Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


III. »з бесед и поучений старца «осимы




 

ƒ) Ќечто об иноке русском и о возможном значение его.

ќтцы и учители, что есть инок? ¬ просвещенном мире слово сие произноситс€ в наши дни у иных уже с насмешкой, а у некоторых и как бранное. » чем дальше, тем больше. ѕравда, ох правда, много и в монашестве туне€дцев, плотоугодников, сластолюбцев и наглых брод€г. Ќа сие указывают образованные светские люди: Ђ¬ы, дескать, лент€и и бесполезные члены общества, живете чужим трудом, бесстыдные нищиеї. ј между тем, сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединени€ и пламенной в тишине молитвы. Ќа сих меньше указывают и даже обход€т молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединенной, молитвы выйдет может быть еще раз спасение земли русской! »бо воистину приготовлены в тишине Ђна день и час, и мес€ц и годї. ќбраз ’ристов хран€т пока в уединении своем благолепно и неискаженно, в чистоте правды божией, от древнейших отцов, апостолов и мучеников, некогда надо будет, €в€т его поколебавшейс€ правде мира. —и€ мысль велика€. ќт востока звезда си€ восси€ет.

“ак мыслю об иноке и неужели ложно, неужели надменно? ѕосмотрите у мирских и во всем превознос€щемс€ над народом божиим мире, не исказилс€ ли в нем лик божий и правда его? ” них наука, а в науке лишь то, что подвержено чувствам. ћир же духовный, высша€ половина существа человеческого отвергнута вовсе, изгнана с некиим торжеством, даже с ненавистью. ѕровозгласил мир свободу, в последнее врем€ особенно, и что же видим в этой свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство! »бо мир говорит: Ђ»меешь потребности, а потому насыщай их, ибо имеешь права такие же, как и у знатнейших и богатейших людей. Ќе бойс€ насыщать их, но даже приумножайї, Ц вот нынешнее учение мира. ¬ этом и вид€т свободу. » что же выходит из сего права на приумножение потребностей? ” богатых уединение и духовное самоубийство, а у бедных Ц зависть и убийство, ибо права-то дали, а средств насытить потребности еще не указали. ”вер€ют, что мир чем далее, тем более единитс€, слагаетс€ в братское общение, тем что сокращает рассто€ни€, передает по воздуху мысли. ”вы, не верьте таковому единению людей. ѕонима€ свободу, как приумножение и скорое утоление потребностей, искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. ∆ивут лишь дл€ зависти друг к другу, дл€ плотоугоди€ и чванства. »меть обеды, выезды, экипажи, чины и рабов-прислужников считаетс€ уже такою необходимостью, дл€ которой жертвуют даже жизнью, честью и человеколюбием, чтоб утолить эту необходимость, и даже убивают себ€, если не могут утолить ее. ” тех, которые не богаты, то же самое видим, а у бедных неутоление потребностей, зависть пока заглушаютс€ пь€нством. Ќо вскоре вместо вина упьютс€ и кровью, к тому их ведут. —прашиваю € вас: —вободен ли такой человек? я знал одного Ђборца за идеюї, который сам рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме табаку, то он до того был измучен лишением сим, что чуть не пошел и не предал свою Ђидеюї, чтобы только дали ему табаку. ј ведь этакой говорит: Ђза человечество боротьс€ идуї. Ќу куда такой пойдет и на что он способен? Ќа скорый поступок разве, а долго не вытерпит. » не дивно, что вместо свободы впали в рабство, а вместо служени€ братолюбию и человеческому единению впали напротив в отъединение и уединение, как говорил мне в юности моей таинственный гость и учитель мой. ј потому в мире всЄ более и более угасает мысль о служении человечеству, о братстве и целостности людей и воистину встречаетс€ мысль си€ даже уже с насмешкой, ибо как отстать от привычек своих, куда пойдет сей невольник, если столь привык утол€ть бесчисленные потребности свои, которые сам же навыдумал? ¬ уединении он, и какое ему дело до целого. » достигли того, что вещей накопили больше, а радости стало меньше.

ƒругое дело путь иноческий. Ќад послушанием, постом и молитвой даже смеютс€, а между тем лишь в них заключаетс€ путь к насто€щей, истинной уже свободе: отсекаю от себ€ потребности лишние и ненужные, самолюбивую и гордую волю мою смир€ю и бичую послушанием, и достигаю тем, с помощию божьей, свободы духа, а с нею и весель€ духовного!  то же из них способнее вознести великую мысль и пойти ей служить, Ц уединенный ли богач или сей освобожденный от тиранства вещей и привычек? »нока кор€т его уединением: Ђ”единилс€ ты, чтобы себ€ спасти в монастырских стенах, а братское служение человечеству забылї. Ќо посмотрим еще, кто более братолюбию поусердствует? »бо уединение не у нас, а у них, но не вид€т сего. ј от нас и издревле де€тели народные выходили, отчего же не может их быть и теперь? “е же смиренные и кроткие постники и молчальники восстанут и пойдут на великое дело. ќт народа спасение –уси. –усский же монастырь искони был с народом. ≈сли же народ в уединении, то и мы в уединении. Ќарод верит по-нашему, а неверующий де€тель у нас в –оссии ничего не сделает, даже будь он искренен сердцем и умом гениален. Ёто помните. Ќарод встретит атеиста и поборет его, и станет едина€ православна€ –усь. Ѕерегите же народ и оберегайте сердце его. ¬ тишине воспитайте его. ¬от ваш иноческий подвиг, ибо сей народ богоносец.

 

≈) Ќечто о господах и слугах и о том, возможно ли господам и слугам стать взаимно по духу брать€ми.

Ѕоже, кто говорит, и в народе грех. ј пламень растлени€ умножаетс€ даже видимо, ежечасно, сверху идет. Ќаступает и в народе уединение: начинаютс€ кулаки и мироеды; уже купец всЄ больше и больше желает почестей, стремитс€ показать себ€ образованным, образовани€ не име€ ни мало, а дл€ сего гнусно пренебрегает древним обычаем и стыдитс€ даже веры отцов. ≈здит ко кн€зь€м, а всего-то сам мужик порченый. Ќарод загноилс€ от пь€нства и не может уже отстать от него. ј сколько жестокости к семье, к жене, к дет€м даже; от пь€нства всЄ. ¬идал € на фабриках дев€тилетних даже детей: хилых, чахлых, согбенных и уже развратных. ƒушна€ палата, стучаща€ машина, весь божий день работы, развратные слова и вино, вино, а то ли надо душе такого малого еще дит€ти? ≈му надо солнце, детские игры и всюду светлый пример и хоть каплю любви к нему. ƒа не будет же сего, иноки, да не будет ист€зани€ детей, восстаньте и проповедайте сие скорее, скорее. Ќо спасет бог –оссию, ибо хоть и развратен простолюдин и не может уже отказать себе во смрадном грехе, но всЄ же знает, что прокл€т богом его смрадный грех, и что поступает он худо, греша. “ак что неустанно еще верует народ наш в правду, бога признает, умилительно плачет. Ќе то у высших. “е во след науке хот€т устроитьс€ справедливо одним умом своим, но уже без ’риста, как прежде, и уже провозгласили, что нет преступлени€, нет уже греха. ƒа оно и правильно по-ихнему: ибо если нет у теб€ бога, то какое же тогда преступление? ¬ ≈вропе восстает народ на богатых уже силой, и народные вожаки повсеместно ведут его к крови и учат, что прав гнев его. Ќо Ђпрокл€т гнев их, ибо жестокї. ј –оссию спасет господь, как спасал уже много раз. »з народа спасение выйдет, из веры и смирени€ его. ќтцы и учители, берегите веру народа, и не мечта сие: поражало мен€ всю жизнь в великом народе нашем его достоинство благолепное и истинное, сам видел, сам свидетельствовать могу, видел и удивл€лс€, видел, несмотр€ даже на смрад грехов и нищий вид народа нашего. Ќе раболепен он, и это после рабства двух веков. —вободен видом и обращением, но безо вс€кой обиды. » не мстителен, и не завистлив. Ђ“ы знатен, ты богат, ты умен и талантлив, Ц и пусть, благослови теб€ бог. „ту теб€, но знаю, что и € человек. “ем, что без зависти чту теб€, тем-то и достоинство мое €вл€ю пред тобой человеческоеї. ¬оистину, если не говор€т сего (ибо не умеют еще сказать сего), то так поступают, сам видел, сам испытывал, и верите ли: чем беднее и ниже человек наш русский, тем и более в нем сей благолепной правды заметно, ибо богатые из них кулаки и мироеды во множестве уже развращены, и много, много тут от нерадени€ и несмотрени€ нашего вышло! Ќо спасет бог людей своих, ибо велика –осси€ смирением своим. ћечтаю видеть и как бы уже вижу €сно наше гр€дущее: ибо будет так, что даже самый развращенный богач наш кончит тем, что устыдитс€ богатства своего пред бедным, а бедный, вид€ смирение сие, поймет и уступит ему с радостью и лаской ответит на благолепный стыд его. ¬ерьте, что кончитс€ сим: на то идет. Ћишь в человеческом духовном достоинстве равенство, и сие поймут лишь у нас. Ѕыли бы брать€, будет и братство, а раньше братства никогда не раздел€тс€. ќбраз ’ристов храним, и восси€ет как драгоценный алмаз всему мируЕ Ѕуди, буди!

ќтцы и учители, произошло раз со мною умилительное дело. —транству€, встретил € однажды, в губернском городе  ., бывшего моего денщика јфанаси€, а с тех пор, как € рассталс€ с ним, прошло уже тогда восемь лет. Ќеча€нно увидел мен€ на базаре, узнал, подбежал ко мне, и боже, сколь обрадовалс€. так и кинулс€ ко мне: ЂЅатюшка, барин, выли это? ƒа неужто вас вижу?ї ѕовел мен€ к себе. Ѕыл уже он в отставке, женилс€, двух детей младенцев уже прижил. ѕроживал с супругой своею мелким торгом на рынке с лотка.  омнатка у него бедна€, но чистенька€, радостна€. ”садил мен€, самовар поставил, за женой послал, точно € праздник какой ему сделал, у него по€вившись. ѕодвел ко мне деток: Ђблагословите, батюшкаї. Ђћне ли благословл€ть, отвечаю ему, инок € простой и смиренный, бога о них помолю, а о тебе, јфанасий ѕавлович, и всегда, на вс€к день, с того самого дн€, бога молю, ибо с теб€, говорю, всЄ и вышлої. » объ€снил ему € это, как умел. “ак что же человек: смотрит на мен€ и всЄ не может представить, что €, прежний барин его, офицер, пред ним теперь в таком виде и в такой одежде: заплакал даже. Ђ„его же ты плачешь, говорю ему, незабвенный ты человек, лучше повеселись за мен€ душой, милый, ибо радостен и светел путь мойї. ћногого не говорил, а всЄ охал и качал на мен€ головой умиленно. Ђ√де же ваше, спрашивает, богатство?ї ќтвечаю ему: Ђ¬ монастырь отдал, а живем мы в общежитииї. ѕосле чаю стал € прощатьс€ с ними, и вдруг вынес он мне полтину, жертву на монастырь, а другую полтину, смотрю, сует мне в руку, торопитс€: Ђэто уж вам, говорит, странному, путешествующему, пригодитс€ вам может, батюшкаї. ѕрин€л € его полтину, поклонилс€ ему и супруге его и ушел обрадованный, и думаю дорогой: Ђвот мы теперь оба, и он у себ€, и € идущий, охаем, должно быть, да усмехаемс€ радостно, в веселии сердца нашего, покива€ головой и вспомина€, как бог привел встретитьс€ї. » больше € уж с тех пор никогда не видал его. Ѕыл € ему господин, а он мне слуга, а теперь, как облобызались мы с ним любовно и в духовном умилении, меж нами великое человеческое единение произошло. ƒумал € о сем много, а теперь мыслю так: неужели так недоступно уму, что сие великое и простодушное единение могло бы в свой срок и повсеместно произойти меж наших русских людей? ¬ерую, что произойдет, и сроки близки.

ј про слуг прибавлю следующее: сердилс€ € прежде, юношею, на слуг много: Ђкухарка гор€чо подала, денщик платье не вычистилї. Ќо озарила мен€ тогда вдруг мысль моего милого брата, которую слышал от него в детстве моем: Ђстую ли € того и весь-то, чтобы мне другой служил, а чтоб €, за нищету и темноту его, им помыкал?ї » подивилс€ € тогда же, сколь самые простые мысли, воочию €сные, поздно по€вл€ютс€ в уме нашем. Ѕез слуг невозможно в миру, но так сделай, чтобы был у теб€ твой слуга свободнее духом, чем если бы был не слугой. » почему € не могу быть слугою слуге моему и так, чтоб он даже видел это, и уж безо вс€кой гордости с моей стороны, а с его, невери€? ѕочему не быть слуге моему как бы мне родным, так что приму его наконец в семью свою и возрадуюсь сему? ƒаже и теперь еще это так исполнимо, но послужит основанием к будущему уже великолепному единению людей, когда не слуг будет искать себе человек и не в слуг пожелает обращать себе подобных людей, как ныне, а напротив изо всех сил пожелает стать сам всем слугой по евангелию. » неужели сие мечта, чтобы под конец человек находил свои радости лишь в подвигах просвещени€ и милосерди€, а не в радост€х жестоких, как ныне, Ц в объ€дении, блуде, чванстве, хвастовстве и завистливом превышении одного над другим? “вердо верую, что нет, и что врем€ близко. —меютс€ и спрашивают: когда же сие врем€ наступит и похоже ли на то, что наступит? я же мыслю, что мы со ’ристом это великое дело решим. » сколько же было идей на земле, в истории человеческой, которые даже за дес€ть лет немыслимы были и которые вдруг по€вл€лись, когда приходил дл€ них таинственный срок их, и проносились по всей земле? “ак и у нас будет, и восси€ет миру народ наш и скажут все люди: Ђкамень, который отвергли зиждущие, стал главою углаї. ј насмешников вопросить бы самих: если у нас мечта, то когда же вы-то воздвигнете здание свое и устроитесь справедливо лишь умом своим, без ’риста? ≈сли же и утверждают сами, что они-то, напротив, и идут к единению, то воистину веруют в сие лишь самые из них простодушные, так что удивитьс€ даже можно сему простодушию. ¬оистину у них мечтательной фантазии более, чем у нас. ћысл€т устроитьс€ справедливо, но, отвергнув ’риста, кончат тем, что зальют мир кровью, ибо кровь зовет кровь а извлекший меч погибнет мечом. » если бы не обетование ’ристово, то так и истребили бы друг друга даже до последних двух человек на земле. ƒа и сии два последние не сумели бы в гордости своей удержать друг друга, так что последний истребил бы предпоследнего, а потом и себ€ самого. » сбылось бы, если бы не обетование ’ристово, что ради кротких и смиренных сократитс€ дело сие. —тал € тогда, еще в офицерском мундире, после поединка моего, говорить про слуг в обществе, и все-то, помню, на мен€ дивились: Ђчту же нам, говор€т, посадить слугу на диван да ему чай подносить?ї ј € тогда им в ответ: Ђпочему же и не так, хот€ бы только иногдаї. ¬се тогда засме€лись. ¬опрос их был легкомысленный, а ответ мой не€сный, но мыслю, что была в нем и нека€ правда.

 

∆) ќ молитве, о любви и о соприкосновении мирам иным.

ёноша, не забывай молитвы.  аждый раз в молитве твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и нова€ мысль, которую ты прежде не знал, и котора€ вновь ободрит теб€; и поймешь, что молитва есть воспитание. «апомни еще: на каждый день, и когда лишь можешь, тверди про себ€! Ђ√осподи, помилуй всех днесь пред тобою представшихї. »бо в каждый час и каждое мгновение тыс€чи людей покидают жизнь свою на сей земле и души их станов€тс€ пред господом, Ц и сколь многие из них расстались с землею отъединенно, никому неведомо, в грусти и тоске, что никто-то не пожалеет о них и даже не знает о них вовсе: жили ль они или нет. » вот, может быть с другого конца земли вознесетс€ ко господу за упокой его и тво€ молитва, хот€ бы ты и не знал его вовсе, а он теб€. —коль умилительно душе его, ставшей в страхе пред господом, почувствовать в тот миг, что есть и за него молельщик, что осталось на земле человеческое существо и его люб€щее. ƒа и бог милостивее воззрит на обоих вас, ибо если уже ты столь пожалел его, то кольми паче пожалеет он, бесконечно более милосердый и любовный чем ты. » простит его теб€ ради.

Ѕрать€, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле. Ћюбите всЄ создание божие, и целое, и каждую песчинку.  аждый листик, каждый луч божий любите. Ћюбите животных, любите растени€, любите вс€кую вещь. Ѕудешь любить вс€кую вещь и тайну божию постигнешь в вещах. ѕостигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать всЄ далее и более, на вс€к день. » полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью. ∆ивотных любите: им бог дал начало мысли и радость безм€тежную. Ќе возмущайте же ее, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли божией. „еловек, не возносись над животными: они безгрешны, а ты со своим величием гноишь землю своим по€влением на ней и след свой гнойный оставл€ешь после себ€, Ц увы, почти вс€к из нас! Ц ƒеток любите особенно, ибо они тоже безгрешны, €ко ангелы, и живут дл€ умилени€ нашего, дл€ очищени€ сердец наших и как некое указание нам. √оре оскорбившему младенца. ј мен€ отец јнфим учил деток любить: он милый и молчащий в странстви€х наших, на пода€нные грошики им пр€ничков и леденцу бывало купит и раздаст; проходить не мог мимо деток без сотр€сени€ душевного: таков человек.

ѕред иною мыслью станешь в недоумении, особенно вид€ грех людей, и спросишь себ€: Ђвз€ть ли силой, али смиренною любовью?ї ¬сегда решай: Ђвозьму смиренною любовьюї. –ешишьс€ так раз навсегда, и весь мир покорить возможешь. —мирение любовное Ц страшна€ сила, изо всех сильнейша€, подобной которой и нет ничего. Ќа вс€к день и час, на вс€кую минуту ходи около себ€ и смотри за собой, чтоб образ твой был благолепен. ¬от ты прошел мимо малого ребенка, прошел злобный со скверным словом, с гневливою душой; ты и не приметил, может, ребенка-то, а он видел теб€, и образ твой, непригл€дный и нечестивый, может, в его беззащитном сердечке осталс€. “ы и не знал сего, а может быть ты уже тем в него сем€ бросил дурное, и возрастет оно пожалуй, а всЄ потому, что ты не уберегс€ пред дит€тей, потому что любви осмотрительной, де€тельной не воспитал в себе. Ѕрать€, любовь учительница, но нужно уметь ее приобрести, ибо она трудно приобретаетс€, дорого покупаетс€, долгою работой и через долгий срок, ибо не на мгновение лишь случайное надо любить, а на весь срок. ј случайно-то и вс€к полюбить может, и злодей полюбит. ёноша брат мой у птичек прощени€ просил: оно как бы и бессмысленно, а ведь правда, ибо всЄ как океан, всЄ течет и соприкасаетс€, в одном месте тронешь, в другом конце мира отдаетс€. ѕусть безумие у птичек прощени€ просить, но ведь и птичкам было бы легче и ребенку и вс€кому животному около теб€, если бы ты сам был благолепнее, чем ты есть теперь, хоть на одну каплю да было бы. ¬сЄ, как океан, говорю вам. “огда и птичкам стал бы молитьс€, всецелою любовию мучимый, как бы в восторге каком, и молить, чтобы и они грех твой отпустили тебе. ¬осторгом же сим дорожи, как бы ни казалс€ он люд€м бессмысленным.

ƒруги мои, просите у бога весель€. Ѕудьте веселы как дети. как птички небесные. » да не смущает вас грех людей в вашем делании, не бойтесь, что затрет он дело ваше и не даст ему совершитьс€, не говорите: Ђсилен грех, сильно нечестие, сильна среда скверна€, а мы одиноки и бессильны, затрет нас скверна€ среда и не даст совершитьс€ благому деланиюї. Ѕегите, дети, сего уныни€! ќдно тут спасение себе: возьми себ€ и сделай себ€ же ответчиком за весь грех людской. ƒруг, да ведь это и вправду так, ибо чуть только сделаешь себ€ за всЄ и за всех ответчиком искренно, то тотчас же увидишь, что оно так и есть в самом деле и что ты-то и есть за всех и за вс€ виноват. ј скидыва€ свою же лень и свое бессилие на людей, кончишь тем, что гордости сатанинской приобщишьс€ и на бога возропщешь. ќ гордости же сатанинской мыслю так: трудно нам на земле ее и постичь, а потому сколь легко впасть в ошибку и приобщитьс€ ей, да еще полага€, что нечто великое и прекрасное делаем. ƒа и многое из самых сильных чувств и движений природы нашей мы пока на земле не можем постичь, не соблазн€йс€ и сим и не думай, что сие в чем-либо может тебе служить оправданием, ибо спросит с теб€ суди€ вечный то, что ты мог постичь, а не то, чего не мог, сам убедишьс€ в том, ибо тогда всЄ узришь правильно и спорить уже не станешь. Ќа земле же воистину мы как бы блуждаем, и не было бы драгоценного ’ристова образа пред нами, то погибли бы мы и заблудились совсем, как род человеческий пред потопом. ћногое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой св€зи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. ¬от почему и говор€т философы, что сущности вещей нельз€ постичь на земле. Ѕог вз€л семена из миров иных и посе€л на сей земле и взрастил сад свой, и взошло всЄ, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновени€ своего таинственным мирам иным, если ослабевает или уничтожаетс€ в тебе сие чувство, то умирает и взращенное в тебе. “огда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее. ћыслю так.

 

«) ћожно ли быть судиЄю себе подобных? ќ вере до конца.

ѕомни особенно, что не можешь ничьим судиЄю быти. »бо не может быть на земле судь€ преступника, прежде чем сам сей судь€ не познает, что и он такой же точно преступник, как и сто€щий пред ним, и что он-то за преступление, сто€щего пред ним, может прежде всех и виноват.  огда же постигнет сие, то возможет стать и судиЄю.  ак ни безумно на вид, но правда сие. »бо был бы € сам праведен, может и преступника, сто€щего предо мною, не было бы. ≈сли возьможешь прин€ть на себ€ преступление сто€щего пред тобою и судимого сердцем твоим преступника, то немедленно приими и пострадай за него сам, его же без укора отпусти. » даже если б и самый закон поставил теб€ его судиЄю, то сколь лишь возможно будет тебе, сотвори и тогда в духе сем, ибо уйдет и осудит себ€ сам еще горше суда твоего. ≈сли же отойдет с целованием твоим бесчувственный и сме€сь над тобою же, то не соблазн€йс€ и сим: значит срок его еще не пришел, но придет в свое врем€; а не придет, всЄ равно: не он, так другой за него познает и пострадает, и осудит, и обвинит себ€ сам, и правда будет восполнена. ¬ерь сему, несомненно верь, ибо в сем самом и лежит всЄ упование и вс€ вера св€тых.

ƒелай неустанно. ≈сли вспомнишь в нощи, отход€ ко сну: Ђ€ не исполнил что надо былої, то немедленно восстань и исполни. ≈сли кругом теб€ люди злобные и бесчувственные и не захот€т теб€ слушать, то пади пред ними и у них прощени€ проси, ибо воистину и ты в том виноват, что не хот€т теб€ слушать. ј если уже не можешь говорить с озлобленными, то служи им молча и в уничижении, никогда не тер€€ надежды. ≈сли же все остав€т теб€ и уже изгон€т теб€ силой, то, оставшись один, пади на землю и целуй ее, омочи ее слезами твоими, и даст плод от слез твоих земл€, хот€ бы и не видал и не слыхал теб€ никто в уединении твоем. ¬ерь до конца, хот€ бы даже и случилось так, что все бы на земле совратились, а ты лишь единый верен осталс€: принеси и тогда жертву и восхвали бога ты, единый оставшийс€. ј если вас таких двое сойдутс€, Ц то вот уж и весь мир, мир живой любви, обнимите друг друга в умилении и восхвалите господа: ибо хот€ и в вас двоих, но восполнилась правда его.

≈сли сам согрешишь и будешь скорбен даже до смерти о грехах твоих, или о грехе твоем внезапном, то возрадуйс€ за другого, возрадуйс€ за праведного, возрадуйс€ тому, что если ты согрешил, то он зато праведен и не согрешил.

≈сли же злодейство людей возмутит теб€ негодованием и скорбью уже необоримою, даже до желани€ отомщени€ злоде€м, то более всего страшись сего чувства; тотчас же иди и ищи себе мук так, как бы сам был виновен в сем злодействе людей. ѕриими сии муки и вытерпи, и утолитс€ сердце твое, и поймешь, что и сам виновен, ибо мог светить злоде€м даже как единый безгрешный и не светил. ≈сли бы светил, то светом своим озарил бы и другим путь, и тот, который совершил злодейство, может быть не совершил бы его при свете твоем. » даже если ты и светил, но увидишь, что не спасаютс€ люди даже и при свете твоем, то пребудь тверд, и не усомнись в силе света небесного; верь тому, что если теперь не спаслись, то потом спасутс€. ј не спасутс€ и потом, то сыны их спасутс€, ибо не умрет свет твой, хот€ бы и ты уже умер. ѕраведник отходит, а свет его остаетс€. —пасаютс€ же и всегда по смерти спасающего. Ќе принимает род людской пророков своих и избивает их, но люб€т люди мучеников своих и чт€т тех, коих замучили. “ы же дл€ целого работаешь, дл€ гр€дущего делаешь. Ќаграды же никогда не ищи, ибо и без того уже велика тебе награда на сей земле: духовна€ радость тво€, которую лишь праведный обретает. Ќе бойс€ ни знатных, ни сильных, но будь премудр и всегда благолепен. «най меру, знай сроки, научись сему. ¬ уединении же остава€сь, молись. Ћюби повергатьс€ на землю и лобызать ее. «емлю целуй и неустанно, ненасытимо люби, всех люби, всЄ люби, ищи восторга, и исступлени€ сего. ќмочи землю слезами радости твое€ и люби сии слезы твои. »сступлени€ же сего не стыдись, дорожи им, ибо есть дар божий, великий, да и не многим даетс€, а избранным.

 

») ќ аде и адском огне, рассуждение мистическое.

ќтцы и учители, мыслю: Ђчту есть ад?ї –ассуждаю так:

Ђ—традание о том, что нельз€ уже более любитьї. –аз, в бесконечном бытии, неизмеримом ни временем, ни пространством, дана была некоему духовному существу, по€влением его на земле, способность сказать себе: Ђ€ есмь и € люблюї. –аз, только раз, дано было ему мгновение любви де€тельной, живой, а дл€ того дана была земна€ жизнь, а с нею времена и сроки, и что же: отвергло сие счастливое существо дар бесценный, не оценило его, не возлюбило, взгл€нуло насмешливо и осталось бесчувственным. “аковой, уже отшедший с земли, видит и лоно јвраамово, и беседует с јвраамом, как в притче о богатом и Ћазаре нам указано, и рай созерцает, и ко господу восходить может, но именно тем-то и мучаетс€, что ко господу взойдет он не любивший, соприкоснетс€ с любившими любовью их пренебрегший. »бо зрит €сно и оговорит себе уже сам: Ђныне уже знание имею и хоть возжаждал любить, но уже подвига не будет в любви моей, не будет и жертвы, ибо кончена жизнь земна€ и не придет јвраам хоть каплею воды живой (то-есть вновь даром земной жизни, прежней и де€тельной) прохладить пламень жажды любви духовной, которою пламенею теперь, на земле ее пренебрегши; нет уже жизни и времени более не будет! ’от€ бы и жизнь свою рад был отдать за других, но уже нельз€, ибо прошла та жизнь, которую возможно было в жертву любви принесть, и теперь бездна между тою жизнью и сим бытиемї. √овор€т о пламени адском материальном: не исследую тайну сию и страшусь, но мыслю, что если б и был пламень материальный, то воистину обрадовались бы ему, ибо, мечтаю так, в мучении материальном хоть на миг позабылась бы ими страшнейша€ сего мука духовна€. ƒа и отн€ть у них эту муку духовную невозможно, ибо мучение сие не внешнее, а внутри их. ј если б и возможно было отн€ть, то, мыслю, стали бы от того еще горше несчастными. »бо хоть и простили бы их праведные из ра€, созерцав муки их, и призвали бы их к себе, люб€ бесконечно, но тем самым им еще более бы приумножили мук, ибо возбудили бы в них еще сильнее пламень жажды ответной, де€тельной и благодарной любви, котора€ уже невозможна. ¬ робости сердца моего мыслю однако же, что самое сознание сей невозможности послужило бы им, наконец, и к облегчению, ибо прин€в любовь праведных с невозможностью воздать за нее, в покорности сей и в действии смирени€ сего, обр€щут наконец как бы некий образ той де€тельной любви, которою, пренебрегли на земле, и как бы некое действие с нею сходноеЕ —ожалею, брать€ и други мои, что не умею сказать сего €сно. Ќо горе самим истребившим себ€ на земле, горе самоубийцам! ћыслю, что уже несчастнее сих и не может быть никого. √рех, рекут нам, о сих бога молить, и церковь наружно их как бы и отвергает, но мыслю в тайне души моей, что можно бы и за сих помолитьс€. «а любовь не осердитс€ ведь ’ристос. ќ таковых € внутренно во всю жизнь молилс€, исповедуюсь вам в том, отцы и учители, да и ныне на вс€к день молюсь.

ќ, есть и во аде пребывшие гордыми и свирепыми, несмотр€ уже на знание бесспорное и на созерцание правды неотразимой; есть страшные, приобщившиес€ сатане и гордому духу его всецело. ƒл€ тех ад уже добровольный и ненасытимый; те уже доброхотные мученики. »бо сами прокл€ли себ€, прокл€в бога и жизнь. «лобною гордостью своею питаютс€, как если бы голодный в пустыне кровь собственную свою сосать из своего же тела начал. Ќо ненасытимы во веки веков и прощение отвергают, бога, зовущего их, проклинают. Ѕога живаго без ненависти созерцать не могут и требуют, чтобы не было бога жизни, чтоб уничтожил себ€ бог, и всЄ создание свое. » будут гореть в огне гнева своего вечно, жаждать смерти и небыти€. Ќо не получат смертиЕ

«десь оканчиваетс€ рукопись јлексе€ ‘едоровича  арамазова. ѕовтор€ю; она не полна и отрывочна. Ѕиографические сведени€, например, обнимают лишь первую молодость старца. »з поучений же его и мнений сведено вместе, как бы в единое целое, сказанное очевидно в разные сроки и вследствие побуждений различных. ¬сЄ же то, чту изречено было старцем собственно в сии последние часы жизни его, не определено в точности, а дано лишь пон€тие о духе и характере и сей беседы, если сопоставить с тем, чту приведено в рукописи јлексе€ ‘едоровича из прежних поучений.  ончина же старца произошла воистину совсем неожиданно. »бо хот€ все собравшиес€ к нему в тот последний вечер и понимали вполне, что смерть его близка, но всЄ же нельз€ было представить, что наступит она столь внезапно; напротив, друзь€ его, как уже и заметил € выше, вид€ его в ту ночь столь, казалось бы, бодрым и словоохотливым, убеждены были даже, что в здоровье его произошло заметное улучшение, хот€ бы и на малое лишь врем€. ƒаже за п€ть минут до кончины, как с удивлением передавали потом, нельз€ было еще ничего предвидеть. ќн вдруг почувствовал как бы сильнейшую боль в груди, побледнел, и крепко прижал руки к сердцу. ¬се тогда встали с мест своих и устремились к нему; но он, хоть и страдающий, но всЄ еще с улыбкой взира€ на них, тихо опустилс€ с кресел на пол и стал на колени, затем склонилс€ лицом ниц к земле, распростер свои руки и, как бы в радостном восторге, целу€ землю и мол€сь (как сам учил), тихо и радостно отдал душу богу. »звестие о кончине его немедленно пронеслось в ските и достигло монастыр€. Ѕлижайшие к новопреставленному и кому следовало по чину стали убирать по древнему обр€ду тело его, а вс€ брати€ собралась в соборную церковь. » еще до рассвета, как передавалось потом по слухам, весть о новопреставленном достигла города.   утру чуть не весь город говорил о событии, и множество граждан потекло в монастырь. Ќо о сем скажем в следующей книге, а теперь лишь прибавим вперед, что не прошел еще и день, как совершилось нечто, до того дл€ всех неожиданное, а по впечатлению, произведенному в среде монастыр€ и в городе, до того как бы странное, тревожное и сбивчивое, что и до сих пор, после стольких лет, сохран€етс€ в городе нашем самое живое воспоминание о том столь дл€ многих тревожном днеЕ

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 361 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

2060 - | 1924 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.