После распада СССР Первым Президентом Российской Федерации стал Б. Н. Ельцин. 1990-е гг. на сегодняшний день характеризуются скорее с эмоциональной точки зрения, в которой ощущается негативный подтекст: «лихие девяностые», «расцвет демократии», «разгул криминала по всей стране». Именно такие эпитеты применимы к тому, что происходило в это время в государстве. Мы попытаемся беспристрастно охарактеризовать годы президентства Б. Н. Ельцина.
1993 г. является вехой в укреплении основ государственности и закреплении новых законов внутригосударственной жизни, о чем свидетельствует созданная Конституция Российской Федерации. В данном социальном срезе обращение к ключевому государственному документу было обусловлено кардинальными изменениями модели государства.
Российская социально-политическая реальность конца ХХ в. (1990-х гг.) сопряжена с нарастанием политической напряженности, открытым противостоянием политических сил (консервативных и либеральных), открытой борьбой нового поколения политических лидеров, стремящихся во власть.
Политическая жизнь российского общества в 1990-е гг. проходила под знаком идеологического плюрализма. В этом усматривалось продолжение, и закрепление политической установки перестроечного времени о «новом политическом мышлении». Однако, сама идея плюрализма, исходя из этимологии самого слова (в пер. с лат. – множественность позиций, суждений, точек зрения), может быть продуктивной лишь в ситуации поиска, эксперимента, разработки новых идеологических позиций. Это процесс скорее промежуточный, переходный, проходящий в условиях, когда прежние идеологические позиции оказываются устаревшими, а новые еще не созданы. Непосредственно такая ситуация сложилась на рубеже 1980-х – 1990-х гг. Однако в условиях, когда в государстве уже произошли необратимые изменения, когда новые политические лидеры провозгласили курс на построение демократически ориентированного государства, необходимы были четко выработанные идеологические концепты, скреплявшие государственную жизнь. Очевидно, что этот процесс разработки приоритетной для государства идеологической составляющей приобрел лонгированный характер, был либо искусственно, либо объективно затянут в связи с бурлящей политической жизнью.
1990-е гг. были отмечены формированием российской многопартийности. Россия пережила новый виток в плане развития парламентаризма (первый опыт формирования парламента связан с началом столетия – 1906 – 1917 гг.). Особенностью парламентской жизни последнего десятилетия ХХ в. было разрушение монополии коммунистической партии на власть по решению III Съезда народных депутатов, прошедшего в марте 1990 г., и упразднившего 6-ю статью Конституции СССР «О руководящей и направляющей роли Коммунистической партии». Преодоление однопартийного режима привело к оживлению политической жизни российского общества, возникновению самых разных политических партий, объединений, движений. К направлениям, закрепившимся на политической арене, правомерно отнести:
Левое крыло было представлено партиями: КПРФ – Г. А. Зюганов; Аграрная партия России – В. А. Шандыбин;
Правое крыло было представлено партиями: ЛДПР – В. В. Жириновский; СПС – Б. Е. Немцов, И. Хакамада, А. Б. Чубайс; Яблоко – Г. А. Явлинский.
Процедуры парламентских выборов 1990-х гг. проходили в рамках как мажоритарной, так и пропорциональной избирательных систем (при условии, что именно пропорциональная система открывает широкое поле политической борьбы и роста многопартийности).
Однако на протяжении 1990-х гг., в условиях многопартийности, так и не сложилось устойчивой идеологической системы, более того не были разработаны даже идеологические позиции, что позволяло говорить о том, что российское общество все еще находилось в состоянии идеологического «брожения». В это время выявило очевидность стремления молодых, амбициозных деятелей, ангажированных властью, к управлению государством при отсутствии опыта и жизненно-практического и управленческого.
Фактически, в политической сфере были явно обозначены приоритетность личностных решений политических лидеров, популизм, формализованная лозунговая политическая риторика, не подтверждавшаяся практическим воплощением либо имевшая скоротечный характер. Попытаемся доказать это на примере социально-экономических проектов, предлагавшихся видными политическими деятелями этого времени.