайр, М. Шапиро.). Понятие «стиль жизни» (на примере истории становления российской дворянской усадьбы): кабинет и кабинетные занятия, библиотека и культура домашнего чтения, женский мир будуара, столовая, спальня, детская. Предметный мир жилого пространства в русской живописи и литературных текстах. Рукотворные «эдемы»: жилище в слиянии с природой. Садово-парковые опыты российского дворянства. Домашний театр в культуре XVIII-XIX вв. Домашнее времяпрепровождение (нормы дозволенного, формы домашнего труда и досуга в их трансформации).

Семинар (2 час.) Структура домашнего пространства и его трансформация в истории. Семинар-обсуждение (2 час.) Рукотворные «эдемы»: жилище в слиянии с природой. Обсуждение докладов о повседневности российской усадебной культуры.

Семинар-дискуссия (2 час.). Домашнее времяпрепровождение в изображении русских художников: нормы дозволенного, формы труда и досуга, идиллия и карикатура.

Самостоятельная работа студента (14 час.): подготовка к семинарским занятиям, выполнения работы по рецензированию/реферированию литературы, подготовка доклада по избранной теме.

Литература:

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983.

Л. В. Беловинский. Изба и хоромы. Из истории русской повседневности. М., 2002.

Турчин В.С. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX столетия. М., 1981

Турчин В.С. Александр I и неоклассицизм в России: стиль империи и империя как стиль. М., 2001.

Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М., 1999.

Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб., 2003

Дингес Мартин. Историческая антропология и социальная история: через теорию «стиля жизни» к «культурной истории повседневностей» // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000. С. 96 - 124.

Правила светской жизни и этикета: Хороший тон. СПб., 1889.

Шюц А. Возвращающийся домой // Смысловая структура повседневного мира. М., 2003. С. 207-221 ( http://socioline.ru/files/5/165/shchyutc_smyslovaya-struktura-povsedevnosti.pdf)

Тыдман Л. В. Изба. Дом. Дворец. М., 2000.

Дмитриева Е.Е., Купцова О.Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М., 2003.

Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории. Авториз. перев. с англ. Н.А. Вознесенского и А.В. Вознесенского. СПб., 2008.

Текутьев Т.П. Инструкция о домашних порядках // Смилянская Е.Б. Дворянское гнездо середины XVIII века (Тимофей Текутьев и его "Инструкция о домашних порядках"). М.: Наука, 1998. С. 32-74.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 2001.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 367 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.