Развитие технологии лекарств как научной и практической дисциплины неразрывно связано с общим развитием в нашей стране фармации. Длительное время — с начала возникновения первых аптек (первые десятилетия XVIII века) и почти до конца XIX века фармация оставалась неразделенным комплексом знаний. В таком виде шло и ее преподавание в учебных заведениях.
Раньше других фармацевтических дисциплин в качестве самостоятельной науки выделилась фармакогнозия. Полная дифференциация фармацевтических наук стала возможной лишь после Великой Октябрьской социалистической революции, заложившей основы принципиально новой системы фармацевтического образования.
Дореволюционный период
В дореволюционной России постановка фармацевтического образования была примитивной. С 1845 г. вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции действовали правила, которыми были установлены три фармацевтических звания: аптекарский ученик, аптекарский помощник и провизор. Аптекарским учеником могло быть лицо, окончившее 4 класса гимназии или сдавшее экзамен экстерном. После 3 лет службы в аптеке аптекарский ученик экзаменовался при университете и получал звание аптекарского помощника, который после трехлетнего практического стажа в аптеке приобретал право на поступление на двухлетние провизорские курсы при медицинских факультетах университетов. Окончив эти курсы и сдав государственный экзамен, он получал звание провизора.
| Ценный вклад в развитие отечественной фармации внес Т. Е. Ловиц
f (1757—1804). Выдающимся ученым он стал в Петербургской главной
} аптеке. Многие крупные открытия Т. Е. Ловиц сделал в процессе вы-
I полнения чисто фармацевтических препаративных заданий. Так, на-
; пример, адсорбционная способность угля была им открыта при полу-
). чении чистой винной кислоты. Уголь прочно вошел в технологическую
f практику как важнейший адсорбент. Т. Е. Ловиц предложил ряд ох-
ладительных смесей. Он первым в мире приготовил безводную уксус
ную кислоту. Метод очистки и укрепления хлебной водки с помощью
' угля и дистилляции, предложенный Т. Е. Ловицем, сохранился почти
без всяких изменений до настоящего времени.
Впервые в истории науки и техники ему удалось получить абсолютный спирт; им же были составлены первые алкоголеметрические таблицы.
I Академик и профессор по кафедре химической технологии В. М. Се-
вергин (1765—1826), так же как и Т. Е. Ловиц, был одним из видных
представителей эпохи «химической революции». Помимо работы в
Академии наук, В. М. Севергин читал курс «химических наставле-
• ний» в Медико-хирургической академии для врачей и фармацевтов.
1 Эти лекции послужили основой для составления первого руководства
по исследованию лекарств под названием «Способ испытывать чистоту и неподложность химических произведений лекарственных», изданного в 1800 г. В этом руководстве В. М. Севергин уделяет внимание галеновым препаратам и «аптекарским составлениям» (лекарственные формы), разбирая причины возникновения в них признаков недоброкачественности и появления примесей.
-, В первой половине XIX века исключительную роль в развитии оте-
чественной фармации сыграли Московский университет и Петербургская медико-хирургическая академия—научные центры передовой ме-
дицинской и фармацевтической науки. На медицинском факультете Московского университета теоретические основы фармации разрабатывались А. А. Иовским (1796—1858), читавшим лекции по фармации, общей и аналитической химии, фармакологии и токсикологии. Перу А. А. Иовского принадлежат руководства «Начертание фармации» (1838) и «Фармация» (1848).
Теоретические основы фармации разрабатывались также А. П. Не-любиным (1785—1858), в течение 26 лет возглавлявшим кафедру фармации Медико-хирургической академии. Руководство А. П. Нелю-бина «Пространная фармакография или фармакодинамическое и хи-мико-фарм,ацевтическое изложение приготовления и употребления новейших лекарств» являлось энциклопедией передовых для того времени знаний по лекарствоведению. Оно выдержало пять изданий (с 1827 по 1854 г.).
Во второй половине XIX века развитию отечественной фармации активно способствовали акад. Ю. К. Трапп, проф. В. А. Тихомиров и проф. И. Г. Драгендорф.
Ю. К. Трапп (1814—1908)—-начальник кафедры фармации Петербургской медико-хирургической акадехмии, известен своими выдающимися работами во многих областях фармации. Является автором руководств по исследованию ядов, фармакогнозии, фармации и рецептуре. В руководстве по рецептуре, выдержавшем два издания (1876, 1880), автор ввел классификацию лекарственных форм по агрегатному состоянию.
В. А. Тихомиров (1841—1915)—профессор фармации и фармакогнозии Московского университета. Больше известен как «лассик отечественной фармакогнозии, но он очень многое сделал и для становления технологии лекарств как научной дисциплины. Его «Курс фармации» выдержал пять изданий (с 1882 по 1909 г.).
И. Г. Драгендорф (1836—1898) —профессор фармации Дерптско-го, или Юрьевского (ныне Тартуского), университета. Его классическое руководство «Лекарственные растения разных народов и времен» (1898) до сих пор является отправным источником для специализирующихся в области химии лекарственных растений и технологии галеновых препаратов. И. Г. Драгендорф был редактором журнала Петербургского фармацевтического общества.
Рамки учебного руководства не позволяют нам остановиться на работах в области фармации многих других отечественных ученых, в том числе Г. Ф. Соболевского (1741 —1807)—профессора «Materia medica» в Медико-хирургической академии, профессоров Московского университета И. А. Двигубокого (1771—1859) и Н. Э. Лясковского (1816—1871), занимавшихся изучением лекарствоведения, научной и практической фармации, профессора Дерптокого университета Д. Грин-деля (1776—1836)—основателя первого фармацевтического журнала в России, Ф. И. Гизе (1781—1821), ранее работавшего в Харькове и открывшего хинин, и др.
Если бы фармацевтической науке не уделялось должного внимания со стороны Академии наук, Медико-хирургической академии.и медицинских факультетов российских университетов.и если бы в России одновременно не развивалась научно-общественная мысль (научные медицинские, фармацевтические, химические общества), то развитие отечественной фармации, несомненно, серьезно отстало бы от развития фармации на Западе. Однако этого не произошло, хотя царское правительство проявило ко многим научным достижениям отечественных ученых (Т. Е. Ловиц, Н. Н. Зинин, П. Г. Голубев и др.), плодами идей и работ которых не преминули воспользоваться на Западе, полнейшую безучастность.