Синий цвет также легко понятен. Он также отражает физиологическую и психическую потребность, а именно покой.
Здесь уместно процитировать Гете, естествоиспытателя и поэта, так как он выразил сущность синего цвета поэтическим понятием "очаровательное ничто". Этим он не объясняет, что именно представляет собой синий цвет, а выражает оптическое впечатление словами той же тональности. Вновь на помощь приходит Кандинский: "Склонность синего цвета к глубине настолько велика, что он становится интенсивнее именно в более глубоких тонах и действует "характернее", проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхчувственному. Синий – это типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя. Склоняясь к черному, он приобретает примесь нечеловеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца".
К.Кестлин пишет в своей "Asthetib" ("Эстетика", Тюбинген, 1889) о синем цвете:
"Синий – чрезвычайно мягкий и охлаждающий контраст по отношению ко всему беспокойному, яркому, давящему, утомляющему, это картина мирной нежности и услаждающей свежести; это сама хрупкость по сравнению со всей материальной громоздкостью и тяжестью".
Кандинский толкует синий цвет как концентрическое движение. Гете в параграфе 781 своего учения о [ цветах говорит: "Насколько охотно мы следуем за уда-.: ляющимся от нас предметом, настолько же охотно мы смотрим на синий цвет, и не потому, что он на нас наступает, а потому, что он влечет нас за собой". Эрнст Юнгер в своей книге "Lob der Vokale" трактует синий цвет с еще более глубоким смыслом: "Синий – это цвет, выражающий ничто и прекрасное одновременно".
Рудольф Штайнер в "Das Wesen der Farbe" ("Сущность цвета") пытается свести действие желтого и синего цвета к одной формуле и говорит: "Желтый – излучающий, синий – поглощающий, втягивающий лучи в себя".
Кандинский описывает то же действие: "Желтый получает движение из центра и почти приближается к человеку, а синий развивает концентрическое движение (как улитка, вползающая в свой домик) и удаляется от человека". Одновременно он чувствует, что в синем можно утонуть.
Чтобы повысить основное значение синего цвета, а именно, усилить чувство покоя, в тесте Люшера используется темно–синий цвет.
Темно–синий вызывает безмятежный покой. При рассматривании темно–синего цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функции бодрствования снижаются и регулируются трофотропно. Организм настраивается на успокоение и отдых. При заболевании и переутомлении потребность в синем цвете повышается. Восприимчивость и готовность к боли повышаются.
Темно–синий цвет – как и каждый из четырех основных цветов – является цветовым выражением одной из основных биологических потребностей: физиологически – покоя, психологически – удовлетворения. Удовлетворение означает наступление мира и удовлетворенности. Кто находится в подобном уравновешенном, гармоничном состоянии без напряжения, чувствует себя на своем месте: в тесной связи с окружаюшим и в безопасности. Синий цвет выражает единение, тесную связь. В народе говорят: "Синий цвет – верность". В состоянии единения с окружающим отмечается особая чувствительность к переменам. Поэтому синий цвет отвечает всем видам чувствительности.
Из основного значения синего цвета развивается ' бесконечное множество особых значений и возможностей, из которых здесь упоминаются только некоторые. Синий цвет как повышенная восприимчивость является предпосылкой способности проникновения, эстетических переживаний и глубокомысленных размышлений.
Шеллинг в своей книге " Philosophic der Kunst" ("Философия искусства") имеет в виду только синие символы, когда пишет: "Тишина – состояние, свойственное красоте, как покой свойственен спящему морю". Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Вкусовое ощущение синего цвета – сладость (поэтому раньше головки сахара заворачивали в синее); чувственное восприятие – нежность, а его орган – кожа. Определенные аллергические воепаления кожи могут быть связаны с утратой нежности, любви и с нарушением семейных взаимоотношений.
Родственный санскриту язык Pali называет предпочтительный для медитации темно–синий цвет одним словом "nila". Это говорит о том, что уже в древней Индии темно–синий цвет воспринимали как наиболее типичный оттенок. В немецком языке для обозначения биологического тонуса, выражаемого темно–синим цветом, есть трудно переводимое понятие "Gemut" (дух, нрав, характер). Темно–синий цвет на-сышен – особенно часто его предпочитают люди, склонные к ожирению – и выражает удовлетворение и исполнение. Это исполнение идеала единения (отсюда голубой цветок романтизма); это – тесная связь с праматерью, преданность и доверие, любовь и самопожертвование (отсюда синее одеяние богоматери Марии). Синий выражает вечность, а поэтому традиции. Если синий цвет отвергается в тесте как несимпатичный, то потребность в "покое" и связи, основанной на доверии, остается неудовлетворенной. Существующие человеческие и производственные связи отвергаются, как несоответствующие ожидаемому идеалу и воспринимаются как скучные и парализующие. Так как имеющиеся контакты обременяют и угнетают исследуемого, то он расценивает их как зависимость и стремится избежать этой зависимости.
Отклонение темно–синего цвета означает, что человек избегает ослабляющего напряжения покоя, так как считает, что не может в данный момент позволить себе отдых без отказа от чего–то важного. Такой человек предчувствует, что расслабляющий покой вызовет именно ту атонию, перед которой он – в большинстве случаев подсознательно – испытывает страх. Атония может привести к депрессии, которой стремятся избежать. Для таких людей синий цвет не "привлекательное ничто", а угрожающее ничто, так как у них выражаемая этим цветом потребность в связи в главном не удовлетворена; часто это отношение к партнеру по любви, иногда к коллегам по работе, или к месту, где человек должен жить. Тот, кто постоянно отвергает синий цвет, лишен "удовлетворяющего единения", которого ему недостает. В результате этого возникает тревожное и напряженное беспокойство, суетливость и поиски возбуждения с тем, чтобы избежать подстерегающей атонии или даже депрессии при таком бессмысленном образе жизни.
При обследовании 5000 человек, курящих сигареты, оказалось, что больше половины из них отвергают синий цвет, особенно те, кто курит темный ароматичный табак. В данном случае возбуждение от курения, видимо, служит защитой от атонии. При повышенных раздражителях (например, телевидение) и изменчивом беспокойном поведении страдает также способность к концентрации, что, особенно у детей, выражается в невосприимчивости к учебе. Продолжительное раздражение может вызвать у взрослых невротические нарушения в органах. Отказ от темно–синего цвета, как страх перед покоем, часто в качестве компенсации вызывает предпочтение красного цвета и свидетельствует о стремлении к возбуждающим переживаниям. Если неудовлетворенное чувство душевного единения в качестве компенсации требует красного цвета, то таким образом возникает "страстный" сексуальный дурман.
Светло-синий (голубой) цвет
Светло–синий наряду с красным является наиболее популярным, если он избирается просто как цвет, а в не каких–либо определенных целях. Его психологическая характеристика – беззаботное веселье. Светло–синий не обременен ни тяжестью темного, ни беспокойством красного, ни холодной сдержанностью и застоем зелено–синего. Светло–синий – цвет беспечности и беззаботности, так как он не предъявляет претензий и поэтому не принимает обязательств. Светло–синий – это "очаровательное ничто", о котором говорит Гете.