В природе солнце редко окрашено в желтый цвет, мы видим его как ослепляющий свет или как сияющий оранжевый, когда оно стоит над горизонтом. И все же представление о желтом цвете легко увязывается у нас с солнцем, как и у детей, рисующим солнце желтым. Все, что озаряется солнцем, становится светлым и благодаря световому рефлексу получает желтоватый отблеск. Желтый цвет воспринимается нами как солнце, светлым и сверкающим. Желтый цвет – легкий, сияющий, возбуждающий и поэтому согревающий.
После белого лучще всего отражает падающий свет желтый. Создается впечатление, будто бы свет скользит по светлой поверхности и не проникает в темную внутреннюю глубину.
Тяга к поверхности характерна для желтого цвета во многих отношениях. Яркость желтого и полированная, блестящая поверхность дополняют друг друга, создавая великолепие блестящего золота. Желтый, как цвет поверхности, не скрывает тайн, и ни Гете, ни Василий Кандинский не открывают нам о сущности желтого цвета ничего такого, чего бы мы не воспринимали сами.
Гете: "Этот цвет наиболее близок к дневному свету. В своей высшей чистоте он всегда несет с собой природу светлого, ему присущи радость, бодрость, нежное возбуждение. Из практики известно, что желтый производит очень теплое, приятное впечатление. Этот эффект теплоты лучше всего проявляется, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в пасмурные зимние дни. Глаз радуется, сердце переполняет восторг, душа поет, кажется, что на нас повеяло настоящим теплом". Кандинский также указывает на то, "что желтый настолько склоняется к светлому (белому), что вообще не может быть очень темного желтого. (Например, в языке Pali имеется только слово для обозначение светло–желтого, но нет слова для
обозначения темно–желтого. Сравни с выше приведенным значением в отношении темно–синего). Рассматривая окрашенный в желтый цвет круг, видишь, что желтый излучает свет, движется из центра и почти зримо приближается к человеку". Он чувствует "первое движение желтого – стремление к человеку, которое может стать назойливым (при усилении интенсивности желтого), и второе движение желтого – стремление перешагнуть границы, рассеять силы в пространстве... и бесцельно излиться во все стороны.
С другой стороны, желтый беспокоит человека, возбуждает его и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, наконец, становится дерзкой и навязчивой. Это свойство желтого, тяготеюшего к более светлым тонам, может достичь невыносимой для глаза и души высоты и силы. В этом случае он звучит как все более громко и резко поющая труба или высокий звук фанфар".
Если к зеленому свету добавить красный (аддитивное смешение цветов), то получится желтый. Это оптическое объединение обоих цветов в желтый соответствует и психологическому началу желтого цвета.
Красный как возбуждение, а зеленый как напряжение создают в результате состояние возбужденного напряжения. Как из красного и зеленого появляется другой цвет, желтый, так и возбужденное напряжение приводит к другому психическому состоянию: к взрыву, к разрядке, к эксцентрическому расслаблению, как, например, смех после фразы, раскрывающей смысл анекдота. Желтый выражает эксцентрическое разрешение возбужденного напряжения.
Зеленый цвет – это концентрическое напряжение и инерция; желтый же – эксцентрическая разрядка и ■ изменение.
Если мы сравним зеленый с заряженной, статической, потенциальной энергией, то желтый соответствует разряженной, динамической, кинетической энергии.
Чтобы более наглядно продемонстрировать, что означает процесс освобождения и что представляет собой с психологической точки зрения желтый цвет, можно провести символическое, но не совсем научно оправданное сравнение с куском сахара, растворяющимся в воде. Вода преодолевает силы сцепления, действующие в кристаллическом сахаре, таким образом, что форма сахара "растворяется" и "изменяется". Напряженное состояние, способствующее кристаллизации сахара, исчезает благодаря "раздражающему действию" воды или, другими словами, "раздражающее действие" воды снимает внутреннее напряжение и вызывает изменение формы. Из этого простого образного сравнения следует, что желтый цвет нужно понимать, как изменение и как снятие наличествующего напряжения с помощью раздражающего действия. В немецком языке сексуальный оргазм метко переводят словом "освобождение", снятие напряжения. Не желая делать физиологически обоснованных выводов, можно сказать, что в действительности освобождение наступает тогда, когда возбужденное напряжение в результате сексуального раздражения достигает своего апогея и должно быть снято. Это кратковременное "изменение" психо–вегетативного состояния во время "освобождения" переживается как чувство наслаждения. Только после этого краткого "желтого" состояния наступает покой "синего цвета".
Предпочтение желтого цвета остальным означает поиск освобождения, способного сделать счастливым, ибо таковое отсутствует. Если же одновременно с этим отвергается синий цвет, означающий покой, удовлетворение и единение, то речь идет о несчастном и неподходящем для реальной связи человеке, который в постоянном беспокойстве ищет удовлетворение в идоле любви. Это предпочтение желтого цвета при отклонении синего часто свидетельствует, например, об "ажитированной депрессии", которую фармакологически следует лечить с помощью антидепрессантов, понижающих возбуждение (Amitriptylin или Tnioridazin), а психоаналитически – как позитивную или негативную материнскую связь.
Если же отклоняется синий цвет (возбужденное беспокойство, чувствительность) и предпочитается желтый (поиск и ожидание освобождающей разрядки), а вместе с ним и зеленый (напряжение, самоутверждение), то это беспокойство, эта чувствительность, форсированное самоутверждение и напряжение ожидания характерны для честолюбивого человека, которому недостает дружеских связей в коллективе и который пытается завоевать признание с помощью превосходства. В данном случае, где отсутствующее чувство безопасности (– синий: конфликт связей) ведет к такой напряженности (+ зеленый), что требуется компенсирующая разрядка (+ желтый), часто наступает психо–вегетативная сенсибилизация органов (например, желудка, кишечника, желчного пузыря). Всегда, когда в восьмицветовом ряду зеленый и желтый стоят рядом и образуют одну группу, то напряжение и разрядка объединяются в целях непосредственного снятия и нейтрализующего выравнивания напряжений. Кто оказывает предпочтение зеленому и желтому, нуждается в немедленном подтверждении, что его ценят, уважают. Он с большим напряжением наблюдает, будет ли высказано в отношении его ожидаемое признание, чтобы можно было снять (+ желтый) напряжение (+ зеленый).
Тот, кто отвергает эти оба основных цвета, т.е. две основных потребности, как несимпатичные, тоже не может больше выносить напряженного давления (зеленый) и раздражающего возбуждения (желтый). В этом случае честолюбие настолько сильно заторможено невротическим страхом, что бросается в глаза подчеркнуто равнодушная небрежная манера поведения.
Если зеленому отдается предпочтение как полюсу напряжения, а желтый отвергается как полюс разрядки или снятия напряжения, то это состояние можно сравнить с батареей, которая отдала много напряжения и вновь должна быть заряжена. Подобное отношение к этим двум цветам проявляют люди, которые хотят быть твердыми, чтобы не поддаться чуждому им влиянию, или из боязни осрамиться нуждаются в уверенности. Если же, наоборот, отвергается зеленый, так как давление напряжения становится невыносимым, в то время как желтому цвету, снимающему напряжение, отдается предпочтение, то это состояние можно образно сравнить с перезаряженной, "кипящей" батареей.
Если оба полюса – напряжение (зеленый) и разрядка (желтый) – не замыкаются в группу, а связываются с возбуждением (красный), то все три они дают в результате "эрготропную функциональную группу".
И наоборот, в случае сочетания зеленого и желтого с синим, покоем, в этих трех цветах выявляется "тро-фотропная группа отдыха".
В то время как расстройства в диапазоне синего и красного цветов (покой и возбуждение) особенно проявляются в виде заболеваний сердца и органов кровообращения, напряжение (зеленый) и разрядка (желтый) относятся преимущественно к желудочно-кишечным заболеваниям. По этой причине пациенты со склонностью к спазмам гладкой мускулатуры (желу-дочно–кищечных, желчных и мочевых путей) часто обнаруживают специфическое предпочтение зеленого и желтого цветов.
Желтый – это основной цвет. Он выражает основную психическую потребность – раскрыться. В развитии и раскрытии заложен индивидуальный смысл всех изменений. В них заключена надежда, стремление к радости, к счастью. Желтому оказывают предпочтение люди, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого. Они надеются на разрядку с помощью освобождения от нагрузки или от связи, которая угнетает их как зависимость. Беременные, которых тренируют по Риду на "безбоязненные" роды, по статистическим данным, как правило, предпочитают желтый цвет. Они нуждаются в напряжении ожидания и раздражителе надежды, чтобы не погрузиться в состояние разочарованного, депрессивного расслабления.
Предпочтение желтого цвета наблюдается у людей, которые из–за отсутствия жилья или неудовлетворяющих их домашних условий отправляются в дальние путешествия, гонимые тоской по дальним странам. Увлекающиеся полетами люди, которые охотно отрываются от окружающей реальности, также предпочитают желтый цвет.
От напряжений (зеленый) и неумолимой последовательности реальной жизни некоторые скрываются в мир идеологических представлений (желтый). Считается, что желтый является цветом озарения, поэтому ореол Христа–спасителя и святых (Будда) также желтый.
Желтый как цвет разрядки, освобождающей от раздражающего напряжения, выражает только нервное и психическое состояние. Хотя он отражает также и состояние, стимулирующее фантастические представления, однако, как и все цвета, взятые в отдельности, ничего не говорит о действительном духовном мире человека. Тяга желтого цвета к поверхности может даже отражать поверхностность человека, а его расширение – бесполезную деятельность. В данном случае раздражающее напряжение, возникающее из–за неудовлетворенных потребностей, просто глушится с помощью банальных возбуждений. Если же напряжение ожидания и надежды не оправдываются, то возникает неприязненное чувство, которое народная молва приписывает желтому цвету: "Желтый – цвет зависти". Надеющийся предпочитает желтый, разочарованный отвергает его. При обследовании двухсот хронических алкоголиков оказалось, что желтый является наиболее решительно отвергаемым цветом, в то время как фиолетовому отдается предпочтение (Буш).
Тот, кто будучи разочарованным, отклоняет желтый цвет, тот еще не пережил боли какой–то утраты. Раздраженное напряжение, взывающее к надежде и ожиданию, накапливается и может стать угрожающим. Цветовой тест констатирует тревожное состояние: когда отчаявшийся "хватается за соломинку" и хочет принудительно вызвать последнюю надежду, то он
еще раз отдаст предпочтение желтому цвету, но вместе с принуждающим черным. Он зачастую, так же, как и Ван-Гог, в последней картине которого (июнь 1890) черные вороны кружат под черно–синими грозовыми тучами над волнующим желтым пшеничным полем, стоит на грани самоуничтожения.
Во временном отношении зеленый выражает законсервированную продолжительность, желтый же, напротив, соответствует неопределенному будущему и неосуществимым возможностям. Желтый возбужденно–напряженно стремится к развязке, т.е. вперед, к новому, современному, к предполагаемому лучшему будущему.