Напомним, что списки кандидатов от избирательных объединений бывают двух видов: по единому избирательному округу и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам (если таковые образованы). Последний список мы для краткости будем называть списком одномандатников (хотя округа могут быть и многомандатными). Оба вида списков утверждаются соответствующим органом избирательного объединения (съездом, конференцией) и передаются на этапе выдвижения кандидатов в организующую выборы избирательную комиссию. Эта комиссия заверяет указанные списки, либо отказывает в их заверении, при этом она может, заверив список, впоследствии отказать в регистрации отдельных кандидатов. После заверения списка одномандатников, решение о заверении передается в окружную (регистрирующую) комиссию и является, наряду с другими документами, основанием для регистрации конкретного кандидата в данном избирательном округе. На муниципальных и дополнительных выборах решение о выдвижении отдельного кандидата от избирательного объединения может сразу передаваться в регистрирующую комиссию.
При выдвижении списков кандидатов неподержанное администрацией избирательное объединение может столкнуться с теми же трудностями, что и отдельный кандидат при самовыдвижении. Каждый кандидат должен написать заявление о согласии баллотироваться со сведениями о себе, представить подтверждающие документы, сообщить сведения о доходах и имуществе. Если комиссия обнаруживает недостоверности в указанных сведениях определенного кандидата, она может отказать в регистрации данного кандидата и исключить его из списка. Если в партийном списке по единому округу таких кандидатов вместе с добровольно выбывшими кандидатами наберется 25% от общего количества кандидатов в списке при проведении федеральных выборов, или 50% при проведении региональных, муниципальных выборов, то список не будет зарегистрирован.
При выдвижении списка предъявляются дополнительные условия, касающиеся собственно избирательного объединения. Так, например, избирательное объединение обычно (это определяется конкретным законом о выборах) обязано представить нотариально заверенные копии своего устава и регистрационного свидетельства[69]. Избирательное объединение должно провести выдвижение списка кандидатов в строгом соответствии со своим уставом и Федеральным законом «О политических партиях», то есть на правомочном съезде или конференции, на которую оно должно пригласить представителей избирательной комиссии и Росрегистрации.
Если съезд или конференция будут признаны избирательной комиссией нелегитимными (основанием для этого является заключение соответствующего подразделения Росрегистрации), то она вправе отказать в регистрации списка избирательного объединения. Отказ зарегистрировать список «Российской Партии Жизни» в Свердловской области на выборах в октябре 2006 года был связан с тем, что, по мнению Росрегистрации, у регионального отделения партии отсутствовали местные отделения, по каковой причине избирательная комиссия признала нелегитимной конференцию регионального отделения, на которой был утвержден региональный список кандидатов. Верховный Суд РФ с этим не согласился, сочтя, что местные отделения были созданы вполне законно.
Избирательная комиссия с помощью Росрегистрации может найти и другие изъяны, связанные с уставом партии или с правилами включения кандидатов в список. Так, на выборах депутатов Мособлдумы в 2007 году отказ в регистрации списка партии «Зеленые» был мотивирован несоблюдением Устава партии при включении в список кандидатов, не являющихся членами партии. Хотя утверждения комиссии и Росрегистрации являются, по меньшей мере, спорными[70], все судебные инстанции поддержали решение об отказе в регистрации.
Причиной отказа в регистрации, отмены регистрации списка могут послужить даже вновь выявленные изъяны устава партии. Так, отмена регистрации регионального списка партии «Яблоко» на выборах в Законодательное Собрание Республики Карелия была связана с наличием в уставе партии двух видов членства, которое позволяло участвовать в принятии решений только активным членам партии. В этом случае было использовано не основанное на законе утверждение, что в принятии решений должно участвовать не менее половины всех членов регионального отделения партии[71].